Когда я дочитал до
мысленного эксперимента про друида, я первым делом подумал про
Хари Селдона...
Так, "Основание" Азимова все читали?
Пунктиром. Существовала Галактическая империя, существовала так долго, что все привыкли считать её вечным и неизменным феноменом, а отдельные кризисные явления - временными трудностями, за которыми неизбежно последует очередной рассвет. Как это всегда и было. И тут гениальный учёный Хари Селдон (Гэри Сэлдон, неважно) изобретает психоисторию - науку, позволяющую с достаточно большой точностью предсказывать поведение человеческих масс и социальных структур в исторических масштабах. А психоистория говорит, что Галактическая империя в ближайшие века развалится, а с ней рухнет и вся галактическая цивилизация, причём положительная динамика в обозримом будущем не прослеживается - а это десятки тысяч лет.
Но не всё потерянно. Психоистория в своём прикладном аспекте позволяет сократить время упадка и Тёмных веков до тысячи лет. Для этого на самом краю Ойкумены, на богом забытой планетке, нужно основать Основание (в оригинале - Foundation, Фонд), собрать там подходящие кадры, заложить основу устойчивого общества, и оставить им на хранение все технические знания империи. (При этом, колонисты не должны обладать знаниями о психоистории, потому что психоистория не может предсказывать поведение психоисториков, по определению.) Когда всё рухнет, Основание станет новым ядром консолидации и собирания земель, цивилизация сохранится, утраты знаний не произойдёт. Единая галактическая цивилизация восстанет из пепла империи, пускай и через тысячу лет.
Всё идёт по расчётам Селдона. Сам теоретик психоистории давно умер, но дело его живёт. Империя дряхлеет и теряет контроль над периферией, Основание крепнет и потихоньку начинает прибирать к рукам окрестные миры. Попытки остатков империи повернуть процессы вспять и укротить молодого хищника ни к чему не приводят, несмотря на изначальное подавляющее преимущество имперцев. Как и было предсказано. (Как написал один западный автор, Селдон был фиговым психоисториком, но хорошим социальным инженером - он дал Основанию идеологию и идентичность, ощущение своей исторической миссии и избранничества.)
Тут появляется случайный, неучтённый фактор - Мул, мутант-психократор. Который начинает подчинять своей воле людей и собирать свою маленькую (но быстро растующую) галактическую империю. Чистой воды роль личности в истории. Казалось бы, планам покойного Селдона пришёл конец. Но нет, есть ещё Второе Основание, основанное "на противоположном конце Империи" в тайне от первого. И вот они-то получили все наработки Селдона по психоистории, с упором на тот раздел, где речь шла об управлении поведением масс и отдельных людей. Второе Основание должно было следить за историческим процессом и убирать все факторы, которые мешают "объективному ходу событий" (который, таким образом, не особо "объективен" - естественный процесс, поддерживаемый искусственным образом!). Выясняется, что "противоположный конец Империи" от периферии - это центр, и что Второе Основание всё это время сидело на руинах столичной планеты. Мозголомы Второго Основания добираются до Мула и хакают ему мозг. Всё снова идёт своим чередом, учение Селдона всесильно, потому что верно. (Конец первой трилогии, дальше уже пошла всякая наркомания.)
***
Историю упадка и гибели Галактической империи Азимов передрал с истории Западной Римской империи, как он её себе представлял.
В свою очередь, явившийся к Марку Аврелию друид-психоисторик (с его деревянным компьютером и динамической моделью эволюции Римской империи на ближайшую тысячу лет) - это явный Хари Селдон. Уж не знаю, является ли это сознательным цитированием, или нет.
Текст Азимова выглядит, как ответ Уго Барди за десятки лет до того, как был задан вопрос. ("Основание" - 1951, на основе рассказов 1942-1944 годов; "Основание и Империя" - 1952, "Второе Основание" - 1953.) Естественно, никакая центральная власть никогда не согласится с подобными предложениями по "управляемому переходу", не имея ни возможностей, ни желания для осуществления требуемой политики. С точки зрения психоистории, надо действовать иначе. Если уж Верховный Друид решил играть на стороне империи, он должен был позаботиться о том, чтобы создать Фонд-укрытие для имперских знаний и имперских технологий, будущее ядро нового имперского синтеза - достаточно небольшого размера, чтобы можно было осуществить его сборку за разумное время, достаточно далеко, чтобы Фонд не привлекал внимания и не был задет деструктивными процессами в метрополии. Ну и конечно же, нужен ещё Фонд-2, который будет легендировать деятельность первого Фонда и неявно ему помогать, но при этом никак не будет с ним связан.
