[Почти] честный пост, или рагу из ненаписанных постингов

Feb 24, 2012 07:19

Я не могу.
Я хотел спать, я ложился спать, я не сплю, я одержим мыслями.

Никому не нужными мыслями, если честно. Старые архивы моего мира, вещи, о которых я так и не написал.

Я увидел в ленте ссылку и стал слушать "Рок-н-ролл мёртв", музыка навевает мысли.

Я хотел написать о неоднозначности символов, о том, что я люблю неоднозначность символов, о том, что я люблю называть вещи символами, а потом говорить, что они неоднозначны. Я выбрал символ для этого, знаете - НДС, "нечисть-демон-система", отличный символ. Я знал, что я хочу об этом сказать.

Вместо этого я стал думать о makarovslava. Вот, одновременно живой человек - и неоднозначный символ моего мира. Очень интересно.

Писать про Макарова? Знаете, за что я люблю Макарова? Он бывает злым. Когда случилась вся та бодяга с "Фобос-грунтом" - помните? - он сказал, что на месте разработчиков он бы с самого начала подложил в ракету мину. Потому что ракеты, бывают, взрываются, тут ничего не поделаешь. А позора было бы меньше.

На самом деле, я думал о Макарове, потому что однажды я задал ему вопрос. Я до сих пор думаю об этом вопросе. Я спросил: почему Полковник - это отстой, а Ивил - нет? Почему Слава тогда стебался над Полковником (неужели вам правда нужна ссылка на те треды?), но не над Ивилом?

И Слава ответил: "Потому что ты с самого начала сказал, что Ивил - круче всех. Ты планку установил".

Это коан. Это то, над чем стоит поразмышлять. Это парадоксально. Всё, что я знаю о жизни, говорит мне, что персонажей, про которых с самого начало заявлено, что они круче всех, надо выбрасывать в корзину. Но, тем не менее, он так сказал.

Вам, наверное, неинтересно. Знаете, я нашёл раннее интервью Джона Нормана, на фанатском сайте, где же ещё, где он говорит о своём герое, Тарле Кэботе. О том, что это за персонаж, в чём его фишка. Это офигительно. Я хотел это перевести. Правда, arishai сказала: "Слушай, но кому это может быть интересно? Кроме тебя?" И это действительно так.

Вот и с Макаровым также. Мне тут mortulo задавал вопросы про моих богов... о, давайте говорить о Мортуло вместо Макарова. Я плохо знаю Мортуло, он не знает Макарова, он пытался делать выводы о моих богах на основе тех постингов, где я упоминал Макарова в контексте пантеона. Но что можно вынести из этого, если не знать Макарова? Символ, значимый для меня, не является значимым для вас.

Мортуло сказал - "Я не совсем догоняю, что такое война с точки зрения Светлой".

Чудесная arishai предложила ответ: "Способ наказать плохих людишек и отстоять справедливость?" Это был хороший ответ.

Я тоже придумал хороший ответ. Он звучал так:

...А она что тебе ответила? Ты должен был в первую очередь спросить у неё. Она же богиня, она может подать знак. Я могу помочь тебе истолковать знаки, но я же не могу говорить за неё - для тебя. Это всегда личный опыт. Когда я жду знака, он приходит.
...Или же речь о том, что я сам создал своих богов и сам им хозяин? Тогда скажи мне, что нужно сделать, опиши задачу, как заказчик - и я выдумаю именно это. Ведь я автор, а значит, как я скажу, так и будет. Только я определяю, что "канон", а что нет.

Мортуло сказал - "Слава "воюет". Понятно, что богу войны, любая война нравится. Но раз Слава человек Зарада, он будет вести войну в рамках мифа Зарада. Так?"

Нет, сказал я, если Слава будет воевать, он будет воевать по правилам бога войны. У меня наверняка был об этом пост... или даже два... но как всегда, нет самых важных. Но если взять славиных героев, какими мы их придумывали, то они шли путём бога войны.

Мортуло сказал - "Я вот хотел ещё спросить. Я вот не втыкаю, а в твоей системе я "чей" человек? В том смысле, что Слава - человек Зарада".

