Disclaimer: Получилось слишком длинно, а, следовательно, скучно. Но чтобы сделать выжимку, мне сначала нужно было написать этот текст. А если он в любом случае будет, то почему бы его не вывесить, журнал-то мой?
(
...)
Теперь сюжетная кампания. Сюжетная кампания традиционно состоит из трёх кусков. Уровни с 1 по 3 (1941 год) - мы воюем против Кригсмарине. Уровни с 4 по 7 (1942-1944) - мы воюем с Японской империей. Уровни с 8 по 10 (1944) - мы воюем в Европе после открытия Второго фронта. Сравните с первой игрой: уровни с 1 по 7 (1941-1942) - Скандинавия; уровни с 8 по 12 (1942-1943) - Северная Африка; уровни с 13 по 20 (1944-1945) - Западная Европа до и после операции "Оверлорд".
[Вообще, с точки зрения внутренней хронологии и географии серии, во всех четырёх основных играх физически не мог действовать один отряд коммандос. Хотя рожи у них одни и те же. Остаётся считать, что это клоны - когда удалось собрать оптимальный по составу диверсионный отряд, его размножили на несколько копий. В высшей степени ТРИЗовский подход!]
Кампания начинается очень хорошо, и это "очень хорошо" большинство людей запомнило. Первая миссия, по сути, является очередной учебной - под покровом ночи Вор проникает на немецкую базу подводных лодок на оккупированном атлантическом побережье Франции, чтобы установить контакт с Наташей, внедрившейся на базу в качестве секретарши, и местным сопротивлением, в лице Собаки. (Я даже не шучу.) В очередной раз скажу, что Наташа и Вор не могут связывать немцев, так что эта миссия на чистый стэлс и инфильтрацию. Подмешав в вино снотворное и добыв ключи, Наташа звонит начальнику базы и приглашает его на свидание, а Вор после ухода начальника проникает в его кабинет и вскрывает сейф.
В конце Вор должен спрятаться на базе и дождаться утра - вся первая миссия была лишь прологом для второй, действие которой происходит на той же карте, но днём (да, разработчики опять сэкономили). И это отличная миссия. Начинающий игрок будет поражён тем, сколько там интересных объектов и сколь разными путями можно достичь цели. Снаружи базы у игрока есть Пловец, Сапёр, Шпион, которые прибывают на лодке; внутри базы есть спрятавшийся Вор и Собака. По радио можно вызвать Зелёного Берета, и он приземлится на карте в том месте, которое укажет игрок (видимо, у Зелёного Берета есть управляемый парашют). Да, для этого есть специальная анимация, это клёвая фишка, но приём с парашютной высадкой использовался в игре про диверсантов в тылу врага ровно один раз, в самом начале кампании. Потрясающе. И да, оказывается, что немцы захватили в море подводную лодку союзников и привели её на эту базу. Захваченную в плен команду нужно освободить, вернуть им лодку и уплыть на ней с базы. А заодно необходимо украсть у немцев всё, что не прибито гвоздями, а всё, что прибито гвоздями - взорвать.
Третья миссия кампании искусственно продолжает вторую. Освобождённая подлодка с диверсантами, которой оставалось только пересечь Ла-Манш, зачем-то поплыла в Арктику, где по версии игры водятся пингвины и хищные моржи-мутанты. Затем лодка попала под удар глубинных бомб немецкого эсминца, и ей пришлось всплывать, пробивая лёд. Да, немецкий эсминец застрял во льдах. Нас успешно обнаружил и атаковал немецкий эсминец, вмёрзший в арктическую льдину. Короче, команду подлодки-неудачника опять захватывают в плен немцы с эсминца.
Очевидным образом, художник сначала нарисовал уровень с вмёрзшим в лёд немецким эсминцем, временным арктическим лагерем немцев вокруг корабля и подводной лодкой в полынье. Потому что это клёво. И все решили, что это клёво, и что вокруг этого можно накрутить много разных фишек - холод (диверсанты не могут долго находится снаружи, пока не найдут тёплую зимнюю одежду), пингвины, хищные моржи, воздушный шар. Потом этот уровень совершенно искусственным и неудачным образом привязали к предыдущим. Ох, блин, воздушный шар. Во временном лагере у немцев есть воздушный шар. Виртуальное начальство требует, чтобы мы использовали его для перемещений по уровню. В результате поездки на воздушном шаре игра быстро совершает недопустимую ошибку и вылетает, и коллективный разум интернета на этот счёт предлагает следующее решение - сохраняться и молиться, сохраняться и молиться. Да, и ещё тебе говорят, что ты должен вывести из строя двигатель эсминца, чтобы диверсанты могли уплыть на подлодке и избежать погони. Этот корабль вмёрз в арктический лёд! Он там будет ждать глобального потепления, какая погоня?
