...а так же Мои Интересы 17: Крутость 2.
В детстве (году в 90, может, чуть позже) меня потряс рассказ, напечатанный в сборнике болгарской писательницы-фантаста Велички Настрадиновой, "У Лукоморья дуб зелёный". Я нашел сборник в
сети, кто хочет, может почитать. Да, не знаю почему, но чтобы разобрать эти тексты, мне потребовалось изменить расширение с .txt на .doc.
Там есть несколько великолепных рассказов, что само по себе удивительно для маленькой книжки в мягкой обложке, толщиной не больше мизинца. В конце я поделюсь своими рекомендациями. Есть и те, которые я так и не прочёл за все эти годы, или прочёл один раз и постарался забыть.
Но один я выделил бы даже среди лучших.
Не по качеству текста, литературному мастерству или заложенной идее.
Этот рассказ очаровал меня чем-то более глубоким. Он почти совершенен.
А, к черту слова. Ну как можно не любить рассказ, который называется "
Кощей Бессмертный"?
(
справка насчёт того, как правильней, Кощей или Кащей; в любом случае, речь о переводе с болгарского)
Представьте себе...
Южная страна. Аэродром. Самолет, который задерживается, потому что один из пассажиров опаздывает.
В салоне у окна сидит немолодой человек с изуродованной правой рукой. Он профессор эпидемологии, из страны, строящей социализм.
На дворе... любое время. 70е, когда скорей всего был написан рассказ, 80е, до которых уже было рукой подать, условные 90е, когда никакого социализма уже не будет, но никто об этом ещё не догадывался.
Человек вспоминает свою молодость.
Это было прошлое, столь же условное, как и вышеупомянутое настоящее.
Он был молодым офицером погранвойск. Великолепным стрелком. Из пистолета он не промахивался. Его первым местом службы стала богом забытая застава, интересная только тем, что она стояла на границе двух систем, социалистической и капиталистической.
Нет. Не только этим. Ещё был Кощей. Нарушитель. Диверсант. Шпион. Он приходил с той стороны, а через месяц-полтора переходил обратно, видимо, выполнив поставленную задачу. Наверное, у него были очень хорошие документы. Вряд ли его кто-то укрывал, Кощей был из тех, кто работает один. Никаких курьеров, связников, тайников найти тоже не удавалось.
Все знали о Кощее. И были бессильны что-нибудь с ним сделать. Местные попросту считали его колдуном. И не без оснований. То, что собаки не брали его след, ещё можно было объяснить разными естественными причинами. То, что его не брали пули... Ведь некоторые утверждали, что им действительно удавалось в него попасть, а он продолжал бежать, как ни в чём не бывало.
Но в основном от пуль пограничников его спасала невероятная скорость, с которой он двигался.
У него была необычная походка и манера бега - Кощей буквально стелился над землей, перемещаясь чуть ли не прыжками, и его следы потом находили на значительном растоянии друг от друга. Но он мог ходить и как обычный человек, что позволяло ему легко затеряться в толпе. Особых примет у него не было.
А ещё Кощей мог бегать спиной вперёд. Почти с той же скоростью. Казалось, он спиной видел любые препятствия. Всё это, в сочетании с умением стрелять без промаха, делало Кащея черезвычайно опасным противником.
Да что тут говорить. Тут важно уметь видеть.
Представьте...
Высокую худую фигуру, в одежде цвета хаки, с пистолетом в руке, он бежит спиной вперёд и, одновременно, стреляет по преследователям. Представьте его глаза, вы никогда не видели подобного взгляда, он заставляет вас чувствовать себя так, будто на вас уже наведён пистолет. Представьте, как он лавирует между деревьями, между камнями, меняет направление бега, не раворачиваясь, прыгает и взлетает по почти вертикальным поверхностям.
Представьте его загнанным в угол, среди скал. Солдаты окружают его. А он стреляет редко, будто бы экономит патроны. А потом четыре выстрела подряд, и каждая пуля находит свою жертву, а Кащей буквально взмывает в прыжке, бежит спиной, снова прыгает и уходит. Главный герой, молодой офицер пограничных войск (вы ещё не забыли о нём?) был так ошарашен, что даже не успел выстрелить.
О да, наш герой хотел покончить с Кощеем. Это необходимо было сделать, потому что моральный дух солдат был близок к нулю. Да, ведь Кощей ещё и оставлял им записки издевательского содержания. И очень скоро он тоже обратил внимание на нового офицера. Обстановка накалялась. Это всё больше начинало походить на поединок между ними двумя.
Кощей дал главному герою шанс. Он подкинул письмо, где указал точное место и время своего возвращения на ту сторону. Даже отметил, где лучше всего ставить засаду. Главный герой поставил засады и в этих ("а в друг он думал, что мы ему не поверим?") и в других местах. Они были на месте за три часа до назначенного времени.
Кощей появился точно вовремя.
