Знаете, мне тут уже несколько дней хочется рассказать о сюжете дилогии С&С: Generals (включающей в себя оригинальные "Генералы" и дополнение Zero Hour).
Это имеет отношение к теме, которая меня волнует - конфликты и их отражение в культуре.
В "Генералах" главными антагонистами были "зелёные" - международные арабские коммунисты-террористы из GLA (Global Liberation Army), представляющие собой нечто вроде низкотехнологичного Братства NOD. Короче, это очередные хитроумные Ордосы, с которыми воюют "синие" американцы (Атридесы) и "красные" китайцы (Харконены, вплоть до огнемётов, ядерного оружия и сверхтяжёлых танков с двумя пушками и четырьмя гусеницами). Но только теперь "красные" - хорошие!
...Да, если вам интересно (вам неинтересно, я знаю), общая история С&C Generals (3 кампании, 21 миссия) и С&C Generals: Zero Hour (3 дополнительные кампании, 15 миссий) заканчивается поражением Америки и триумфом Китая, роспуском НАТО, китайской гегемонией в Европе и созданием Евразийского союза.
Суть. Первая игра вышла в 2002 году (дополнение - через год), на волне терактов 11 сентября, американской интервенции в Третий мир и всемирной борьбы с терроризмом в лице Аль-Каиды. При всей условности, игре удалось поймать дух наступающей эпохи. Реальные аналоги террористов GLA, с их калашами и РПГ, фугасами, смертниками, шахид-мобилями, пикапами-тачанками, усиленными трофейной и самодельной боевой техникой, стали регулярными героями новостных программ на протяжении последних 15 лет. GLA, поданные в качестве некой сверх-Аль-Каиды, были ИГИЛом до ИГИЛа - псевдогосударственной полукочевой структурой, возникшей на территориях, "освобождённых" от традиционных государств. Зафиксируем это.
При этом, по очевидным причинам, в игре отсутствуют малейшие намёки на исламскую тему, а арабские террористы демонстрируют, скорее, революционно-освободительную идеологию (GLA - Global Liberation Army, Глобальная Освободительная Армия). Представьте себе ранний коммунизм в исполнении этнических арабов, которые большевистскими методами устанавливают на захваченных территориях революционный шариат и военно-коммунистическую
джамахирию под традиционными зелёными флагами, потому что красный цвет монополизировали их враги-китайцы. Вообще, там сильно альтернативный мир, замаскированный по фантастику ближнего прицела. И когда я говорю "сильно", я имею в виду что-то на уровне
amagnum'а. Например, Китай в "Генералах" скорее националистический, сражающийся под символом белой звезды и золотого дракона, с девизом "Nationalism will bring us victory!" Неудивительно, что игру запретили в Китае.
В войне участвуют три стороны. По этическим системам Крылова, это Запад (США), Восток (Китай) и Юг (террористы GLA). По моим
татибам - США, естественно, синие (демократы), китайцы - чёрно-белые (классические фашисты), террористы - красно-жёлтые (авторитарные коммунисты). По военным доктринам: США - это традиционная американская аэрократия, переходящая в космократию за счёт орбитальных лазеров; Китай - лобовой удар и взлом вражеской обороны танками и пехотой при поддержке артиллерии, вплоть до ядерных ударов; террористы - асимметричная стратегия, непрямые действия, удары по морали противника, ставка на мятежи и восстания во вражеском тылу.
Под определённым углом можно даже рассматривать сюжет игры, как альтернативный сценарий 30-40ых годов 20 века - союз демократии и корпоративного фашизма против агрессивной коммунистической диктатуры. В то же время, игра изображает будущее геополитическое противостояние между США и Китаем, которое приняло форму совместной борьбы с гидрой мирового терроризма. Я хотел бы это подчеркнуть. В обеих играх, на протяжении шести кампаний, нет ни одной миссии, где Америка и Китай открыто воевали бы против друг друга, у них всегда есть общий враг, ГЛА. Но в какой-то момент становится понятно, что страшные и ужасные террористы - это такой шарик для пинг-понга, которым перебрасываются две сверхдержавы, борющиеся за гегемонию. И эта трактовка ("будущая Четвёртая мировая будет вестись в форме борьбы цивилизованного мира с абстрактным террористическим злом, за право называться главными борцами с терроризмом" - 2002 год!), между прочим, даже не противоречит предыдущему варианту ("Четвёртая мировая, как метафора альтернативной Второй мировой, в которой демократические страны и фашистские режимы боролись бы между собой посредством совместной борьбы с коммунизмом").
Так вот, я хотел бы рассказать о ходе этого конфликта, как он показан в игре.