Но так как текст Азимова - это альтернативная версия реальной истории ("как надо было действовать, чтобы Тёмные века кончились быстрее, а ущерб от них был бы меньше"), то мы можем использовать реальную историю, чтобы нарисовать "реалистичную" картину развития событий в мире Азимова, используя образы Барди.
Итак, друид и его последователи, вооружившись деревянными компьютерами, основывают Основание, Первое Основание, с целью спасения организационных, научных и культурных достижений Империи. Основывают они его, естественно, в Британии - во-первых, оттуда происходил Верховный Друид, а во-вторых, Британия соответствует всем заявленным критериям. Это самая окраина Ойкумены, там можно банально отсидеться, потому что это остров. С римской точки зрения, это чудовищная глушь, но если умозрительно перевернуть карту, становится понятно, что перед нами отличная стартовая позиция для будущей экспансии возрождённой империи. Держава, которая будет контролировать Британские острова, сможет оказывать влияние на всю Европу, оставаясь при этом неуязвимой для противников, не имеющих сильного флота. Короче, наша реальная история показывает, что стартовая площадка для будущего гегемона была выбрана верно.
Информационная тень этого варианта - миф о короле Артуре и мудром волшебнике Мерлине, особенно в варианте
Гальфрида Монмутского, где Артур создаёт могучую державу в Северной Европе и воюет с Римом за контроль над Галлией ("Основание и Империя"). В этом плане логично, что двадцатый век вернул короля Артура в родной для него позднеримский/ранний пост-имперский контекст, связав его разом и с друидами, и с попытками сохранить огонь цивилизации в варварском окружении. Ещё одно отражение - протестантский проект в Европе (на территории неосуществлённой Северной Державы, включая Англию), интересный ощущением своей преемственности от некой тайной истинной церкви, восходящей ко временам апостолов.
В реальности и в "реалистичной версии" Основания всё пошло насмарку. Начался бардак, контроль над Британией был утерян, прилетели какие-то космические пираты и пустили Основание в распыл. А потом прилетели ещё одни космические пираты и завоевали потомков первых. От "артурианского" проекта ничего осталось, кроме легенд, которые с гордостью присвоили потомки последней волны завоевателей Острова.
Второе Основание, "на противоположном конце империи" от Британии, на руинах древней столицы - это, конечно же, Римская церковь. Им достались технологии манипуляции сознанием и построения прогностических сценариев. По приказу Верховного Друида многие друиды и их агенты в столице империи влились в христианскую общину и переделали её под свои задачи (дистанционное управление, нейтрализация кризисов и помощь первому Основанию). Магия покинула Британские острова и ушла в Рим. [А если бы не сработало с христианством, сработало бы с митраизмом, вряд ли все яйца клали в одну корзину.] Естественно, по итогам Ватикан слил всё, что можно было слить, но сохранил иррациональное ощущение вида "мы самые главные, от нас всё зависит".
Мул - это пророк Мухаммед, непредвиденный фактор, которого не должно было быть. (Христианство возникло ещё до встречи Верховного Друида с Марком Аврелием, христианство было учтено и включено в план.) Без Мухаммеда завоевательные походы пассионарных арабов в Северную Африку и на Ближний Восток ничего бы, в сущности, не изменили - арабы-язычники неизбежно обратились бы в христианство и остались бы частью пост-имперской Ойкумены, подобно франкским королям Западной Европы. Существует же точка зрения, что настоящие Тёмные века начались только после экспансии ислама, которая разделила и раздробила пост-имперское пространство, на долгие века исключив возможность какого-либо возрождения:
"
Западное Средиземноморье превратилось, таким образом, в арабское озеро по которому, по замечанию позднейшего арабского историка Ибн Хальдуна, «христиане не могли пустить плыть даже доску». Большая цивилизованная торговля в Средиземноморье остановилась. Из внутреннего моря, Средиземное море превратилось в опасную пустыню, выход к которой у римского христианского мира был только в Италии. Галлия была полностью от Средиземноморья отрезана.
Именно арабское завоевание и смерть Средиземноморской ойкумены и запустили, по мнению Пиренна, ту ветку исторических процессов, которая породила настоящие темные века, подлинное средневековье, спровоцировала раскол между Востоком и Западом христианского мира и Церкви, сформировала Запад как мы его знаем, с центром в североморском регионе, рассматривающий Средиземноморье как маргинальное пространство.
