"Поцелуй бабочки", вопросы профессиональной этики

Jun 16, 2006 10:25

Раньше в Москве был один город, а теперь - два. То есть, тьфу, в России. В смысле, в киношной. Про Питер, короче.
Из чувства, близкого к мазохизму, посмотрел остросюжетный фильм "Поцелуй бабочки" с Сергеем Безруковым.

-- С.Б. получает приз в номинации "самый большой крестик в отечественном кино". На его герое болтается огромный крест, цепочка хоть и простая, металлическая, но толщиной в мизинец, ещё чуть-чуть, и перейдёт в разряд "вериги". Крест висит, как ружьё, которое должно выстрелить, правда, так и не стреляет; но такой цепурой точно можно кого-нибудь прибить. А так как большую часть времени мы видим крестик во время многочисленных постельных сцен (герой романтично склоняется над обнажённой героиней, его крестик неромантично свешивается ей в рот), в памяти всплывает знаменитая фраза про баню и трусы.--

На самом деле, буду справедливым - фильм не так плох, как можно было ожидать. Я даже получил определённое удовольствие. Просто фильм пиарят, как русский аналог американских фильмов про русскую мафию и американских же фильмов про японцев. Так вот, с точки зрения заявленной темы - китайская мафия в России, столкновение разных культур, Восток и Запад - фильм ничего из себя не представляет. Это ноль. Достаточно сказать, что главного китайского гада играет какой-то грузин. Что, впрочем, логично, учитывая, кто изображает русскую мафию в американских фильмах, так что, возможно, это они специально.
Нет, китаянка натуральная, читает хокку, красится, как гейша (почти), но всё равно, не то, не то...

Зато китайцы не владеют ушу, тут создатели фильма решили быть оригинальными, поэтому на экране русский раз за разом валит китайцев приёмами бокса и дзюдо. Это правильно, у нас вам не Гонконг и не Матрица.

(Помимо бокса и дзюдо, герой - по сюжету программист - владеет приёмами лопата-до. Из чисто русских традиций боевых искусств с холодным оружием самой знаменитой по праву считается сапёрная лопатка-до, пришедшая на смену историческому искусству топора. Но в одной из школ до сих пор учат приёмам боя со значительно более длинной и тяжелой садовой лопатой, и именно к этой школе, как выяснилось, принадлежал главный герой фильма.)

Теперь о том, что мне понравилось. Фильм чем-то напоминает "Мужской сезон", и не только китайской мафией, - это такая же другая Россия.
---------------------------
Как обычно, отвлекусь.
У меня была концепция, что в фильме "Мужской сезон" присутствует временное рассогласование.
Во-первых, это ближнее киберпанковское будущее. То, что герои постоянно лазят в компьютер и получают из сети информацию - это не киберпанк. Но китайская мафия, живущая в заброшенном московском метро, напоминает мне именно о классических мирах киберпанка.
Во-вторых, это наше путинское настоящее. Тут всё понятно, укрепление вертикали власти, "борьба с коррупцией", новые карьеристы двухтысячных. Естественно, технический уровень мобильных телефонов и ноутбуков указывает на настоящее.
В-третьих, и это самый тонкий момент, но я как-то смог обосновать его в разговоре с alyonka - это наше альтернативное прошлое, другой девяносто второй - девяносто третий год. Мир, в котором всевластное КГБ раздроблено на кучу разных полиций и спецслужб, небольших, но гибких и приспособившихся к изменившимся условиям. Люди при этом остались те же, но уже во всю идёт процесс смены поколений. А ветераны Афгана как раз успели дослужиться до руководителей отделов, войдя в касту начальников. В этой альтернативной России пытаются играть в американский футбол - видимо, потому что "весь мир играет".
---------------------------

В "Поцелуе бабочки" явного временного рассогласования нет. Всё же, я позволю себе сказать о том, что это будущее-из-прошлого, альтернативная реальность, если хотите. Реальность "Мужского сезона", при всех показанных там трудностях и нерешённых проблемах, опирается, согласно моей концепции, на радужные мечты о будущем Независимой России, образца года так девяносто первого. А вот действие "Поцелуя бабочки" происходит в мире, чьим прошлым стали бурные российские девяностые. Если судить по художественным книгам тех лет, тогда была популярна тема стремительного роста и развития проклюнувшихся ОПГ, их слияние в единную глобальную Систему, Конгломерат, Консорциум, Купол - названия были разные. Подобная Система не просто сливалась с государственными структурами, она становилась альтернативной властью или даже подчиняла власть себе (а не наоборот).

Именно это и произошло в "Поцелуе бабочки". От государства в фильме остались одни гаишники и фраза "правительственная трасса? Там же полно гаишников!" (произносится с интонациями из второй "Матрицы": "Магистраль? Там же агенты!"). Всё остальное - это Система. В рамках Системы существуют разные схемы, между ними достаточно сложные отношения, но все подчиняются общим правилам.
При этом, всё показано в достаточно мягких тонах, бандиты окультурились, жизнь стабилизировалась, всё что могли - поделили, кругом порядок.

Да, эта тема создателям фильма удалась.

Главный герой, которого играет Сергей Безруков - талантливый программист Орланов, работающий в частной конторе, предоставляющей услуги по кибер-защите объектов. Главное, они "ставят защиту", природа этой защиты роли не играет, с таким же успехом речь могла идти о магии. Короче, "киберпанковская" составляющая традиционно представляет из себя волшебство и шаманизм, а Орланов - один из техно-магов конторы, при этом - ведущий.