[Последнее вводное замечание. Правильная последовательность кампаний дилогии: Китай-ГЛА-США в первой игре, США-ГЛА-Китай во второй. В первой игре меню выбора кампаний выглядит так: обучающая миссия (за США), американская кампания, кампания за террористов, китайская кампания. Проходить их можно в любой последовательности, но подавляющее большинство людей проходит их в том порядке, в каком они висят в меню. А хронологически, как я уже сказал, игра начинается с китайцев и заканчивается американцами. Я уверен, что это результат вмешательства какого-нибудь менеджера, который пришёл, посмотрел и сказал: "У вас что, первой кампанией является кампания за Китай? Да вы с ума сошли! Мы выпускаемся на американском рынке, ну-ка быстро поставили на первую позицию USA!"]
0. Обучающая миссия. Американские войска в Афганистане находят и уничтожают секретную лабораторию по производству химического оружия.
1. Кампания за Китай.
Всё начинается с чудовищного теракта в Пекине во время военного парада. Террористы подорвали тактическое ядерное устройство/"грязную" бомбу и разбежались по городу небольшими группами, убивая всех на своём пути. ГЛА объявило это акцией возмездия за антитеррористическую политику китайского правительства. Заодно террористы организовали серию терактов, выступлений и открытых восстаний в сложных регионах типа Гонконга и Тибета. Китайское руководство ответило на это беспощадными ударами по противнику. Китайская армия вторгается в Среднюю Азию для уничтожения баз террористов на сопредельных территориях. Китайцы ведут себя с грацией слона в посудной лавке, сокрушая местные режимы за явную или предполагаемую поддержку террористов, а заодно за борьбу с китайской оккупацией. В уличных боях используется напалм и ядерная артиллерия, антикитайские демонстрации разгоняются тяжёлыми гусеничными огнемётами. Наконец, в предгорьях Таджикистана сверхтяжёлые китайские атомные танки "Оверлорд" при поддержке авиации и самоходной артиллерии прорывают вражескую оборону и берут штурмом последний укрепрайон ГЛА. ["Оверлорд" представляет собой высшую ступень эволюции тяжёлых танков в этой серии, по линии: "Девастатор" (Dune 2/Dune 2000) - "Мамонт" (C&C/Red Alert) - "Апокалипсис" (Red Alert 2).] Китайская победа, китайский военный парад.
На что бы я хотел обратить ваше внимание? Помимо всего вышеупомянутого, Китай в игре может служить метафорой США после 9/11. Терракт, на который необходимо ответить, чтобы не ставить под сомнение свой великодержавный статус; вторжение в сложный регион с деструктивными целями и разрушительными последствиями; постепенное втягивание в бесконечную борьбу с партизанами на оккупированной территории; создание зоны хаоса в результате уничтожения старых политических режимов.
В игре очередным последствием китайского вторжения Среднюю Азию становится просачивание в регион американских сил - в качестве наблюдателей, посредников, миротворцев. Китаю, сделавшему большую часть работы, приходится разграничивать сферы влияния с США.
2. Кампания за ГЛА.
ГЛА понесло потери, но не разгромлено до конца. Террористы выходят из окружения и попутно больно жалят китайцев, которые оставили многие тыловые объекты без надёжной охраны. Американцы ввозят в регион гуманитарную помощь, террористы присваивают её себе. Дальше террористы ведут войну одновременно на три фронта - с американцами, китайцами и между собой. Внезапной атакой выведена из строя американская военно-воздушная база в Турции. Массовые протесты в Астане приводят к открытому восстанию против марионеточного прокитайского правительства, большая часть города охвачена пожарами, толпа врывается на территорию китайской военной базы. К власти приходят ставленники террористов. Заодно элитные отряды ГЛА мочат отколовшуюся от их движения фракцию, которая вступила в переговоры с китайцами и получала от них поддержку. Финальный бой происходит в окрестностях Байконура - силы ГЛА против американо-китайского альянса. Американские и китайские войска разгромлены в результате внезапной атаки, ГЛА символически запускает с территории бывшего советского космодрома Байконур баллистические ракеты, нанося удар химическим оружием по далёким американским базам. Массовые жертвы среди американских военных.
3. Кампания за США.
