В продолжение моих постов о национальной символике (
1,
2), я хотел бы разобрать эту картинку, случайно найденную мной на просторах сети:
Да, художник, очевидным образом, напортачил с рукой, которой "Старая Америка" держит жезл с аквилой. Зато отметьте множество трогательных деталей в образе "Современной 'Мёрики", вплоть до значка "Сдохни, циская мразь!"
Представьте себе, что мы не знаем контекста, а просто разбираем образ "Старой Америки", сам по себе. Первое, что бросается в глаза - это не совсем Колумбия, классическое олицетворение США:
На голове у Колумбии всегда изображался фригийский колпак, символ освобождения и республики. В руках у Колумбии должен быть основополагающий документ - ну там Декларация независимости, первая страница Конституции США со словами "We The People" или Билль о правах. (Например, Статуя Свободы держит табличку с датой "JULY IV MDCCLXXVI", т.е. датой подписания Декларации независимости США.)
Что мы видим вместо этого?
У Старой Америки на голове шлем, символ империи. Это не случайно.
Когда в 19 веке здание Капитолия должны были увенчать статуей, олицетворяющей американскую свободу (
Statue of Freedom), она должна была носить колпак, как и положено:
"Свобода, торжествующая в мире и на войне".
Но против этого дизайна резко выступил тогдашний военный министр, Джефферсон Дэвис, будущий глава Конфедерации. Он-то знал, что означает фригийский колпак - "свобода через освобождение". Рабовладельцам это было, как серпом по яйцам, ведь вся их идея заключалась в том, что рабы рождаются рабами, а свободные - свободными. "Американская свобода иная, это не свобода освобождённого раба... сама мысль оскорбительна для людей, которые рождались свободными и никогда не были рабами". И фригийский колпак, по требованию Дэвиса, заменили на военный шлем с плюмажем.
Туда же - таблицы с заповедями в руке. Начнём с того, что недавний алабамский мракобес, Рой Мур, умудрившийся со скрипом, но проиграть выборы демократу (в Алабаме!), в бытность судьёй прославился установкой памятника Моисеевым заповедям.
"
Бывшего верховного судью Алабамы, известного своими ультраправыми взглядами, дважды отстраняли за неподчинение решениям суда и отказ убрать из здания суда плиту с выгравированными библейскими десятью заповедями".
Таким образом, Мур утверждал, что заповеди для него намного важнее Конституции США, и что судить надо по библейским законам, а не по американским.
Таблички с заповедями никак не могут быть американским символом (см. выше). Это даже не христианский символ. "Иудеохристианский" - может быть, но не христианский. Идея христианства заключается в том, что Благодать выше Закона (и потому христианство круче иудаизма).
Как писал об этом апостол Павел в послании Галатам (глава 3):
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. (...)
Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Когда Павел пишет, что Закон "преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один" - это чудовищная ересь с точки зрения современного иудаизма. Но современный иудаизм сформировался позднее. В 1 веке нашей эры существовало несколько конкурирующих ветвей иудаизма, и некоторые из них допускали существование ангела-посредника (Михаила или Метатрона), который общается с людьми от имени Бога, и которого люди иногда путают с Богом. Очевидно, что Павел, который сам был иудеем, ссылался на подобные представления. Этим он подчёркивал уникальность и превосходство христианства. Все остальные традиции основывались на текстах, которые получали пророки. Но пророки получали тексты через ангелов, "а если есть посредник, то там уже больше одной силы, а Бог един". Только христиане получили возможность пообщаться с собственным Начальством непосредственно. И Начальство сказало: вы всё делаете неправильно. Нет, серьёзно. "Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Евангелие от Луки 16:15).
Как бы то ни было, очевидно, что в христианстве того же Джефферсона Дэвиса рабы были, а никакого братства с ниггерами не было. Поэтому "иудеохристианство", как религия избранного народа, с опорой на Ветхий, а не на Новый завет.
И да, забавно отсутствие у "Старой Америки" очевидной христианской символики. Конечно, при наличии воображения можно решить, что странный "забор" на щите представляет собой замаскированный крест. Но зачем было маскировать крест, если мы открыто суём под нос заповеди? Это я уже домысливаю, но единственный крест, который в США маскируют, как послание, понятное только посвящённым - это крест Ку-Клус-Клана.
Итак, соберём всё в единое целое. "Старая Америка" - это символ воинственной теократической империи, господства высшей, "избранной" расы над низшими. Это не Америка, это не Колумбия - это то, другое течение, которое присутствовало и продолжает присутствовать в американской жизни в качестве сознательного врага американских идеалов. Например, в знаменитой речи вице-президента Конфедерации Александра Стивенса ("Речь о Краеугольном камне", 1861):
"Чтобы не утомлять вас перечислением многочисленных изменений в Конституции, позвольте мне перейти к пункту, последнему по порядку, но далеко не последнему по значению. Новая Конституция навсегда запретила пропаганду против нашего особенного института африканского рабства в том виде, каком он существует, против того надлежащего статуса, который негры занимают в нашей цивилизации. Всё это явилось непосредственной причиной последнего раскола и настоящей революции. Джефферсон предсказывал, что рабство станет той «скалой, о которую разобьется старый Союз». Он был прав. То, что ему только казалось, теперь стало свершившимся фактом. Но вызывает сомнение, что он полностью постиг ту великую истину, на которую опирается эта скала. Им и большинством ведущих государственных деятелей, во время формирования старой Конституции руководила мысль о том, что порабощение африканских есть нарушение законов природы, что оно неправильно в принципе, социально, нравственно, и политически. Для них рабство было злом, с которым они не знали, как поступить, но которое, как они думали, является недолговечным, и по Божественной воле скоро прекратится.
