Кривизна времени и философия

Jan 27, 2013 06:00

С чем у меня ассоциируются понятие о кривизне времени?

Возьмём споры о происхождении человека (жизни, вселенной).

Есть такая позиция, как креационизм. Она утверждает, что однажды произошло то, что не могло произойти. Но оно произошло, и об этом свидетельствует объективная реальность, данная нам в ощущениях. Значит, осталось доказать, что ( Read more... )

институт ксенологии

Leave a comment

a_burlaka January 27 2013, 09:10:36 UTC
Ну, на счёт привлекательности инопланетных женщин для земных мужчин - это, конечно, перегиб. Хотя и отрицать возможность, что женщины другой расы будут для мужчин привлекательны мы не можем. Тут вот в чём дело. Хотя высокоинтеллектуальная жизнь может иметь любую форму, на основе сегодняшних знаний эволюции трудно себе представить, что (там, где речь идёт о белках) машинная цивилизация может развиться на основе какой-то жизненной формы кроме медленно размножающихся социальных всеядных антропоидов, неспеша бродящих по саванне/степи/тундре. При этом происходить антропоиды могут от любой эволюционной ветви. Хотя, возможно, существуют и другие "равновесные формы", но мы о их существовании сказать ничего не можем.
http://a-burlaka.livejournal.com/65051.html

Reply

gest January 27 2013, 09:12:58 UTC
_Вам_ трудно себе представить.

Reply

a_burlaka January 27 2013, 09:25:00 UTC
Да, трудно представить. Потому что "как такое могло произойти?"
Вообще у меня есть предположение, что парадокс Ферми как раз и объясняется узостью экологической ниши из которой может развиться существо, способное послать сигнал в космос. Хотя каждая биосфера в конечном итоге приходит к высокоинтеллектуальной жизни, типа волков или дельфинов, разумные в нашем смысле существа - огромная редкость.

Reply

gest January 27 2013, 12:27:28 UTC
Так это и есть позиция, соответствующая "отрицательной кривизне времени".

И да, безусловно, мы знаем только о себе. Мы знаем, какие мы. Мы в общих чертах начинаем представлять, кто мы, и откуда мы такие взялись.

"[никаких иных предков у технологической расы] ...кроме медленно размножающихся социальных всеядных антропоидов, неспеша бродящих по саванне/степи/тундре".

И даже эта схема уже даёт огромное пространство для манёвра.

И при этом она не фальсифицируема. Мы (пока? :)) не можем провести эксперимент, собрать статистические данные, построить полную модель, учитывающую все важные факторы.

Точно так же, фраза "на основе сегодняшних знаний эволюции" не означает, что эти знания полны, или что вы ими полностью обладаете (или даже обладаете ими в достаточной степени, чтобы построить собственную полную и непротиворечивую теорию, обладающую предсказательной силой).

Поэтому речь может идти только об играх, в которые нам нравится играть.

Reply

a_burlaka January 27 2013, 12:49:39 UTC
Да, и эта схема даёт огромное пространство для манёвра.
И тем не менее: человек как разумное существо не был бы возможен без соответствия его предков определённым условиям. Да, эти условия широки, но всё равно, по сравнению с биосферой это узкая ниша, появившаяся в достаточно узкий промежуток истории.
Ну, а что до того, что исходить из того, что мы чего-то не знаем, а не из того, что знаем, то мы вообще можем представить себе всё, что угодно. И всё будет логичным.

Reply

gest January 27 2013, 19:17:45 UTC
...Ну или мы можем писать про реальный мир и реальных сегодняшних людей, и только про те области, на которых мы профессионально специализируемся.

Но вариант с возможностью представить всё, что угодно, мне тоже нравится :).

Reply

a_burlaka January 27 2013, 19:28:39 UTC
Наверно, правилен какой-то средний подход.

Reply


Leave a comment

Up