Я ему ответил, что ничьим "человеком" он бы не был. Да как и Слава, собственно. Просто в мире, где нормы приличия требовали бы как-то соотносить себя с кем-то из Пантеона, Слава использовал бы для этих целей образ Зарада. Только и всего. Потому что это бог с хорошей репутацией, бог нормальных мужчин и нормальных вещей. (А война - это пространство ненормальных мужчин и ненормальных вещей.)
Другое дело, что Слава "человек" Зарада в том смысле, что... ну есть известная картинка, "Неандерталец и кроманьонец". И на этой картине мой предок с одной стороны, а предок Макарова - с другой :-D. И это существо, зарадистское донельзя.

И короче, как я буду гадать, кого из богов выбрал бы Мортуло? Их двенадцать /*разводит руками*/.

Ха, может быть, про " НДС" поговорить? Нечисть-демон-система. (И трилогия "Трансформеры", как пример того, как не надо это делать. Я имею в виду недо-демона Фоллена из второй части, а в третьей части - намёки на то, что плохие трансформеры через своих агентов давно уже контролируют земные правительства, в то время как руководство хороших трансформеров заключило с плохими трансформерами верхушечный сговор ещё аж во время той самой глобальной войны. И только Оптимусу Прайму не сказали, потому что он честный.)

Я такое хорошие вступление для этого поста придумал. "Я люблю поводить пальцем по грязному стеклу..." - каково!

Представьте, что НДС, последовательность антагонистов - это уже символ. Который всё объясняет. Который мы можем как угодно истолковывать в зависимости от контекста.

И что это будет?

Может быть, обычная тактика Зла по завоеванию миров? Сначала нечисть. Нечисть есть везде. Нечисть ничего не стоит. Их можно использовать для того, чтобы подготовить плацдарм для наступления, или для того, чтобы отвлечь внимание от направления главного удара. Они партизаны Зла. И любой локальный успех нечисти Зло готово использовать для организации прорыва.
Система - это основные силы Зла. Это машина по захвату и переработке миров, джаггернаут, которому невозможно противостоять.
И между первым и вторым - демоны. Агенты Зла, которые независимо от армии и перед ней. Те, кто хочет добиться успеха за счёт личных качеств, чтобы отхватить миры для себя, чтобы получить преимущество во время делёжки трофеев. Как клановцы в Баттлтэке: "Я завоюю эту планету с семью дивизиями!" - "А я с шестью!" - "Я завоюю эту планету с тремя дивизиями!" - "Завоёвывай!"

А может быть, это реакция Зла - как аморфной массы - на вторжение Героя? Сначала нечисть, это автоматическая защитная реакция. Затем - демон, уже как попытка сознательного противодействия. "Если Герой нас бьёт, то, может быть, нам нужен свой Герой?" Демон - это Герой, отражённый в кривом-зеркале, всё то же самое, только калибр побольше, ну и служит той стороне, а не этой.  Но если Демон проигрывает Герою, Злу остаётся только в очередной раз повысить ставки, признать предыдущую тактику ошибочной и попробовать противопоставить Герою систему, тотальную в своей антигероичности - не то, в чём он силён, а то, в чём он слаб.

А символ один.

И из первого образа можно, допустим, вытянуть вертикальную ориентацию мира киберпанка. Продольный разрез экосистемы, если хотите. Внизу - трущобы, наполненные обитателями дна и пожирателями органических отходов. На верхних этажах небоскрёбов - офисы всемогущих корпораций. И между ними - демоны, те, кто спустился с вершины ради более быстрого карьерного роста, и те, кому удалось вырваться из низов. Частные подрядчики, уникальные специалисты.

Второй образ даст историю какой-нибудь области человеческой деятельности. Чего угодно. Сначала этим занимались многочисленные кустари, и входной порог был крайне низок. Проходит время - и выделяются несколько ярких личностей, конкурирующих друг с другом. И им на смену в свой черёд придут сложные структуры, которые полностью поделят между собой рынок.

...Почему Полковник - это отстой? - спросил я Славу.

А ведь, наверное, Цыник смог бы продать Славе идею Полковника, как Демона, порождённого миром, который долго-долго не умел воевать. Потом пришлось быстро учиться, вот и появились такие... уникумы. Но на смену Полковнику уже идёт система, всё-то, о чём любил говорить Слава - пехота, артиллерия, образцовое взаимодействие и координация. Цыник пытался показать Полковника современником нормальных армий, и вот это уже было странно.

Итак, сначала никто не умеет воевать. Ну, воюют, конечно, но но на детском, любительском уровне. Потом появляются герои, боевые машины смерти. Потом изобретают нормальную тактику. Как в фильме "Битва у красной скалы" Джона Ву, если кто смотрел. Сначала герои легко крушат слабых смертных, в одиночку сдерживают целые армии. Но к концу второй серии обе стороны конфликта научились воевать - и герои больше не рулят.

