Диалектические Звери

Dec 13, 2015 18:09

Когда у режиссёра Гильермо дель Торо спросили, какой его любимый фильм про кайдзю, гигантских монстров, он сказал, что это "Война Гаргантюа" ("Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры"). Этот фильм, в свою очередь, был сиквелом японского фильма про гигантского монстра Франкенштейна - да, был у японцев такой период, когда они подумывали о том, чтобы скрестить истории про гигантских монстров с легендарными американскими киномонстрами и снять какую-нибудь "Годзиллу против Мумии". Из этих планов ничего не вышло, но фильм про Франкенштейна всё-таки вышел, и он оказался достаточно успешен для того, чтобы заслужить сиквел. По сюжету, от гигантского монстра Франкенштейна отпочковалось два отпрыска, великана-"гаргантюа". Злобный зелёный Гайра ушёл жить в море, а добрый коричневый Санда поселился в горах. Естественно, в конце им пришлось сойтись в битве, потому что они оба были кайдзю.

Чудесная и замечательная arishai как-то спросила меня, какой татибе соответствует Север (северная этика Крылова).

На самом деле, я тогда придумал историю, которая могла бы увязать татибы и этические системы Крылова в единое целое. Она, скажем так, неканонична с точки зрения татиб, но тем не менее. Эта история посвящена одной из любимых мной тем, а именно, фантастической биологии.

Представим, что татибы живые. Что это могучие и сильные Звери, которые, тем не менее, рождаются, растут, стареют и очень редко, но умирают. И старейшей из известных нам татиб является жёлтая...

- А почему не белая? - спросила arishai.

На самом деле, потому, что жёлтая больше всего похожа на Юг Крылова, а это Первая этическая система, самая древняя из четырёх возможных. Но помимо этого, жёлтая татиба, с её слепым вождизмом, действительно кажется мне наиболее примитивной из всех. Белая татиба призывает вернуться к заветам предков, но при этом она включает в себя осознание того, что путь предков может быть утрачен и бывал утрачен, что людей подстерегают различные соблазны, что помимо правильных образцов поведения существует множество неправильных. Это сложная концепция, которую, например, странно было бы ожидать от людей, живущих в лесу и называющих себя "люди". Правда, для них и жёлтая татиба была бы слишком сложной.

Ладно, начнём сначала.

Существуют древние и могучие Звери, невероятно огромные и практические бессмертные. Они живут на другом слою реальности, где ландшафт и экосистема сложены из ментально-энергетических эманаций нашего мира. Мы их тени, и они наша тень. У Зверей практически отсутствуют естественные враги, а главную угрозу для взрослой особи представляют другие взрослые особи, потому что они конкурируют за одни и те же ресурсы.

Как описать экологическую нишу этих Зверей?

Представьте себе очень крупное морское животное, которое, например, питается рыбами, целыми косяками рыб.
Во-вторых, представьте себе, что так как оно питается рыбой, то оно умеет контролировать массовое поведение рыб и управляет их миграциями, заставляя их сбиваться в гигантские косяки, необходимые ему для поддержания собственного существования. А следовательно, по отношению к рыбам это животное выступает не только как хищник, но и как пастух, который прямо заинтересован в том, чтобы его стада плодились и размножались.
В-третьих, как прямое следствие его рыбной диеты, это существо способно включать в своей геном отдельные рыбьи гены, и за счёт этого вырабатывать адаптации к тем условиям, в которых ему приходится охотиться на эти косяки. Да, речь идёт о горизонтальном переносе генов (" оболочники, судя по всему, демонстрируют поразительный пример горизонтального переноса генов. Они, единственные из всех животных, умеют синтезировать целлюлозу и делают из нее прилегающий к телу "домик", в котором живут. И ген синтеза целлюлозы они получили от каких-то бактерий, в результате единичного акта горизонтального переноса".)

А теперь представьте, что "рыбы" - это человеческие мысли и информационные объекты низшего порядка, порождаемые социальными структурами.

