На январские праздники я решил сделать подборку статей про тульские мотороллеры. Постарался найти все статьи опубликованные с 1957 года по настоящее время в номерах журналов "За рулем" и "Мото". Я часто сталкивался с различными вырезками в интернете, но все они попадались разрозненно и мне захотелось собрать их вместе и при этом как-то рассортировать, весь процесс затянулся почти на 3 месяца, с учетом всех отвлечений от дела. В общей сложности вышло 478 файлов-картинок, но это еще не конец, и поэтому пришлось все разбить на несколько частей.
![](http://photo.qip.ru/photo/gessor/200628593/large/207939517.jpg)
![](http://photo.qip.ru/photo/gessor/200628593/large/207939508.jpg)
Всего я выделил 7 разделов:
• Основное. Самые важные и интересные статьи, которые будут интересны большому кругу читателей, в них в основном рассказывается о появлении новых моделей мотороллеров. Небольшая информация по годам выпуска из раздела советская техника(мотоциклы), краткая история тульского завода в журнале "Мото" в трех различных версиях, немного информации о количестве выпущенной техники.
• Путешествия и отзывы. Название говорит само за себя.
• Ремонт. Наиболее интересные и полезные на мой взгляд статьи по ремонту, доводке и просто полезные советы.
• Описание отдельных узлов. Встречается большое число статей, например про устройство редуктора муравья или амортизатора. Эти статьи я решил вынести в отдельную тему.
• Разное. Интересные, но не очень важные статьи, в которых можно прочесть про результаты мотосоревнований и испытаний 60-70х годов или новости, в которых обещали в тот или иной год выпустить новые мотороллеры.
• Остальное "ниочем". Здесь будут статьи, в которых совсем мельком или даже одним словом упоминается про мотороллеры. Так же в рубрике "Советы бывалых" журнала "За рулем" встречается много советов, которые уже вряд ли кому пригодятся, но все же они были, и я их внес в свою подборку.
• Общее. Последняя часть посвящена мотоциклам в целом. Ковыряясь в журналах, я находил много интересных для себя статей о устройстве различных узлов, советов по подготовке мотоцикла в поход и т.д. Этот раздел будет завершен в самую последнюю очередь и боюсь, очень не скоро, так как информации по нему можно найти уйму, и придется просматривать все выпуски журналов без исключения.
Хотя часть статей встречается в интернете, в уже обычном, текстовом варианте, я решил оставить все страницы без изменений, не исправляя ничего в редакторах, так как знаю, что есть люди которые любят оригинальные вещи, да и сам являюсь приверженцем классики. Конечно запах бумаги и типографской краски передать не получиться, но увидеть ту же страницу, что видели советские мотолюбители возможность имеется.
Также постарался сделать максимально удобный интерфейс в стандартном редакторе ЖЖ, при нажатии на картинку, она открывается в том же окне в максимальном разрешении, но любую страницу можно прочитать и без этого. Перед каждой статьей написан месяц и год журнала, а в скобках, после краткого описания ее содержания, указывается количество страниц, чтобы не запутаться в картинках плюс название издания, откуда взята статья, это либо "За рулем", либо "Мото".
В конце будет небольшой бонус, который может кому-нибудь и пригодится.
Весь материал был взят с
Рутрекера и
архива сайта "За рулем" Итак, поехали!
Май 1957 года - статья о выпуске первого мотороллера Т-200. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938731.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/208103810.jpg?cid=f145c52c4c38d201476798f2757a4941)
Январская статья 1960 года про внесенные улучшения в мотороллер Т-200. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938748.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938756.jpg)
Июнь 1961, уже появляется информация о новом, 250 кубовом двигателе, который, как известно, в будущем так и не пошел в серию. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938762.jpg)
Апрель 1962 - статья о мотороллерах с коляской. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938769.jpg)
Май 1965 - перечень изменений легкового и грузового мотороллеров и в принципе первая серьезная информация о грузовом мотороллере. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938791.jpg)
Сентябрь 1968. Приличная статья с красивой иллюстацией вышедшего в 1967 году мотороллера Турист на замену Т-200М. (За рулем, 3 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938802.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938808.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938816.jpg)
Февраль 1971 - еще немного информации про Туриста. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938891.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938931.jpg)
Октябрь 1971 - К выпуску модернизированного мотороллера Турист-М. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938861.jpg)
Июнь 1978 - новый Муравей ТГА-200. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939091.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939105.jpg)
Август 1978 - вместо Туриста-М налажен выпуск мотороллера Тулица. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939142.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939163.jpg)
Июль 1981 - очень интересная на мой взгляд статья про особенности тульского двигателя и о возможности взаимозаменяемости двигателей Турист-М - Тулица. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939201.jpg)
Декабрь 1981 - информация про двухместный мотороллер Муравей. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939181.jpg)
Март 1984 - обзор мотороллера Тулица. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939238.jpg)
Июль 1985 - первая информация о мотоцикле повышенной проходимости Тула-5.951. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939290.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939367.jpg)
Май 1986 - знакомство с Тулой 5.951, его описание и первые отзывы. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939384.jpg)
Сентябрь 1986 - про обновленные Муравей-2 и Тулица-2. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939389.jpg)
Январь 1991- на мой взгляд одна из самых важных статей про перспективы тульского завода, о мотороллере Лотос, который должен был придти на смену Тулице и имел совершенно новую базу, у которой не было ничего общего с предыдущими моделями. (Мото, 4 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939401.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939403.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939409.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939412.jpg)