Эта идея преобладала над создателями Конституции, хотя и не нашла отражения в документе. Конституция, напротив, защитила права рабовладельцев на всё время существования рабства, так что всё утверждения, что не существует Конституционных гарантий рабовладельцам, столь популярные сегодня, не имеют под собой никакого основания. Антирабовладельческие идеи в корне неправильны. Они опираются на предположение о равенстве рас, которое является ошибочным. Эти идеи стояли на песчаном фундаменте, рассыпавшемся, как только «подул ветер, и началась гроза».
Наше новое правительство основано на диаметрально противоположной идее; краеугольным камнем в его фундаменте лежит та великая истина, что негр не равен белому человеку, а рабское подчинение превосходящей расе является его естественным и нормальным состоянием. Наше новое правительство является первым в мировой истории, основанным на этой великой физической, философской и моральной истине. Этот закон долго добивался своего права на существование, подобно всем другим истинам в различных разделах науки. Так было и среди нас. Многие из тех, кто слушает меня сегодня, возможно, помнят, что даже они сами эту истину признали не сразу. Ошибки прошлых поколений цеплялись за нас на протяжении двадцати последних лет. Тех жителей Севера, кто все еще цепляется за эти ошибки с рвением, достойным лучшего применения, мы справедливо называем фанатиками. Весь их фанатизм является разновидностью безумия и возникает из непонимания и неправильного рассуждения. Одна из самых поразительных характеристик подобного безумия заключается в том, что такие безумцы делают нужные им умозаключения из ошибочных предпосылок, как в случае с нашими антирабовладельческими фанатиками. Их заключения были бы правильные, если бы имелись на то основания. Они предполагают, что негры равны белым людям, и, следовательно, имеют право на равные с белым человеком привилегии и свободы. Если бы их предпосылки были верны, то их умозаключения были бы логичны и справедливы, но данные предпосылки в корне неправильные, и все их аргументы не выдерживают критики. Я вспоминаю, что однажды слышал, как один небездарный Северный джентльмен, облеченный большой властью, пылко предсказывал с трибуны Палаты представителей, что мы на Юге в конечном итоге будем вынуждены покончить с рабством, поскольку-де против законов жизни также бессмысленно вести войну, как против законов физики и механики. Что их принцип, в конце концов, победит. Что мы, поддерживая рабство в том виде, в каком оно есть у нас, выступаем против законов природы, против закона равенства людей. Я ему ответил, что, если исходить из их собственных принципов, то победителями окажемся именно мы, и что крестовый поход его и его соратников против наших институтов окончится провалом. Признавая его правоту в том, что против законов жизни также бессмысленно вести войну, как против законов физики и механики, я добавил, что это в равной степени относится и к нему самому, выступающему против одного такого закона. Он пытается уровнять вещи, которые Создатель сделал неравными.
В настоящее время в этом конфликте успех был на нашей стороне, по всей территории Конфедеративных Штатов. Я смело могу заявить, что наша социальная структура крепка и нерушима, что я нисколько не сомневаюсь в окончательном признании наших принципов всем цивилизованным и просвещенным миром.
Как я уже говорил, закон, отстаиваемый нами, долго добивался своего права на существование, подобно всем другим истинам в различных разделах науки. Так было с законами Галилея, так было с Адамом Смитом и его политической экономией. Так было с Харви и его теорией кровообращения. Известно, что ни один представитель медицины, живший в то время, когда он объявил о своем открытии, не поддержал его. Теперь же это признано повсеместно. Почему бы нам не верить в окончательное всемирное признание идей, которые мы положили в основание своей системы? У нас первое правительство, созданное в строгом соответствии с законами природы, Божественным замыслом и должным использованием человеческого материала. Многие правительства основываются на принципе подчинения и порабощения некоторых классов той же самой расы. Такой принцип мы считаем нарушением законов природы. Для нас все представители белой расы, высшее и низшее общества, богатые и бедные одинаково равны перед лицом закона. Но с неграми не так. Их дело - подчиняться.Они по своей природе, или по проклятию рода Ханаанского, должны занимать именно то место, которое занимают в нашей системе. Архитектор при строительстве зданий, сначала кладет фундамент из надлежащего крепкого материала, а затем возводит стены из кирпича или мрамора. В основании нашего общества лежит самый подходящий для этого материал, и мы по опыту знаем, что так лучше и для подчиненной и для превосходящей расы, и так должно быть. И так есть в соответствии с решением Создателя. Не нам понимать мудрость Его решений, или подвергать их сомнению. Во имя Своих собственных целей, Он сделал одну расу, отличной от другой, также как Он сделал «свет одной звезды отличным от света другой». Великие цели человечества скорее были бы достигнуты, если бы все следовали Его законам и декретам при создании правительств так же, как во всех остальных делах. Наша конфедерация основана на принципах, находящихся в строгом соответствии с этими законами. Камень, отвергнутый первыми строителями, нами положен «во главу угла», став настоящим краеугольным камнем в нашем новом здании. Меня спросили, что я думаю о будущем? Некоторые предсказывают, что мы настроим против себя весь цивилизованный мир. Меня не волнует, кто и где противостоит нам, если мы опираемся на вечный истинный закон, будем верны ему, и отстаивать его до конца, то мы будем обязаны одержать победу, и одержим её".
...А затем я стал смотреть, на каком сайте лежала та картинка. И оказалось, что я всё правильно понял, именно это они и хотели сказать.
P.S. -
ссылка на мой умозрительный сюжет о "другой" компоненте американской реальности, которая с самого начала была враждебна идеям свободы, равенства и разума.