В рамках глобальной борьбы с Глобальной Армией Освобождения (ГЛА), американские танки берут штурмом Багдад - уже в третий раз. (Со свойственным американской нации тактом, американские военные пытаются навести порядок на Ближнем Востоке танками "Паладин" и "Крестоносец".) Попытка уничтожить главарей ГЛА в Йемене при помощи вертолётных ударов приводит к потере вертолётов, террористы захватывают в плен пилотов; обыгрываются события фильма "Падение чёрного ястреба". К счастью для пилотов, на выручку прибывает полковник Бёртон, американский суперюнит, который непосредственно руководит спасательной операцией. Американцам приходится организованно отступать из Афганистана, забрав с собой пленных и ценное оборудование, которое не должно попасть в руки ГЛА. Под прикрытием вертолётов основным силам американцам удаётся прорваться через перевалы Гиндукуша, но войну отступлением не выиграть. Американцы проводят дерзкую десантную операцию на Каспии, высадив ударные отряды в тылу казахстанской группировки противника (что за игра за американцев без десантной операции против укреплённого побережья?). Переговоры при посредничестве ООН о перемирии и создании демилитаризованной зоны провалились. Нехороший китайский генерал переходит на сторону террористов вместе с атомным оружием, китайское руководство немедленно от него отрекается, полковник Бёртон сотоварищи уничтожает ренегата и его китайско-террористические силы. Американцы готовятся к штурму Акмолы, столицы ГЛА (да, террористы переименовали Астану обратно в Акмолу), Китай предоставляет американцам свою заброшенную военную базу.
Последнюю миссию за американцев, битву за Акмолу, можно проходить разными способами. Например, по-американски - забить на китайскую базу и использовать только традиционные американские методы: воздушные удары, лазерные удары с орбиты, тактические десанты, танки с дронами. Можно действовать по-китайски - развить полученную китайскую базу, понастроить "Оверлордов" и перемолоть вражескую оборону снарядами, напалмом и тактическим ядерным оружием. Когда я играл в последний раз, на максимальном уровне сложности, я из принципа прошёл эту миссию "по-террористически". В самом начале игры потратил "генеральские очки" на вызов поддержки с воздуха, погрузил в вертолёты пехоту и строительный юнит (у американцев транспортные вертолёты занимаются добычей ресурсов, поэтому они всегда под рукой). Ударами с воздуха пробил коридор к сердцу вражеской базы и под огнём провёл по этому коридору вертолёты, высадив десант в глубоком тылу противника, на холме в углу карты, где находились главные здания ГЛА. Организовал оборону, захватил вражеский штаб и стал развиваться, как террорист, прямо посреди вражеской столицы. Компьютер потерял свои технологические здания, утратив способность производить продвинутую технику. (Место каждого объекта вражеской базы было задано сценарием уровня. Если бы объект был уничтожен, компьютер построил бы его заново. А тут компьютер не мог ничего поделать, его самые важные здания должны были находиться на холме в тылу, а холм занял я, частично захватив вражеские структуры, частично построив на их месте свои.)
Так в жизни нельзя "захватить вражескую базу и начать строить вражеские юниты", реалистичная трактовка подобного звучала бы так. Американцы подкупили часть руководства ГЛА и организовали верхушечный переворот при участии своих сил специального назначения. Дальше Битва за Акмолу происходила в формате борьбы новой верхушки в тылу против сохранившего верность революционным идеалам низового актива на передовой. "Лоялисты" с тяжёлым вооружением и американской поддержкой, против изначально более многочисленных, но менее организованных "идеалистов"-анархистов с лёгким вооружением. Террористы убивали террористов, а победили американцы. [А это и есть тактика ГЛА в игре - внезапные сокрушительные атаки на опережение, диверсионные операции во вражеском тылу, использование вражеского оружия против самих врагов.]
Что можно сказать по итогам первой игры? Китайцы проиграли свою войну. Теракты сделали китайцев управляемыми. Китайцы вторглись в Среднюю Азию, уничтожили местные режимы, дискредитировали прокитайские силы. В итоге, китайские оккупационные войска истекали кровью в бесконечных стычках с партизанами. Хаос играл на руку ГЛА, ГЛА окрепло и усилилось. (С небольшой американской финансовой помощью - сердобольные американцы хотели помочь жителям охваченного войной региона, но вся эта помощь каким-то образом попала к ГЛА.) Китайские коммуникации растянуты, китайцы не могут помочь своим союзникам, китайцев начинают бить по частям. В итоге, американцы были вынуждены вмешаться в конфликт. К концу войны китайцы превратились в младших партнёров американцев (предоставили им свою базу, свои технологии и т.д.). Результатом стало американское доминирование в жизненно важном для китайцев регионе.
Ещё одна тема - с китайской стороны, очевидно, кто-то понимал вероятность и нежелательность подобного развития событий, отсюда попытки наладить контакты с представителями ГЛА. (Террористическая миссия про террористов, союзников китайцев, американская миссия про китайского генерала-ренегата, союзника террористов.) Но террористы всех "неправильных" террористов вычистили, а китайцы от своих "неправильных" китайцев отреклись.
(
продолжение следует...)