Мениппея, пример

Dec 31, 2014 00:20

Меннипея
Барков и банный лист

Возьмём трактовку "Евгениия Онегина" из барковских "Прогулок с Евгением Онегиным".

Мне кажется, что с этого всё началось. Вот парадокс в жизни Баркова: Пушкин - гений, а его гениальное произведение "Евгений Онегин" - фигня какая-то. "Розы-морозы", "он был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет". И это со школы так - поклонитесь гениальному произведению гениального Пушкина, а почему оно гениальное, никто не знает.

В этой ситуации ожидаемыми являются два типа реакций.

Конформистская реакция: Раз все говорят, что Пушкин - гений, значит, Пушкин гений. А я до его творчества просто не дорос. Ну или "Евгений Онегин" - это не моё.
Нон-конформиская реакция: Фигня этот ваш Пушкин, училка - дура, люди - овцы. А я думаю своей головой и называю фигню фигнёй, потому что это фигня.

Обе они являются совершенно нормальными.

Но наш автор был не из таких. Попытка примирить обе реальности - его собственное восприятие романа "Евгений Онегин", как чего-то крайне неуклюжего, и слава Пушкина, как величайшего гения русской литературы - привела его к созданию восхитительно сложной схемы:

"Гипотеза: "Роман "Евгений Онегин" является мениппеей".
Постулат: "Все то в романе, что может быть воспринято как небрежность Пушкина, все противоречия и "нестыковки" являются преднамеренно используемыми им художественными средствами"."

Раз Пушкин гений, то он гениально написал неудачный роман без начала и конца. Значит, этот роман - его удача, он добился всего, чего хотел. Значит, он хотел создать роман в стихах именно таким образом: как второразрядное произведение, написанное второразрядным поэтом. Значит, автор "Евгения Онегина" в тексте "Евгения Онегина" не Пушкин (Пушкин - гений), а кто-то ещё; это совсем другой человек, "поэт", созданный гением Пушкина.

Нулевое правило конспирологии гласит, что если мы считаем какие-то правила, принципы и закономерности действительно существующими, конспирология должна их отменять и выворачивать наизнанку.

С точки зрения профана, рассказчик романа - Пушкин, а Онегин - его приятель. Пушкин рассказывает о человеке, которого хорошо знал. Он ведь так и пишет: "Онегин, добрый мой приятель...". Очевидно, что Пушкин с Онегиным вместе прогуливались на брегах Невы, и т.д., и т.п.

Но. С точки зрения теории мениппеи, сюжет ("ложную фабулу") ведёт рассказчик, чья интенция не совпадает с интенцией автора. Рассказчик не автор, и он хочет нас обмануть.

Настоящий рассказчик - это Евгений Онегин в "настоящем", где он уже немолодой помещик. Его "добрый приятель" - двадцатилетний Онегин, каким он был в прошлом. Рассказчик пытается создать у нас впечатление, что это два разных человека, а на самом деле, это один и тот же человек, просто в разные периоды своей жизни. Таким образом, рассказчик, пытающийся создать иллюзию своей нейтральности и беспристрастности, крайне предвзят.

Рассказчик, опять же, может создать у нас впечатление, что действие основного сюжета "Евгения Онегина" происходит "в настоящем" - в реальности России после наполеоновских войн, где уже прославился Пушкин, и где постепенно публикуется сам роман. На самом деле, события "деревенской" части романа происходили в самом начале 19 века, ещё до Отечественной войны 1812 года, лет за двадцать до публикации. Именно тогда-то Евгений и стал хозяином поместья, которое досталось ему от дяди. Да, истинная фабула романа намного обширнее известного нам со школы куцого сюжета. Она рассказывает о жизни Онегина, упоминает о нескольких его путешествиях, и подводит итог - Онегин ничего не добился, не оправдал ожиданий и давно вернулся в свою деревню, забытый и никому не нужный. Чтобы вновь почувствовать себя на коне, он пытается попробовать себя в роли литератора, написав роман в стихах по мотивам своей жизни (с фантазией-то у него неважно). Заодно он пытается свести счёты с прообразом "Татьяны", которая его когда-то отвергла, а он ей этого так и не простил. Естественно, себя и свою роль во всех этих событиях он всячески приукрашивает, но делает вид, что речь идёт не о нём самом, а о неком вымышленном литературном персонаже, "Евгении Онегине". Более того, не имея собственного поэтического стиля, он ученически потделывается под стиль модного и популярного поэта Пушкина. Хотя сам он принадлежит к более старшему поколению, и эстетические основы творчества Пушкина ему чужды и непонятны.

Таким образом, роман "Евгений Онегин", написанный Евгением Онегиным, является скомканным и неоконченным произведением, потому что его автор был посредственный поэт. Но роман о Евгении Онегине, написанный Пушкиным, закончен, продуман и обладает идеальной композицией - от рождения Евгения Онегина "на брегах Невы" до его попыток "монетизировать" свою бездарно прожитую жизнь, превратить её в рукопись и продать. Потому что Пушкин был гений. И Пушкин доказал, что он гений, потому что он сумел создать несхожего с собой автора, живого человека, Евгения Онегина, со всеми его недостатками, самомнением и иллюзиями.

Ну и естественно, как я писал, у каждой мениппеи есть третье дно - исторический контекст. Тут Барков развернулся во всю ширь.

Оказывается, у Пушкина был старый и личный враг - Катенин, его персональный "демон". Который ему всю жизнь испортил и чуть не погубил. И они принадлежали к разным литературным кружкам, которые отчаянно воевали друг с другом за будущее русской литературы. Главным оружием в этой войне была пародия. Пушкину было ясно, что рано или поздно Катенин напишет на него пародию в стиле самого Пушкина, поэтому Пушкин решил выбить это оружие из его рук, написав пародию на самого себя, но как бы от имени Катенина. Таким образом, Катенин не сможет показать, что Пушкин - плохой поэт, зато Пушкин продемонстрирует, что Катенин плохой поэт, даже когда пытается писать в стиле Пушкина.

И вот "Онегин" - это пародия Пушкина на Катенина, пишущего пародию на Пушкина в стиле Пушкина. Понимаете? А Евгений Онегин, как персонаж - это пародия на Катенина. Вернее, Пушкин выдумал отдельного человека со своей собственной биографией, который мог бы писать такие стихи, какие писал бы Катенин, реши он спародировать стиль Пушкина. Но Пушкин успел первым и спародировал пародию на себя ещё до того, как она появилась. А заодно выставил Онегина-Катенина завистливым бездарем, который не стоит пушкинских подмёток.

А так как Баркову, надо полагать, не очень нравилось творчество Пушкина, каким его преподают в школе, то и другие произведения Пушкина ("Борис Годунов", "Повести Белкина" и т.д.) у него оказываются пародиями Пушкина на Катенина, пытающегося спародировать Пушкина. Иначе говоря, они намеренно бездарны, и, следовательно, гениальны. Потому что Пушкин - гений.

мениппея, конспирология

Previous post Next post
Up