С точки зрения пяти типов воинов, "демоны" - это цвайхандер, самурай, гоплит, у-ся, в той или иной степени. Прото-пехота - "нечисть", та самая неумелая толпа, которую побеждает у-ся. Настоящая пехота - "система", которая делает невозможным существование "демонов".

Тут ко мне в очередной раз пришло откровение. Император. В моём мире Мортуло выбрал бы Императора. Он из тех, кто в киберпанке был бы на стороне корпораций, его интересуют старшие карты. А Император - карта, которая бьёт все остальные. Знаки. Всё упирается в способность читать знаки.

Может быть, пасьянс врёт, но в тот момент он сошёлся.

Макаров... Макаров - это неоднозначный символ.

И мы всегда возвращаемся к одному и тому же.
Как-то давно slavamakarov попросил меня рассмотреть аспекты отношений Ивила с его, славиными,  отражениями в моём мире. А это непросто... На Славе я застрял. Вплоть до того, что выделил уже три отдельных образа, которые так и не описал, по сути:

1. Майор ФСБ Вячеслав "Чупакабра" Макаров, диверсант, каратист и отмороженный крипто-чекист. 
2. Комбриг-танкист Лис, трикстер с автоматом; друг и соперник полковника королевской гвардии Пингвина.
3. Непотопляемый беломундирный катаноносец адмирал Ито, человек и пароход, мастер пьяного стиля, ученик старого тэнгу, адепт зеркала Аматэрасу и меча Кусанаги, и прочая, и прочая.

Каждый из них что-то символизировал, помимо обычной последовательности "плохой" -  "нейтральный" - "хороший", хотя и тут скорее подразумевалась не мораль, а степень понимания, неважно... Например, Чупакабра - это та часть Славы, которая отвечала за имидж "анимешного мальчика-убийцы".

Все эти образы живут в моей голове. Неловким движением их можно задеть.

- Ты ведь приказывал стрелять по кораблям, - говорит Ивил, целясь в Ито. - А там были живые люди, знаешь ли.
  - И они вели огонь по мне, - замечает Ито.
  - Да, - Ивил достаёт второй пистолет, кладёт его на пол и толкает к ногам Ито, - Отстреливайся.

Ито убивал, но он убивал потому, что была война, и это входило в правила игры. Он воевал за будущее - не за то, что называли будущим фашисты или коммунисты, не за власть людоедов, а за нормальное будущее для своей страны. Ито, в общем-то, и не был людоедом - это всяко не миф Макарова.

Людоеды... arishai прислала мне картинку:



Отличная иллюстрация к концепции суперанимала, между прочим.

Я ведь тогда так и не написал " дубль два" - "Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим. Научно-технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов.Курчатову, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!»"

...Суггестор говорит неоантропу: Если эта штука не взорвётся, мы тебя съедим! Людоед голоден!

Вот вы на чьей стороне в этой ситуации? Я - на стороне неоантропа. (Та женщина, автор изначальной цитаты, очевидно, нет.)

И мне приятно осознавать, что в другом мире неоантроп мог бы ответить на это следующим образом: Людоед стар, и осталось ему недолго. А когда он умрёт, твои же товарищи тебя первым и сожрут.

И ведь сказал бы абсолютную правду! Подумайте об этом. С точки зрения суггестора, а?

Тяжело быть шакалом Табаки. Шерхан в любой момент может проголодаться и съесть тебя. Но если Шерхана не будет, тебя разорвут на части другие шакалы. Как суггесторы живут с этим? Может быть, вообще об этом не думают? "Осознавалка" отсутствует, не предусмотрена конструкцией?

Но речь сейчас не о том. Я ведь почему вспомнил о Берии... У Славы был один сюжет, второй шанс для Лаврентия Павловича. Альтернативная история в стилистике комикс-боевика - после смерти Сталина собираются заговорщики, Хрущёв и Ко, и вдруг на сцене появляется один из агентов Сталина (с пайцзой), а при нём - именной палач и ликидатор. Ну и ликвидатор их всех ликвидирует, кроме Жукова, потому что Жуков - хороший. А Берия становится во главе советского государства.

И мы со Славой тогда обсуждали этот сюжет, спорили об эстетике и идейной нагрузке. Хех :). Нет такой проблемы, которую нельзя было бы решить методом спагетти-вестерна, правда? Придти и перестрелять всех нахрен.