Дальше будет хуже. Следующий уровень, по моим ощущениям, был создан в качестве внутрикорпоративной демки. Это какая-то условная Азия - храмы, монахи, пальмы, каналы с крокодилами и пираньями, огромная статуя Будды. Нужно спасти Духовного Лидера и ликвидировать Тирана - именно так, с больших букв. В ходе дальнейшей работы над игрой это каким-то образом подверстали под тему борьбы с японской оккупацией и обороны Британской Индии. Статуя Будды внутри полая, а в голове статуи есть маленькая комнатка со смотровыми щелями на месте глаз. Отличная позиция для Снайпера, чтобы грохнуть Тирана, когда он приедет, чтобы поклониться статуе. Только вот ни разу эта миссия не сработала у меня, так, как надо. Охрана Тирана каждый раз заранее поднимала тревогу, хотя я прошёлся по уровню с веником и тщательно спрятал все тела. В итоге, я поставил Водителя у моста, на котором материализуется Тиран с охраной, и просто закидал их гранатами с усыпляющим газом. А потом бросил в образовавшуюся кучу тел бутылку с зажигательной смесью. Водитель - он такой.
Зато именно в этой миссии Духовный Лидер отметил Вора, подарив ему дрессированную белую крысу (крысу, которой можно отвлекать врагов). Я сразу решил, что у Вора светлая душа, что в прошлой жизни он был великим праведником. Именно поэтому он так легко находит общий язык с животными - собаками, крысами, слонами. Честно говоря, крыса ему досталась непростая: мало того, что она понимает команды и умеет танцевать, она ещё сопровождает Вора с 42 по 44 год, а попала к нему отнюдь не крысёнком. Кем-то она в прошлой жизни тоже была.
Вообще, "японские миссии" в этой игре производят странное впечатление. Наверное, проблема в том, что предыдущие игры серии эксплуатировали стилистику классических фильмов про войну. И у нас, и на Западе была снята куча фильмов про диверсантов, выполняющих невыполнимые задания за линией фронта, и про хитроумных разведчиков, которые переодеваются в немецкую форму и дурят доверчивых немцев. Вездесущие немецкие диверсанты и коварные немецкие шпионы - то же самое, хотя и с обратным знаком. Это стало частью мифа о войне. Но образ войны США с Японией на Тихом океане совсем другой. Что там можно придумать? Диверсанты должны взорвать топливный склад, чтобы японским танкам перестало хватать горючего? Ха-ха. Диверсанты должны пустить под откос
паровозик, который японцы пустили по узкоколейке на захваченном острове? Да, конечно, был фильм "Мост через реку Квай". В игре ему посвятили целый уровень, который так и называется, ну и всё.
[Был фильм "
Атакующая группа Z", как ни странно, выходивший у нас на видеокассетах, я его смотрел. Ещё могу по памяти назвать "Gung-Ho". Википедия таких фильмов знает намного больше. Но что с того, если разработчики этих фильмов всё равно не видели, и использовать их идеи не могли?]
Вместо военных операций, которые были темой первой, гениальной и классической игры, нам предлагают воскресные мультики и сериал про юность Индианы Джонса - посетите интересные места, встретьтесь с интересными людьми. Например, есть миссия, где необходимо уничтожить на острове японскую береговую артиллерию, копия аналогичной миссии первой игры, только там надо было помочь высадке в Нормандии, а тут - битве за Гуадалканал. Но в "Commandos 2" на острове есть свой Робинзон Крузо, потерпевший кораблекрушение английский моряк сорокалетней выдержки; японцы давно свыклись с его существованием и перестали обращать на него внимание, поэтому его можно использовать вместо Собаки. (Но лучше бы мне выдали Собаку!) Помимо прочего, мне приказывают украсть с острова золотую статую обезьяны (Ханумана?), потому что "японский гарнизон верит, что остров не будет захвачен, пока у них есть эта статуя". Это вообще что? Новое слово в диверсионных операциях? Или всё дело в том, что это золотая статуя, и начальство решило перевести отряд коммандос на самоокупаемость?
