disclaimer: Оля предложила мне сначала написать, что фашизм и нацизм - это плохо, понятенько?
Хотел процитировать, возможно, когда-нибудь мне это пригодится. Из книги
Альберта З. Карра "America's last chance" ("Последний шанс Америки"), изданной в Ньй-Йорке в 1940 году:
"Основные идеи нацизма ныне известны.
Первая - это концепция «расы», как основы всякой морали. Согласно учению нацистских философов, высшие расы должны править низшими. Нордический тип представляет собой высшую расовую группу. Латиняне и славяне породой похуже. Немцы - лучшие среди нордических народов. Английский тип стал результатом смешения кровей. Семиты, монголы, малайцы, негры - это всё низшие человеческие типы. Евреи попадают в отдельную категорию, как «предельное зло»; но как бы то ни было, всем народам предначертано покориться немцам. Гитлер прямо сказал: «однажды немцы станут хозяевами всей земли».
Вторая идея состоит в вере в физическую силу, как окончательное мерило всех ценностей. Война - это добро, она великая «очищающая сила» человечества. Настоящим делом человека является война. Нацистское светило, профессор
Эвальд Банзе, пишет: «Война даёт почву для высочайших проявлений человеческого духа… нигде больше воля и связанные с ней достижения расы или державы не получают столь полного воплощения, как во время войны. Война - очищающая стальная купель, источник свежих порывов, безупречный экзамен на пригодность».
Для сторонников Гитлера, война - это способ отобрать «наиболее приспособленных» для выживания в мире, полном борьбы. Наука давным-давно показала, что доктрина выживания сильнейших, или наиболее приспособленных, не имеет биологического смысла в войнах между людьми. Но нацистских философов это не смущает. Сильная нация выигрывает войну. Сильная нация, таким образом, является «наиболее приспособленной». Наиболее приспособленной для чего? Для победы в новых войнах! Нацистская доктрина - это не откат в варварство, что было бы плохо само по себе; это сознательное, экзальтированное возвращение к закону джунглей. Перефразируя Честертон, это попытка непонимающих уничтожить всё, когда-либо понятое человечеством.
Третья идея постулирует существование природного правящего класса, урожденных господ. Идея равенства приводит нацистов в ужас. Они презирают христианство за то, что в христианстве люди равны перед лицом Господа. Даже люди одного расового происхождения не должны посягать на равенство возможностей, подразумевающееся в демократии. Только господа принадлежат к «истинной расе», только они обладают личностью в полном смысле слова. У человеческих масс нет индивидуальности. У них нет и прав, помимо тех, которыми их в своей милости наделяют господа. Ничтожное меньшинство аристократов обязано направлять народ к цели тугими удилами и острыми шпорами.
Фюлёп-Миллер, известный апологет нацизма (чем он заслужил такую характеристику?! - Г.Н.), ссылается на
древнюю германскую легенду, согласно которой скандинавские боги создавали людей зависимыми трэллами, вольными карлами и благородными ярлами; и, «таким образом, тевтоны верят в божественное происхождение неравенства». «Майн Кампф» просто дышит презрением, которые Гитлер испытывает к безмозглым народным массам. Другой заметный нацистский мыслитель,
Хайзер, ясно даёт понять отношение гитлеровцев к подневольному населению: «Кого волнует жизнь, судьба, интересы миллионов, если удастся обеспечить процветание носителям расового духа?» «Пчелиный улей, - подчёркивает он, - воплощается в матке».
Все эти идеи, насчёт расы, войны как «блага» и класса господ, не были новыми элементами, внезапно проникшими в немецкую мысль. Они красной нитью проходят через всю историю Германии, с самого её начала. Триумф Гитлера заключается в том, что ему удалось сплести из них господствующий узор; но когда он начал столь ловко управлять ткацким станком, нити уже были там и только ждали его.
Эти три идеи свойственны народам племенной стадии. С психологической точки зрения, нацистская вера в немецкое расовое превосходство аналогична представлениям индейцев Кайова о собственной уникальности.
Кайова означает «единственные люди». (…) Надо полагать, что все примитивные народы когда-то считали себя лучшими представителями человечества, если вообще не единственными настоящими людьми, и это восприятие выражалось в их мифах и легендах.
Любой ребёнок по природе своей яростно эгоистичен. Но со временем жизнь в обществе вносит коррективы в этот эгоизм. И у большинства народов, в ходе их развития, предельный племенной эгоизм постепенно смягчался и разбавлялся новыми знаниями о мире, пока не превратился в спокойный патриотизм и не более того. Как однажды заметил
Мальро, весь смысл цивилизации в том, что она освобождает людей от мифов. Благодаря ей сила человека начинает служить человеческому разуму. Но варварство жертвует людьми во имя мифов. Оно заставляет человеческий разум служить грубой силе.
Нацисты, наслаждаясь своим варварством, воскресили миф о немецкой уникальности и превосходстве по сравнению со всеми другими народами. Они воскресили мифы о добродетельной войне и божественном происхождении правителей. Они реализовали подобные «зомби-идеи» с помощью современной науки и натравили их на цивилизацию, чтобы попытаться её уничтожить".
Карр, ссылаясь на Честертона, передаёт его мысль, как "it is an attempt to destroy everything that men have ever understood, by men who do not understand it". Это отсылка к "
Забору Честертона" из "Thing: Why I am Catholic".