Пиренн рисует впечатляющую картину резкого упадка Запада после арабских завоеваний. Практически останавливается денежное обращение, исчезает из обихода золото, главным ресурсом становится пахотная земля, хозяйство приобретает натуральный характер. Не слышно больше о восточных товарах - нет ни оливкового масла, ни специй, ни вина - редкие монастырские виноградники, без которых невозможны церковные службы, ценятся дороже золота.
Полностью исчезает старинный слой богатых средиземноморских оптовых торговцев - им просто становится нечем торговать и они не могут провезти большие партии товаров через враждебные моря. Небольшие партии специй, драгоценностей и других товаров приходится везти по суше. Марсель как порт фактически умирает. Развитая специализированная экономика исчезает, низводясь до уровня небольших сельских рынков и торговли вразнос...
Так называемые «темные века», обычно торопливо пролистываемые, наполняются сразу множеством смыслов и конкретным историческим содержанием. До арабского нашествия [тёмные века] - это существование на окраине римско-византийского мира с постепенно романизацией германцев и восстановлением прежней римской цивилизации после системного кризиса. После катастрофы - мучительное умирание старого римского мира и связанных с ним династий, прежде всего - Меровингов, и восхождение новой силы - Севера, осуществляющей христианизацию Германии и, вместе с тем, германизацию Европы".
Итак, работа Римской церкви, Второго Основания, заключалась в том, чтобы поддерживать свою духовную монополию в Средиземноморском регионе. Агенты Рима должны были заранее вычислить Мухаммеда, просчитать последствия, установить с ним контакт и "хакнуть" его. (Забавно, что с точки зрения протестантских фундаменталистов-конспирологов именно это и произошло, ислам - это проект Ватикана. Впрочем, у протестантских фундаменталистов папа-антихрист виноват вообще во всём. Во всём.) Но, конечно же, ничего этого не было сделано, и Мухаммед навсегда изменил историю цивилизации, пустив её по иной, привычной нам траектории. Последствия ощущаются до сих пор, достаточно только посмотреть новости.
А теперь самое интересное. Третье Основание, которого у Азимова не было, но которое просто обязано было существовать. Имперские спецслужбы с самого начала, ещё при жизни Селдона, сумели получить доступ к его первоначальным выкладкам и базовой модели. Император (условный Марк Аврелий) отдал приказ не трогать мудрого друида, но данные всё равно были скопированы и бережно сохранены в имперских архивах. Именно там их и нашли спустя многие десятилетия, когда кризисные явления стали очевидны для управленческой элиты империи, и кто-то вспомнил о старых пророчествах покойного британского мудреца. На основании выкладок Селдона был создан Имперский Генеральный Штаб, который развил одну из составных частей психоистории, превратив её в геополитику, учение о позиции. Штаб высчитал, что единственный способ спасти Империю - это передвинуть её центр далеко на восток, восточнее Греции. Это, в конечном счёте, позволит имперским властям успешно пережить системный кризис и последующие неизбежные века упадка, сохранив культурный и экономический контроль над Ойкуменой. Возникает "константинопольский проект спасения империи", Третье Основание.
Итак:
Первое Основание: Самая дальняя провинция империи. Задача - сохранение и дальнейшее развитие имперских знаний, собирание земель, постепенная экспансия и борьба за гегемонию на периферии старого имперского пространства. Психоистория использовалась для выбора стартовой позиции и организации изначальной структуры. Дальше должна была запуститься "самосборка": Первое Основание должно было вырасти в "феодального терминатора" позднеримской/постримской эры, имея для этого все необходимые инструменты и средства. Психоисторические знания участникам намеренно не передавались, так как действия людей, знакомых с психоисторией, нельзя спрогнозировать психоисторическими методами.
Второе Основание: Бывшая метрополия, старая имперская столица. Задача - контроль над процессами, ликвидация незапланированных кризисов и альтернативных проектов консолидации, поддержание траектории "управляемого спуска" в интересах далёкого Первого Основания (которое может даже не догадываться о деятельности Второго). Получили технологии психологического анализа, контроля и управления на базе прикладной психоистории.
Третье Основание: Имперские спецслужбы и высшая бюрократия, новый центр империи. Задача - спасение институтов империи, сохранение преемственности государственной власти. Преобразовали психоисторию в практическую геополитику, обладающую предсказательной силой.