Самый большой позор - это последняя миссия японской кампании (строго говоря, это две миссии, сюжетная и бонусная). 1944 год, диверсантам поручают борьбу с японским суперавианосцем "Синано". Сначала они должны устроить диверсию в порту - взорвать топливный склад и проникнуть на борт авианосца. Когда авианосец выйдет в море (это уже начало бонусной миссии), диверсанты должны кусачками вывести из строя находящиеся на взлётной палубе самолёты, кроме двух секретных прототипов; затем они должны пробиться в радиорубку и передать в эфир точные координаты авианосца (откуда они их узнают? у них есть GPS?), чтобы вызвать на себя удар американской авиации; затем они должны захватить два прототипа и улететь на них. Хотел бы я посмотреть в глаза человеку, который планировал эту операцию. Да, в команде четыре бойца, и они улетают на двух двухместных прототипах. Учитывая, что рассаживать диверсантов по самолётам можно в любых сочетаниях, остаётся сделать вывод, что из четырёх бойцов как минимум трое умеют управлять самолётами (включая японские, включая секретные) и способны взлететь с авианосца. Вот такие у нас диверсанты! Вишенка на торте: в порту на борт авианосца проникли Зелёный Берет, Вор, Сапёр и Наташа; на авианосце игроку предстоит управлять Зелёным Беретом, Вором, Сапёром и Водителем (!).
На палубе авианосца припаркована машина, её можно угнать. Типа, не зря Водителя выдали! Да, ещё на палубе построились японские матросы, я усыпил их газовой гранатой Водителя, а потом приехал на машине и передавил их насмерть. Потому что Водитель - больной сукин сын.
Опять возвращаясь к первой игре. Те уровни я мог представить себе в виде докладов немецкого офицера немецкому генералу: "Так и так, экселенц, проклятые английские диверсанты взорвали наш склад/мост/радар/штаб", или там "пуля вражеского снайпера оборвала славный путь героя Рейха". А тут что? "Господин адмирал, вражеские диверсанты проникли на наш авианосец, захватили радиорубку, навели на корабль удар американской авиации, а затем улетели на двух наших секретных прототипах, а остальные самолёты вывели из строя. Им просто повезло - на борту было человек тридцать, и они застали нас врасплох!" Такого не могло произойти, ни на реальной, ни на выдуманной войне. Просто художнику показалось, что прикольно будет нарисовать
авианосец "Синано" в качестве карты бонусного уровня, и всё.
Восьмая миссия называется "Спасти рядового Смита", и про неё надо рассказывать отдельно. Там опять пришлось отражать немецкую атаку. Именно на этом месте (и именно поэтому) я бросил проходить игру много лет назад.
Кольдиц, девятый уровень, замок-тюрьма с окрестностями. Я уже рассказывал, как чудовищно занудно выглядела вторая и главная часть этой миссии. Бесконечные корпуса, этажи, комнаты. При этом, начиналась она у меня очень круто. Команда раскидана по углам. Шпион блокирован в городе, в церкви, вокруг которой бродит немецкий патруль. Теоретически, нужно начинать Зелёным Беретом и постепенно пробивать с его помощью путь к остальным. Но я проверил инвентарь Шпиона - у него был при себе шприц с тремя инъекциями и пачка сигарет. "Но если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день". Шпион выбегает из церкви за спиной у патруля. На углу курит немецкий офицер. На него время от времени с завистью поглядывает солдат-часовой. Раз - и пачка сигарет летит на мостовую. Часовой видит пачку и бросается её поднимать. Шпион на брюхе проползает по границе поля зрения офицера и оказывается у него за спиной. Два - в спину офицера вонзается шприц. Троекратная инъекция, смертельная доза. Шпион утаскивает труп за дом. Часовой поднимает сигареты и оборачивается. Офицера уже нет. Часовой идёт обратно. Шпион снимает с офицера форму, забирает у него сигареты (взамен пожертвованных) и выкидывает труп в канал. Три - из-за угла, отряхиваясь, выходит новоиспечённый немецкий офицер. Шпион начал операцию внедрения. А потом я угнал штабную машину, получив возможность свободно перемещаться по уровню и помогать другим бойцам.