Контора - типичный венчур, на каком-то этапе слившийся с более крупной структурой. Конторой руководит Маршалов, он же Маршал, он же Родионыч. Видно, что именно Маршал их всех собрал, организовал, выгрыз им нишу в Системе и вывел из грязи в князи. На то он и Маршал, человек ещё той, старой закалки. "Советской власти на вас нет", - с шутливой угрозой говорит он своим сотрудникам. Директор с авторитарными замашками, строгий, но справедливый и заботливый, предводитель своей буйной дружины кудесников - характерный персонаж.

И живут они у него действительно неплохо, тот же Орланов явно относится к верхнему слою среднего класса. Да и сама Контора может похвастаться шикарным офисным зданием, проходной с симпатичной девушкой-охранником и подземным гаражём, одним словом, всё как у людей.
При Конторе есть своя служба безопасности, которая подрабатывает на стороне частным сыском, а также, видимо, не брезгует шантажом и рэкетом. Руководитель службы по старой памяти всё время предлагает наехать на банду китайских нелегалов и поставить их на счётчик.
У Конторы также есть своя боевая группа, или, по-крайней мере, возможность прибегнуть к услугам профессиональных боевиков. В рамках Системы иногда сложно определить, где заканчивается одна схема и начинается другая, но, в общем, силовым ресурсом Контора обладает.

Единственная показанная в фильме альтернатива Системе, причём альтернатива позитивная, связана с сестрой Орланова. Она с мужем живёт в деревне, причём есть намёк на то, что они перебрались туда из города. Её муж - типичный вольный егерь, и он там не один такой. Он отрицает город со всеми этими "системами и схемами", у него есть свой дом, своя земля, оружие, чтобы защищать семью, товарищи, готовые придти ему на помощь, а больше человеку ничего не надо. Я назвал это "ползучей русской оппозицией".
Естественно, городской "системщик" Орланов не понимает шурина и предлагает тому расслабиться и "дембельнуться" со своей необъявленной холодно-партизанской войны.
Шурин отвечает просто: "Мы друг с другом не ладим, это верно. Запомни одно, ты родня, значит - свой. Понадобится помощь, оружием, чем угодно - обращайся".

Орланов, кстати, тут же начинает убеждать шурина, что у них в Системе уже давно всё тихо, мирно и травоядно.
...Потом он ещё раз вернётся и попросит у шурина ствол.

Деревенская линия противопоставляет искусственным связям Системы клановую мораль, с жестким делением на своих и чужих и приматом родственных отношений. В какой-то степени, то же самое можно сказать о китайцах с их этнической преступностью, но их также можно рассматривать, как часть Системы с особым статусом, фильм допускает такую трактовку.

Дальше - спойлеры и этическая проблематика.

Контора получает выгодный заказ на установку защиту в "Союзе Пяти". Защиту ставит Орланов. "Союз Пяти", чем бы он ни был, обитает на верхних уровнях Системы, так что для Конторы это очень важный и ценный клиент, буквально прыжок через ступень.
Дальше в Контору к Маршалу приходит Лавр, Лаврик. Лавр требует сдать ему защиту "Союза Пяти". Маршал отрицает сам факт того, что они брались за это дело, призывая в свидетели Орланова. Тот, естественно, подтверждает слова босса, говоря, что всего лишь чистил им сетку от вирусов.

"Маршал, почему ты так боишься Лаврика?"
"Живя в Системе, нужно играть по правилам. Лавр - тот, кто устанавливает эти правила. У него с "Союзом Пяти" свои разборки, в это лучше не лезть, сожрут".

В последущие дни Лавр начинает персонально окучивать Орланова. Соответственно, на Орланова начинает давить Маршал:

"Ты в Системе, а в Системе хозяев не меняют. Запомни, если ты возьмёшь у Лавра деньги, ты не успеешь ими воспользоваться, ты понял?!"

Кстати, у Орланова, помимо всего прочего, старая интрижка с женой Лаврика (Орланов не знал, чья это жена), что придаёт ситуации определённую пикантность. Кстати, образ жены прописан просто великолепно, какая женщина!

А дальше Орланов влюбляется в китаянку Ли. Ли не может вырваться из лап китайской банды. Орланов приходит к Маршалу и просит у него надавить на китайцев, ради спасения Ли. Маршал резонно замечает, что если китайской банде позволяют существовать, значит, кто-то в Системе имеет с этого процент (забавно, что вышеупомянутому начальнику службы безопасности эта мысль в голову не приходила). Если Маршал не знает, кто кормится с китайцев, значит, этот кто-то по статусу выше Маршала.  "Живя в Системе, нужно играть по правилам". Маршал отказывается.

"Система, схемы... нет никакой Системы! Есть только люди", - озвучивает Орланов главную мысль фильма, после чего идёт к Лавру и сдаёт ему коды допуска к базе данных "Союза Пяти". А Лавр вызывает спецназ, который выносит китайцев.

После этого, конечно, к Орланову и Ли приезжают боевики-ликвидаторы от Маршала и Конторы. Побудка "Шмелем" по окнам, стрельба, гонки по городу... короче, фильм кончается тем, что слегка потрёпанные Орланов и Ли едут в деревню.

Мораль: Если твоя дружина, который ты отдавал всё, не готова вписаться за твои личные проблемы, ты с таким же успехом можешь считать себя свободным от всех обязательств.
Мораль номер два: Хорошо иметь домик в деревне и маньяка-милитариста среди родственников.

То, что осталось за кадром, помимо победы Лавра над "Союзом пяти" и его возможных разборок с теми, кто крышевал китайцев - это конец Конторы. После того, как их специалист отдал клиента в руки его злейшего врага, с ними просто никто не будет иметь дело. Это в лучшем случае, в худшем речь пойдёт о физической ликвидации.

Так вот. Мне интересно, как вы относитесь к этике Орланова и его поведению в данной ситуации?
Особенно меня интересует мнение h_factor; мнение соционических "демократов" я себе примерно представляю :).
Previous post Next post
Up