Февраль 1991 - обзор мотоцикла Тула 5.952 пришедшего на смену модели 5.951. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939415.jpg)
Март 1991 - ответ главного конструктора Пудовеева на "открытое письмо читателя", где он рассказывает про внесенные улучшения. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939423.jpg)
Март 1992 - продолжение о Лотосе, статья про испытания нового мотороллера. (Мото, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939430.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939433.jpg)
Март 1992 - информация про дизельный двигатель, который тульский завод планировал начать ставить на грузовые мотороллеры. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939435.jpg)
Май 1992 - снова про Тулу. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939436.jpg)
Март 1993 - очень классная статья про испытательный мотороллер "Конек-горбунок", лично я был просто под впечатлением от прочитанного, особенно поразила идея использовать в качестве емкости под сжатый воздух раму мотороллера. К сожалению, качество сильно хромает, но в обычном текстовом варианте можно прочитать
тут. (Мото, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939462.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939466.jpg)
Январь 1994 - первая информация про Тулу-трицикл. (Мото, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939472.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939474.jpg)
Июнь 1994 - о выпуске нового мотоцикла Вепрь, по сути это была обычная Тула на других колесах. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939493.jpg)
Май 1997 - последняя крупная информация о деятельности тульского завода в сфере мототехники, в принципе с тех пор все и умерло. (Мото, 3 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939504.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939505.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939507.jpg)
Июнь 1997 - тульский дизельный двигатель, к слову скажу, что по некоторой информации, это единственное, что до сих пор производит завод кроме стрелкового вооружения. (Мото, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939509.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939511.jpg)
Далее идет подборка крупных статей, где кратко рассказывается о истории ТМЗ, всего три разные статьи.
Май 1994 - первая. (Мото, 4 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939479.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939485.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939488.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/208197088.jpg?1)
Апрель 1995 - вторая. (Мото, 5 страниц).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939495.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939496.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939498.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939500.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939501.jpg)
Август 2011 - третья. (Мото, 6 страниц).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938691.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938701.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938708.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938714.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938719.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938725.jpg)
В журнале "За рулем" была рубрика "Советские мотоциклы" или "Советская техника", там были представлены модели основных мотозаводов и их краткие характеристики, естественно среди них встречались и тульские мотороллеры.
Апрель 1973 - раз. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938935.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938939.jpg)
Апрель 1975 - два. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938970.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207938996.jpg)
Январь 1976 - три. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939027.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939057.jpg)
Июнь 1988 - четыре. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939392.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939394.jpg)
Июнь 1991 - пять. (За рулем, 3 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939424.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939426.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939428.jpg)
Январь 1993 - шесть. (Мото, 4 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939441.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939446.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939450.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939454.jpg)
Далее следуют статьи, которые были основополжниками всей затеи. Имено благодаря им я имел базу для первых поисков.
Январь 1978 - указатель материалов по мотороллерам за различные года. (За рулем, 2 страницы).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939068.jpg)
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939080.jpg)
Февраль 1993 - другой указатель, затрагивает другие года и почти не пересекается с предыдущим. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939458.jpg)
Август-сентябрь 1993 - специально для любителей вяток, к тульским мотороллерам отношения не имеет, но пригодиться может многим. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939470.jpg)
Статистика по количеству выпуска мотоциклов и мотороллеров за разные года.
Июль 1990 - раз. (За рулем, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939399.jpg)
Февраль 1991 - два. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939421.jpg)
Июнь 1992 - три. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939438.jpg)
Декабрь 1994 - задняя обложка номера. (Мото, 1 страница).
![](http://gessor.users.photofile.ru/photo/gessor/200628593/207939477.jpg)
Обещанный бонус, все статьи в одном файле, только все они рассортированы по дате выхода, т.е. немного в другом порядке
Moto.pdf Так же есть просьба к людям, которые добавились ко мне из сообщества
moto_ru, если вы дочитали или долистали до конца, скажите, есть ли смысл, постить это в вышеупомянутом сообществе, так как количество букв тут просто зашкаливает. Или стоит например выпустить укороченную, лайт версию статьи. Отпишитесь пожалуйста.