А знаете, чем кончилась эта миссия? Я добыл все необходимые секретные документы и шифровальные таблицы. Я организовал массовый побег военнопленных. Я связался по рации со своим командованием. А мне говорят: "Так и так, из секретных документов следует, что немцы собираются взорвать центр Парижа, если в город войдут войска союзников. Фугасы уже заложены, вы должны предотвратить подрыв. Срочно вылетайте в Париж. Мы выслали за вами воздушный шар, он подбросит вас до ближайшего полевого аэродрома". Воздушный шар, мать его! Правильно, у них же есть модель воздушного шара, глупо было бы использовать её только для арктического уровня, правда? Но лучше бы они прислали за мной грузовик. Серьёзнее как-то.
Париж, десятый и последний сюжетный уровень (по мотивам фильма "
Горит ли Париж?"). Как и в последней, 20 миссии первой игры, в операции участвует весь отряд - восемь человек и Собака. Уровень представляет из себя ровную как стол лужайку, по которой разбросаны редкие кусты и деревья. В центре воткнута гигантская Эйфелева башня, несколько этажей которой под завязку набиты немецкими солдатами и снайперами. На краю карты расположен отель, где находится офицер, собирающийся взорвать Париж, и пульт, с которого можно централизовано подорвать заложенные фугасы. Пульт должен вывести из строя Сапёр, что, в целом, логично. Семь бойцов начинают игру в парижском метро. Ну правильно, как диверсанты попадут в центр Парижа? Приедут на метро, это же цивилизованный город! Наташа поначалу недоступна, она ждёт в отеле, с ней нужно установить контакт.
Так вот. На последнем уровне первой игры тебе выдавали всю команду, потому что тебе могли понадобиться таланты всей команды. Тут в распоряжении игрока есть, например, Пловец, но на карте нет ни одного водоёма. Я думал, там будет какой-нибудь подземный сточный канал, или что-нибудь в этом роде, но нет. Для операции в центре Парижа тебе выдали боевого пловца с ластами и аквалангом. Как это логично! Узнаю почерк родного командования.
Прохождение уровня у меня выглядело так. Когда мой Шпион вышел из метро, на нём уже была форма унтера. Затем он угнал грузовик и раздобыл офицерскую форму и сигареты. Грузовик он подогнал ко входу в метро. Команда погрузилась в грузовик, получив возможность почти свободно перемещаться по уровню. (Грузовик под управлением Шпиона подъезжает к немецкому часовому и становится так, чтобы перекрыть обзор другим немцам. Из грузовика выходит Зелёный Берет и вырубает немца. Связанное тело с кляпом во рту прячут в кустах, грузовик едет дальше.) На грузовике я доехал до отеля. У отеля припаркован пустой танк, вокруг тусят немцы. Я поставил рядом с танком грузовик и зачистил окрестности. Я читал выложенное в сеть прохождение, его автор в этот момент захватывал танк (Водителем и Сапёром) и начинал стрелять из танка по стенам отеля, чтобы взрывной волной убить снайперов на крыше. Честно говоря, подобные действия противоречили моему внутреннему ролевому отыгрышу. Полученное задание подразумевало некую скрытность и аккуратность в действиях. Опять же, автор прохождения подробно описывал, как он пробивался к Наташе, чтобы включить её в отряд. Я просто зашёл в отель Шпионом. Он связался с Наташей, они вдвоём спустились вниз, а потом Шпион, Наташа и Вор аккуратно зачистили весь отель. Сигареты, вино, снотворное, Шпион и Наташа отвлекают, Вор вырубает ударом ноги с разворота, Шпион связывает. И так этаж за этажом. Только самые неудобные немцы потребовали более радикальных мер, типа газовых гранат. Пульт я, естественно, обесточил в первую очередь.