Я бы сказал, что одно из достоинств фантастики, в моих глазах, это вопрос, который она задаёт самим своим существованием - будет ли тот или иной сюжет по-прежнему хорош, если перенести его в другое пространство-время? А для альтернативной истории, пусть даже несерьёзной, это очень серьёзный вопрос.

Был бы этот сюжет столь же хорош, если бы речь шла не о Сталине, а об абстрактном тиране в выдуманном мире? Не о Берии, а об одном из его приспешников, который был обречён проиграть борьбу за власть, но в результате ряда невероятных событий её выиграл? Как будет развиваться эта история в дальнейшем, в рамках логики сюжета? (Я боюсь, всё закончится ликвидацией ликвидаторов.) Есть ли во всём этом смысл?

Но да, нет такой проблемы, которую нельзя было бы решить методом спагетти-вестерна. Так должен был кончаться сюжет про Ивила и Чупакабру, кстати - тем, что они просто пришли и перестреляли тайное правительство России. Я об этом упоминал:
Потом там появлялся Ивил, они с Чупакаброй становились как Палпатин с  Вейдером... концовку я так и не смог придумать, вернее, придумал, и она  была чудовищно пошлой - Чупакабра с Ивилом пошли и на пару  вынесли Центр; так сказать, в духе Мак Сима и фильма "Эквилибриум". То  есть, я не спорю, может быть, время от времени и стоит взрывать Центр,  но сколько ж можно?

А всё-таки, Ивил-Палпатин и Макаров-Вейдер - это был сильный кастинг.

- Мне тебя убить легко, - сказал Ивил, - а тебе меня убить сложно. Я надеюсь, что именно это и станет основой наших отношений.

Ивил - он, конечно, ситх. Суперанимал. Его идея, как персонажа, именно в этом. Слава как-то придумал такую феньку - "именное членство в НАТО". "Ну представь", - говорит - "что тот же Ивил бы бы членом НАТО! Наравне с Англией и США, а? Круто?" Но нет. Собираться за одним большим круглым столом, чтобы держать совет равных - это для суггесторов. Ивил в гробу это видел. Он может повелевать, он может даже подчиняться, но только не играть в эти суггесторские игрища.

[А ведь у меня был пост про Ивила, как ситха и суперанимала. И если оставить за рамками однообразные наезды на Хатхи - но он тогда меня реально задолбал и сам напросился - то те тексты даже по теме.]

Но только Ивил был бы умным Палпатином.
По изначальному плану, он передавал власть Макарову-Вейдеру - вот тебе республика, распоряжайся ей по своему усмотрению - а себе оставлял какой-нибудь НИИ Тёмного Чародейства и Изощрённого Волшебства.

Всё-таки, это не сюжет Макарова. Я опять про "мир без Героя". Возьмём тот же восхитивший меня прогон про императорский спецназ. По универсальному анализатору это какой мир? На первый взгляд, первого типа - империя-пирамида. На вершине власти находится сверхчеловек, который очевидным образом круче всех.
Но только на самом деле этих сверхчеловеков несколько, и они служат обществу в качестве универсальных боевых единиц. А это уже четвёртый тип! Четвёртый с оболочкой из первого, ага.

Но если считать, что перед нами четвёртый тип, то из логики схемы вытекает, что на самом деле, за императорами стоят те, кто их создаёт, орден неоантропов, в той или иной форме. (Машинный интеллект, хехе.) А они, в свою очередь, подчиняются обычным людям и каким-то совсем уже третьим структурам. А каждому очередному императору дают для вида всем этим порулить - ну, ты же этого хотел, ты же к этому стремился - но и он в конечном счёте обречён на горькое понимание. После этого, да, только в спецназ.

И, замыкая круг, я слушал "Рок-н-ролл мёртв"... и вдруг почувствовал, как все эти сюжеты извращённым образом сливаются в моей голове. Сюжет Макарова про Берию; мои мысли про Чупакабру; его прогон про императорский спецназ. Один сюжет. Палпатин побеждает, но делает императором Анакина Скайуокера - вот тебе корона, вот тебе трон, мы победили, пользуйся. Нет таких проблем, которых нельзя было бы решить методом спагетти-вестерна. Но рок-н-ролл мёртв, потому что его демоны мертвы - их всех сожрала система.

НДС, 5 мечей, мир без Героя, Ивил, боги

Previous post Next post
Up