На сей раз герой успел. С такого расстояния он не мог промахнуться. Пуля из его пистолета попала Кощею в грудь, слева. В сердце. Кощей замер, скорчился... это были мгновения, в течении которых герой верил в свою победу. А в следующий миг Кощей распрямился, выстрелом раздробил главному герою кисть правой руки и скрылся. Из раны не пролилось ни капли крови.
Нет, ещё раз, это надо видеть. Как заставку из компьютерной игры, такие ролики хорошо получаются у японцев. В их стиле. Кощей, в движении. Выстрел, пуля втыкается ему в левую часть груди. Он замирает... скрючивается, сгибается, буквально складывается... рука с пистолетом бессильно виснет, ноги подгибаются... Но он не падает. Крупный план. Его опущеная голова начинает подниматься. В кадре макушка. Спутанные волосы. Показывается лицо. И в следующее мгновение, мы видим его глаза, в которых снова разгорается знакомое нам пламя. Всё его тело разгибается, и, продолжая то же движение, вверх взлетает рука с пистолетом. Ответный выстрел, и Кощей плавно уходит со сцены, так и не дождавшись аплодисментов.
Волшебство.
Героя, конечно, признали непригодным к службе по ранению, он стал врачём, знаменитым ученым-эпидемологом. И это возвращает нас туда, откуда мы начали - в салон самолёта, который не может взлететь, потому что одного пасажира ещё нет на борту. Но вот, наконец, и опоздавший, бежит по полю к трапу ждущего его самолёта.
Герой смотрит на бегущего в иллюминатор.
Безукоризнено одет.
Длинные седые волосы развиваются на ветру.
Только один человек в мире умел так двигаться.
Это он.
Рядом с героем свободно одно место. Он, почему-то, знал, что необычный пассажир сядет именно в это кресло. Так и случилось. Они посмотрели друг на друга.
"Я вижу, у вас тоже хорошая память!"
И неважно, кто это произнёс.
slavamakarov, который был бета-тестером этого постинга, сказал, что на этом моменте рассказ нужно было закончить. Ну ладно он, а мы же не можем без разгадки-развязки, так?
...Всё давно в прошлом, и остался только один вопрос.
"Как вы тогда...?!" - спрашивает герой. "Кто вы?!".
И человек, которого называли "Кощеем", рассказал свою историю. Он признался, что к старости стал болтлив, так как всю жизнь ему приходилось молчать.
Он был сыном богатого потомка белых колонистов и туземной женщины, которую нашли в лесу с переломанными ногами. Его отцу она показалась лесной нимфой. Он выходил её, окружил роскошью, она родила ему сына...
...Через шесть лет она сбежала, прихватив сына с собой, и вернулась в родное племя, жившее в глубине джунглей.
Его учили там. Тому, что знали все мужчины этого народа.
Учили бегать. Бегать за добычей. Убегать от крупных хищников.
"Я думаю, я мог бы стать чемпионом мира по бегу. Их учили бегать на скорость, меня - от леопарда".
Учили особому виду бега, заманивающему, когда охотник смотрит на преследующее его животное, ожидая момента для удара. Сначала с кусочком слюды вместо зеркала. Потом дети начинали чувствовать препятствия кожей.
Высшие курсы вели два столетних старца, способные "взглядом поджечь сухое дерево и просверлить отверстие в бамбуке". Там учили полному контролю над своим телом. И умению останавливать кровотечение и затягивать любые раны.
Когда будущему Кощею было 17, его "нашли" и вернули отцу. Он оказался способным, смог адаптироваться после джунглей (какие-то воспоминания о первых шести годах жизни ему тоже помогли), поступил в университет. Обнаружил талант к языкам. Это, впридачу к уже упомянутым способностям, определило его дальнейшую судьбу.
"Родина позвала, и я пошёл".
slavamakarov в этом месте скривился. Ему сильно не понравился весь эпизод с туземным обучением. Он ещё раз повторил, что рассказ нужно было заканчивать после фразы про память. Видимо, Слава больше привык к историям про школы ниндзя, или про импланты, инъекции, программы создания супер-солдат и тому подобное. Но это только ухудшило бы рассказ, согласитесь? А так мы можем почувствовать вкус времени, когда он был создан. Насколько я помню, судя по сборникам "Фантастика-78" и "Фантастика-80", тогда эта тема была очень актуальна. Тайные знания, безграничные возможности человеческого тела, "дикие" племена, хранящие память о том, что давно забыл "цивилизованный" человек.
С точки зрения нашего, совсем другого времени... Ну представьте, что "лесная нимфа" в описании его матери - не метафора. Он исчез в возрасте 6 лет, вернулся в 17. Эти годы провел в месте, где люди жили в гармонии с природой, где рос бамбук и были леопарды. А ещё там жили два столетних старца (какая деталь! и возраст, и то, что их двое), научивших его разным необычным вещам. Это вполне могло быть некое Другое Место. Существуют же Другие Места? Там и не такое может случиться, не говоря уже о тех, в ком течет кровь тамошних жителей. Этот человек был сыном двух миров и двух подходов к реальности. Но вернемся к рассказу.