Дальше мне говорят, что теперь я должен связаться с командованием союзников и сообщить, что можно вводить войска в город, команды на подрыв не будет. Но связаться с командованием можно только с самой верхушки Эйфелевой башни, иначе сигнал не ловит. Передо мной оккупированный Париж, патрули, немецкий танк в сквере, патрулирующий окрестности немецкий бронеавтомобиль с противотанковой пушкой (Sd.Kfz.234) и, наконец, сама Эйфелева башня, превращённая немцами в настоящую крепость. У меня - захваченный танк, в котором сидят Сапёр и Водитель, два снайпера с кучей патронов (Снайпер и Наташа), пять оставшихся бойцов с трофейными автоматами и винтовками. Гранаты и т.п. для штурма башни тоже имеются.
Но тут я заметил, что в процессе зачистки отеля я уже нашёл все "секретики" и открыл бонусную миссию. Поэтому я просто пошёл к Эйфелевой башне Шпионом в офицерской форме. Шпион ловко увернулся от патрулей, которые могли его разоблачить, поднялся на самый последний этаж башни, игнорируя немцев, и передал сообщение. Всё, я победил, конец игры.
Мне показывают мои оценки. Игра оценила прохождение последнего уровня на тройку. Да, я прошёл этот уровень за рекордное время (максимальная оценка) и выполнил все задания. Но я не обследовал всю карту! Я не смог нейтрализовать достаточное число врагов! Короче, три балла из пяти, самая низкая оценка, которая была у меня за время прохождения. (Но почётное звание бригадира или бригадного генерала мне всё равно присвоили.) Но знаете, переигрывать я не стал. Да, я мог сжечь вражескую бронетехнику и перебить всех немцев на карте. Но зачем? Это не было частью задания. Меня послали отключить пульт, предотвратить подрыв фугасов, сообщить командованию, что путь свободен. Я это сделал. Они что, ожидали, что я самостоятельно освобожу центр Парижа от немецких оккупантов? Если бы мне приказали это сделать, я бы это сделал. Короче, я свои действия оценил, как высокопрофессиональные, а мнение разработчиков идёт нафиг. Это они такой дурацкий уровень слепили.
Ах да, ещё был позорный финальный ролик. Что надо показать игроку после прохождения уровня, тема которого - освобождение Парижа? Я думал, ликующую толпу на улицах, развевающиеся триколоры, всё в таком духе. Но нет. На город ложится тень. Это тень от гигантского дирижабля. Дирижабль медленно подплывает к шпилю Эйфелевой башни. По верёвочной лестнице на дирижабль поднимаются люди. (Можете глянуть этот
ролик.) Это что, мне показали эвакуацию моих бойцов? "Мы вышлем за вами гигантский дирижабль, чтобы немцы ни о чём не догадались; ждите его на вершине Эйфелевой башни". Я бригадир спецназа, а работаю я на цирк с наркоманами.
Мой вердикт: Commandos 2: Men of Courage - это прекрасная игра, с прекрасной механикой, удобным игровым процессом, достойной графикой, музыкой и так далее. Но сюжетная кампания в этой игре просто ужасна. Скучные уровни, бессмысленные уровни, абсурдные уровни, уровни, которые художник нарисовал, "чтобы было красиво", и уровни, которые лепили спустя рукава. Игра не использует собственные возможности (типа парашютной высадки) и не раскрывает свой потенциал. Игра способна дать игроку многое, но большую часть времени она заставляет его обыскивать бесконечные одинаковые комнаты, подманивая немцев на пачку сигарет. И если ты этого не делаешь, игра наказывает тебя, понижая твой рейтинг и не пуская тебя на бонусные уровни.
В каком-то смысле, это напомнило мне моё восприятие первого и второго Max Payne'а. Первый Max Payne - это бессмертный шедевр. Вторая игра была красивее, но концептуально слабее. Только разница между первыми и вторыми Commandos намного серьёзнее.
Я сформулировал для себя следующий простой принцип, обратный принципу Штирлица ("запоминается последнее"). Так как до конца игры всё равно дойдут не все игроки, начало игры непропорционально влияет на её дальнейшее восприятие. Во вторых Commandos потрясающее начало, а хрень начинается только с уровня третьего и набирает обороты уже к концу. Поэтому игра воспринимается, как гениальная, несмотря на все недостатки. Но когда я прошёл эту игру, я плевался.