(+ ислам, "непредвиденный фактор",
Чёрный лебедь.)
В итоге, в результате деятельности Третьего Основания, стали накапливаться отклонения от плана Селдона. Во-первых, коллапс Империи должен был случиться быстрее и быть тотальнее, христианство начало бы подниматься уже на руинах старого мира. Захват контроля над Римом дал бы римской церкви право позиционировать себя, как единственного наследника имперских порядков. (Ватикан, собственно, себя именно так и воспринимает.) Но вместо быстрого коллапса начался медленный системный кризис, в результате чего центр имперской власти был успешно перенесён на восток, где образовалась Византия - прямое продолжение и законный преемник римских институтов. При этом, Византия объявила себя оплотом христианской веры, что шло в разрез с претензиями Рима на духовную монополию. И Рим ничего не мог с этим поделать, потому что с той стороны ему противостояла полноценная Держава, и потому что, в очередной раз, психоистория не действует на тех, кто о ней знает. А в рамках нашей концепции "реалистичного Основания", попытки Византии вернуть себе Италию и связанные с этим боевые действия посреди развалин старой метрополии нарушили систему управления Второго Основания, прервали цепь друидической инициации и привели к тому, что Римская церковь безвозвратно утратила большую часть психоисторических технологий. А следовательно, не смогла предотвратить возникновение ислама, к которому Третье Основание оказалось совершенно не готово. Появление ислама в качестве геополитического фактора, в свою очередь, делало невозможным восстановление Империи, и являлось отложенным смертным приговором для Византии.
В этой ситуации в очередной раз был собран Имперский Генеральный Штаб, который проанализировал обстановку и пришёл к выводу, что Византия со столицей в Константинополе исторически обречена, она не доживёт до конца кризиса, который теперь будет тянуться векам и веками. Было принято решение воспроизвести ранее сработавшую стратегию "translatio imperii" и снова перенести имперский центр, воссоздав его на новой этнической основе, чтобы занять удачную геополитическую позицию для дальнейшего расширения и возвращения утраченных территорий. Они ткнули пальцем в карту, определив потенциальное расположение новой сверхдержавы, способной в будущем бороться за гегемонию в масштабах Ойкумены, и вы сами знаете, кто там жил :). Правда, начинать пришлось почти с нуля, из-за низкого уровня развития славянских варваров, которые не попали в изначальную сферу влияния Рима, а потому имели крайне слабое представление об имперских законах, институтах и общей культуре.
Прогрессорская операция закончилась почти успешно. Но в этом "почти" была вся тонкость. Основные параметры нового государства-империи задать удалось, но трансляция культуры не произошла, переводные византийские тексты были постепенно отторгнуты русской культурой, как инородные тела. С "латинской и греческой премудростью" Россия познакомилась уже позже, из другого источника и в основном по материалам классической античности, без византийского продолжения. Перевезённый на Русь полный архив Третьего Основания был позорным образом утрачен несознательными местными кадрами ("
библиотека Ивана Грозного"). Следовательно, новой сборки Имперского Генерального Штаба не случилось, аборигены запомнили только, что они - "Третье Основание, а четвёртому не быть", и что им просто необходимо воевать за Константинополь. (Но и эту порученную им историческую задачу они с блеском провалили.)
Таким образом, результатом масштабного психоисторического проекта по спасению и возрождению Империи на новом витке стали:
1. Первое Основание, протестантский англосаксонский/германо-скандинавский проект, не имеющий никакого отношения к изначальному романо-кельтскому Основанию, кроме чисто географического, но каким-то невероятным образом записавшийся в его преемники.
2. Второе Основание, Римская церковь и католическая цивилизация. Практически с самого начала утратили смысл своего существования вкупе с памятью о том, что такой смысл когда-то был; тем не менее, продолжают бодро функционировать.
3. Третье Основание, Русская империя как центр славяно-греческой православной цивилизации, восходящей напрямую к Римской империи через унаследованную культуру, институты и исторический опыт управленческих элит. Сами знаете, что из этого вышло. Сделали утрату всех полимеров своим историческим кредо.
4. Мусульманский проект, который никто не хотел и не планировал, а он вот.
Когда я рассказал эту историю
gilgamesch'у, он сказал, что такая версия "Основания" ему больше нравится - [не потому, что сюжет целиком повторяет реальную историю], а потому что в реальном мире всё именно так бы и происходило. Долгоиграющие хитрые планы реализуются именно с такой степенью точности.
Довесок к истории.