"Допустим, существует конкретный закон или институт, для простоты примера забор или ворота, расположенные поперёк дороги. Современный тип реформатора, с энтузиазмом предлагает: «Я не вижу никакой пользы от этого; давайте уберём его с дороги». На что более разумный реформатор способен ответить: «Если вы не видите пользы от этого сооружения, я точно не могу позволить вам избавиться от него. Найдите время и подумайте. Только затем, когда вы вернётесь и сможете объяснить мне, что вы видите применение ему, возможно, я позволю вам исполнить ваше намерение»".
***
В пару к Карру я хотел бы процитировать Франка Мунка (
1,
2), из книги "The economics of force" ("Экономика силы"), тот же Нью-Йорк, тот же 1940. Мунк - эмигрант из Чехословакии, английский ему не родной, и, скажем так, он больший путаник, чем Карр:
"Наша цивилизация верит в самостоятельную ценность рационального мышления, человеческого разума, понимания и науки. Для них же человеческий разум - помеха, их цивилизация полагается на иррациональное в человеке, на мистическую веру в «кровь и почву», на примитивные инстинкты страха, злости и агрессии.
Наша система сформировалась с верой в то, что отдельный человек имеет значение, в ценность каждой человеческой души, каждой личности, что обеспечивает демократии её глубокое моральное и религиозное обоснование. Их система осуждает представления о важности индивидуума. Для них отдельная личность - ничто, или, в лучшем случае, частица целого - расы, государства, класса. Наша цивилизация растёт и процветает за счёт индивидуализма. Их цивилизация означает абсолютный коллективизм всех людей и всех вещей.
Наша цивилизация всегда считала войну злом, иногда необходимым, но всё равно злом. Они считают войну источником силы. Как говорил Муссолини, «Фашизм…»
[Так, приехали. Функ здесь цитирует "Доктрину фашизма". В нашей стране русский перевод этого текста Муссолини признан экстремистским материалом, несмотря на протесты профессиональных историков. Кому нужна история, правда? Так что, получается, я не могу это перевести. Короче, речь о тексте "La Dottrina del fascismo", "The Doctrine of Fascism" по-английски, часть вторая, которую писал сам Муссолини, третий параграф, где про "l'avvenire e lo sviluppo dell'umanità", "будущее и развитие человечества", "the future development of mankind"/"future and development of humanity" в английских переводах. Вплоть до слов "è l'educazione al combattimento", "обучение бою" или "боевое воспитание". Короче, пацифизм плохо, война хорошо, фашизм - это постоянная готовность к борьбе. - Г.Н.]
...Наша цивилизация, наследница американской и французской революций, принципиально оптимистична. Она явным образом верит в прогресс человеческой расы, в возможность улучшить человека за счёт образования и наших общих усилий. А вот наши оппоненты считают, что человеческие инстинкты неизменны, особенно в желании доминировать и жажде завоеваний; что человек по сути всё то же животное, которым он был в каменном веке, и что он не просто им является, он именно таким и обязан быть. В рамках системы, построенной вокруг силы, образование должно не столько прививать новые стандарты, сколько обнажать природные инстинкты и укреплять бойцовские качества. «[Любовь плохо уживается со страхом], поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива.» (Макиавелли (с))
Соединённые Штаты сформировались на основе доктрины, что «все люди были созданы равными и свободными». Сама природа философии силы подразумевает обратное, а именно: люди рождены, чтобы служить государству, и они неравны между собой. Согласно данной, не столь уж новой доктрине, не существует равенства между индивидуумами или между нациями. Есть сверх-личности и сверх-нации, господствующие личности и господствующие нации, зависимые личности и зависимые нации. По мнению [носителей таких идей], целью политики должно быть создание и поощрение неравенства, а не возвышение людей или попытка уравнять их в правах. Необходима иерархия, общество должно быть организовано сверху вниз и поделено на ранги, в духе кастовой системы: с неприкасаемыми париями в самом низу, и с фюрером или дуче, как его ни назови, на вершине".
P.S. Сравните реплику Муссолини, которую я не могу здесь привести, с цитатой из известнейшего израильского военного теоретика
Мартина ван Кревельда ("Трансформация войны"):
"В некотором смысле вопрос о том, ради чего общества будущего станут воевать, почти не имеет отношения к делу. Война не является лишь средством для достижения какой-либо цели, и люди не обязательно сражаются ради того, чтобы достичь той или иной цели. В действительности все обстоит как раз наоборот: люди часто ставят перед собой ту или иную цель для того, чтобы воевать. В то время как вполне можно усомниться в пользе, которую приносит война как средство достижения практических целей, ее способность увлекать, воодушевлять и очаровывать никогда не вызывала сомнений. Война - это жизнь во всех ее проявлениях. Из всех существующих на земле видов деятельности только война одновременно и позволяет, и требует использовать с полной отдачей все человеческие качества - и самые благородные, и самые низкие. Жестокость и беспощадность, храбрость и решительность, чистая сила, которая с точки зрения стратегии необходима для того, чтобы вести вооруженный конфликт, - все это является одновременно его причиной. Литература, искусство, игры и сама история - все это красноречивое доказательство одной и той же простой истины. Один из действеннейших способов обрести радость, свободу, насладиться счастьем и даже испытать исступление и экстаз заключается в том, чтобы не сидеть дома с женой и детьми: часто бывает именно так, что люди ощущают себя в высшей степени счастливыми, оставив самых близких и любимых ради нее - войны!"