Размножаются эти существа тоже довольно специфическим образом, если так можно выразиться, "диалектически". От взрослой особи отпочковываются две дочерние особи, которые первым делом стремятся как можно дальше отойти друг от друга и от родителя. Каждый из юных Зверей выбирает свой собственный "ландшафт", свою специфическую диету, адаптируясь под существующие условия и изменяя их под свои потребности. На протяжении веков или даже тысячелетий, в зависимости от имеющихся ресурсов, Звери-дети постепенно растут и набираются сил, конкурируя друг с другом и другими взрослыми особями, включая собственного родителя. Когда Зверь достигает зрелости, он начинают ощущать потребность в сближении с собственным братом, что изначально приводит к резким вспышкам агрессии, потому что все Звери крайне ревностно относятся к своей территории. Звери-братья начинают между собой отчаянный поединок, в котором никто не хочет уступать. Они безжалостно испытывают силу друг друга, пуская в ход всё, что они освоили и выработали за время своего автономного существования. В какой-то момент их схватка превращается в объятия, которые человек мог бы назвать любовными, а затем, со скоростью роста деревьев, они соединяются в одно целое, в общий организм, образуя единственного взрослого Зверя. Эта взрослая особь получает в наследство уникальные адаптации от обеих своих половинок, перемешивая их и отбраковывая неудачные решения. (Тезис и антитезис порождают синтез, схожий и не схожий с ними обоими - диалектический способ размножения.) И от этой взрослой особи, в свою очередь, отпочковываются два её отпрыска, которым суждено в будущем слиться и стать новым взрослым Зверем.

В нормальных условиях Зверь размножается один раз в жизни. В этом смысле, Звери подчинятся биологическим законам - они очень крупные, слабоуязвимые, долгоживущие существа, которым требуется огромная территория (ментальный ландшафт), и потому они очень медленно размножаются. Динамика роста популяции этих Зверей выглядит так: 1 (взрослая особь) - 3 (взрослая особь и два её отпрыска) - 2 (две взрослые особи) - 4 (две взрослые особи, два отпрыска) - 3 (три взрослые особи) - 5 (три взрослые особи, два отпрыска). Если юная особь перестаёт чувствовать своего брата или уничтожает его в процессе битвы-слияния, она проходит метаморфоз во взрослую особь самостоятельно. Если родитель перестаёт чувствовать двух своих отпрысков или собственного взрослого сына, он снова становится способным к размножению. Если представить себе родовую линию этих Зверей в виде цепочки, и выбить в этой цепочке среднее звено, то у нас образуется две независимые цепочки, каждая из которых начнёт размножаться и достраивать себя.

Эволюция Зверей происходит за счёт мутаций, которые они набирают в ходе взаимодействия с кормящим их ландшафтом, который, в свою очередь, генерируют попавшие под влияние Зверей высокоразвитые живые организмы нашего слоя реальности (проще говоря, мы). Звери взаимодействуют с информационными потоками, управляют ими, и эти потоки трансформируют их "геном". В каком-то смысле каждого юного Зверя можно сравнить с целой популяцией, которая постепенно, поколение за поколением, меняется под давлением среды. В ходе мучительного слияния с братом, которое само по себе представляет мощнейший адаптивный вызов, Звери образуют общий "геном" взрослой особи, которая после этого замедляет свой рост и развитие. "Перекомбинирование" и "расщепление" образовавшегося генома, в свою очередь, приводит к рождению двух не похожих друг на друга дочерних особей.

Старые Звери, несмотря на свой жизненный опыт, нередко становятся жертвой каннибализма со стороны молодняка, если больше не могут поддерживать необходимый им ландшафт и не могут адаптироваться к изменениям среды. Они банально проигрывают биологическую гонку вооружений. Тем не менее, основной причиной исчезновения Зверей является их случайное перемещение в соседние миры-Отражения. Так Звери постепенно колонизируют Мультивселенную.

А теперь про татибы и этические системы.

История Зверей на Земле уходит в дочеловеческую древность. Возможно, первый провалившийся сюда Зверь запустил процессы сапиентизации приматов и породил двух отпрысков, которые, в свою очередь, играли за разные виды гоминидов. Это противостояние длилось миллионы лет, потому что ментальные ресурсы, порождаемые тогдашними обитателями Земли, были весьма скудны. Наконец, Звери осуществили слияние, чему соответствовало появление современных людей на физическом уровне. У Зверя Человечества было два отпрыска, олицетворявших два возможных пути развития человечества. Назовём их, приблизительно, "люди-волки" и "люди-термиты". Их долгая борьба завершилась созданием первых настоящих цивилизаций и слиянием в существо, которое мы можем назвать Жёлтым (и которое отвечало за то, что Крылов назвал Югом, южной этикой). Жёлтый создавал деспотии во главе с божественными вождями-царями и пытался перейти от них к глобальной, всеобъемлющей империи. Но у него вскоре появилось два сына, которые бросили ему вызов. Опять же, чисто гипотетически, но, допустим, один из них стоял за идеей города-государства, полиса, разумно устроенного и существующего по мудрым законам, которые основатели оставили потомкам; полиса, который борется за гегемонию, но чьё мессианство завязано не на личность божественного вождя-царя, а на саму идею бессмертного города, со всем его прошлым и будущим. Второй отпрыск Жёлтого сделал ставку на религию, начав с мистических культов и уделяя особое внимание сакральным объектам, территориям и целым народам, избранным для служения. В отличие от своего отца, этот сын вынес источник всякого закона, порядка и могущества за пределы смертной сферы.