"...Я слышал о йогах. Я готов поверить, что можно остановить кровь усилием воли. Но я врач. Я знаю, что я попал вам в сердце. Это же мгновенная смерть!"
"Понимаете, как бы вам сказать... Я увлекаюсь разными диковинками, аномалиями, уже собрал неплохую коллекцию. Потому что я сам, в некотором роде, аномалия. У меня сердце с правой стороны. Вам стоило стрелять мне в голову".
Как объяснить вам наслаждение, которое я раз за разом испытывал в этом месте? Сколько тут оттенков смысла!
И главный герой, который совершенно точно, хоть на секунду, но задумался о том, что мог, мог он тогда победить! Ну что ему стоило выстрелить в голову? И Кощей бы погиб вместе с мифом о своей неуязвимости. Жизнь главного героя сложилась бы совсем по-другому. Хуже, лучше ли, кто знает?
И мы, читатели, понявшие, что при всех удивительных способностях Кощея, спасла его в тот день врожденная особенность, аномалия.
А эта отсылка к мифологическому пласту рассказа? Сердце с другой стороны, как и положено тому, кто тут наполовину чужой. Побывавшему на той стороне зеркала. Да и двигался он задом-наперёд.
Но когда я в очередной раз перечитывал этот рассказ, перед тем, как начать писать этот постинг, мне бросилась в глаза ещё одна деталь, которой я раньше не уделял должного внимания.
Как именно его убедили стать тем, кем он стал?
Помните? "...Родина позвала, и я пошёл",
Главный герой, как и положено выходцу из соцлагеря, тут же вставляет, что это родина отца. А как же родина матери, которую родина отца столько лет угнетала и эксплуатировала?
"Да, конечно, вы на стороне угнетенных. Вы говорите о совести. Но ведь всё зависит от воспитания..."
Я уже сказал, что фразы в скобках не всегда являются точными цитатами? Теперь точно сказал. Так вот, то, что бывший Кощей сказал в следующий миг, разом перечеркнуло всю идею этой лесной школы. И заодно наполнило меня восхищением по отношению к психологам западных спецслужб, вернее, к их представлению в тексте.
"Меня учили бегать от леопарда. А потом сказали, что я сам леопард. У меня была совсем другая совесть".
Понимаете?!
Так они его завербовали. Ему дали пистолет и сказали: "ты - хищник". Он стал смотреть на мир глазами леопарда. Он был быстрее, хитрее и живучее всех остальных. Возможно, он был плохим агентом. Зато он всегда побеждал. Ведь для него это была игра.
Он был Бессмертным.
И, несмотря на всё, он выведен человеком высшего типа. Возможно потому, что умел элегантно одеваться, но скорее всего потому, что в рассказе его жертвами становились только вооруженные люди. В каком-то смысле, это были честные поединки. Просто он каждый раз оказывался сильнее.
А теперь мои рекомендации. В
сборнике можно выделить цикл рассказов, которые, как мне кажется, посвящены теме хомо супериор. На сайте ИГШ любят поговорить о люденах, отдавая дань творчеству братьев Стругацких. Мне более близок первый термин, субъективно это или объективно. Может, разница в том, что людены нам совсем чужие, а хомо супериор, во многом, ещё остаются людьми? А если ещё вспомнить ницщеанского сверхчеловека? Ладно, признаюсь, суть одна, мне просто нравится это словосочетание.
Речь о следующих рассказах:
1.
"Кащей Бессмертный". Прошлое; хомо супериор в обществе. Первые представители и попытки их использовать.
2.
"Проделки доктора Проделкина". Недавнее прошлое; хомо супериор и общество. Взаимодействие, конфликт. Первые случаи применения когнитивных технологий.
3.
"Сияющий". Вечное настоящее, в котором сливается прошлое и будущее.
4.
"Бог сна". Ближайшее будущее. Хомо супериор, как плод селекции? Решающая стадия конфликта. Применение когнитивных технологий в масштабах Земли.
5.
"Несвоевременный гений". Будущее. Распространение феномена. Взаимодействие с себе подобными. Но несмотря на то, что хомо супериор контролируют основные рычаги влияния на общество, ни одну из стоящих перед человечеством глобальных проблем решить не удаётся. Тупик? Безрадостная альтернатива "Сияющему".
Особенно рекомендую их тебе, Слава. Я понимаю, что это не совсем твоя тема. Но они короткие, а ты быстро читаешь.
Впрочем, это относится вообще ко всем, кто меня читает. По-крайней мере, ко всем парням. Ну, кроме тебя, Совершенный. Я не могу гарантировать, что тебе понравиться что-то из этого. Попробуй номер 1, хотя я его и так пересказал.
Девушки и женщины могут прочесть одного "Сияющего". Очень красивый рассказ, обещаю.