Схватка-состязание между тремя Зверьми шла на пространстве от Средиземноморья до Дальнего Востока, и доходила до южной Америки. Возможно, именно тогда они разорвали на куски двух своих предков - Зверя Разума и Зверя Человечества. Это был железный век, век глобальных империй, век религий нового типа, век, запустивший маятник осевого времени. Произошло великое слияние, и у Жёлтого появился взрослый сын, Белый (восточная этика Крылова). И эта одна из причин, почему золотой век сторонников белой татибы столь молод по историческим меркам, и почему никто из них не предлагает вернуться к идиллическим нравам Римской республики. Белый стоял за тем явлением, которое марксистские учёные называли феодализмом, и он не сильно старше нашей эры. (Конечно, если встать на точку зрения китайских историков, то феодализм в Китае сложился за несколько веков до начала нашей эры. Не стоит забывать и про Индию. Вообще, раз уж мы в рамках этой истории решили отожествить Белого Зверя и крыловский Восток, нет ничего удивительно в том, что он первым делом укоренился и набрал силу именно на востоке.)

В свой черёд и у Белого родилось два сына. Их особенность была в том, что росли они очень быстро, а их схватка почти не выходила за рамки Европейского субконтенента. Этот маленький пятачок в масштабах всей Земли был способен генерировать значительные ментальные ресурсы, что резко ускорило развитие и эволюцию юных Зверей. Кем или чем они были? В очередной раз приходится сказать, что мы не застали эти юные формы, мы можем только строить гипотезы на основании того, что из них в конце-концов выросло. Допустим, один из них стоял за Ренессансом, с идеями гуманизма, интеллектуального поиска, чувственных удовольствий и свободы совести. Второй - за Реформацией, с идеями трудовой этики, скромности, аскетизма, индивидуальных отношений с Богом и свободы совести. Оба они, как и положено Зверям, ненавидели своего родителя, Белого, выступавшего на стороне старого европейского порядка. Их схватка собрала щедрую кровавую дань, а их слияние породило Синего, Зверя Запада.

...Ну и вот мы наконец-то подходим к тому, с чего я начал. Красная и чёрная татибы - это всего лишь два очень юных Зверя, два отпрыска Синего, из слияния которых в будущем появится Зелёный, Зверь Севера, олицетворение гипотетической четвёртой этической системы Крылова. Мы пока не знаем, каким будет этот Зверь, но можем строить догадки, исходя из того, какие общие черты можно разглядеть в красной и чёрной татибе, у ультра-левых социалистов и у радикальных либертарианцев. И те, и другие, крайне критично относятся к идее государства и испытывают скепсис по отношению к институту представительной демократии ("буржуазной демократии"). В терминах " мира без Героя" и те, и другие отдают предпочтение неоантропам и диффузникам, а не манипуляторам-суггесторам или волевым психопатам-суперанималам. Безусловно, и те и другие считают, что за ними будущее.

[Да, с точки зрения концепции татиб, эта история неканонична. Но с другой стороны, а какая канонична? Кто знает, откуда взялись татибы? Я, скорее, склоняюсь к этой версии: " говорят, Невидимой Руке поклонялись ещё в Карфагене, и на улочках древних персидских городов резали людей во имя идей, близких нынешним "красным"". Но мне нравится представлять себе какой-нибудь развитой и состарившийся мир, с очень сложным, запутанным и утонченным обществом, с которого питаются эдак штук двадцать Зверей, представляющих собой не меньше двух независимых родовых цепочек.]

татиба, Восток, Юг, Запад, Север

Previous post Next post
Up