Из неопубликованного: Катастрофа и за её пределами

Dec 25, 2007 01:57

Это - старый-старый - десятилетней давности - текст, не прошедший в своё время в «Знание-Силе», поскольку тогдашний главный редактор, замечательный вообще-то человек, счёл, что это не «знание-сильская» тема (а к упоминанию Бога он вообще относился очень скептически). С тех пор я об этом тексте благополучно и забыла, а вспомнила, читаючи книжку об « ( Read more... )

1997, неопубликованное, Бог и человек, georges bataille, бунтари, книги

Leave a comment

Comments 7

stepwolk December 25 2007, 10:40:20 UTC
Статья кристаллизировала следующее представление: проблема европейского миропонимания похожа на проблему психотика, начавшего с невротического стремления не наступать на трещины асфальта. Пока асфальт новенький, проблемы "не существует". Но с веками трещин становится все больше, и сегодня наш невротик не может никуда пойти - везде же трещины! Для обьяснения этой фобии возникают уже психотические (бредовые?) интерпретации - весь мир враждебен и непонятен, но можно попытаться научиться ходить на руках, вверх ногами.

<Как только прекращается она>(культура)< - человек также прекращается.> - это утверждение верно лишь "изнутри" той вчерашней культуры. Приходит новый день и оказывается, что ничего не прекратилось - жизнь продолжается.

Европейская проблема Бога - тоже по сути невротическая проблема "избегания трещин" (фобия неопределенности, нечеткости, расплывчатости дефиниций-артикуляции). Христианство положило новый слой, но ничто не вечно под луной...

Reply

gertman December 25 2007, 13:10:46 UTC
Вероятно, с (известной нам) культурой прекращается человек в известном нам виде. Что начинается потом - изнутри ЭТОГО культурного состояния мы не можем судить - инструментария нет - предполагать разве что.

Reply

gertman December 25 2007, 13:13:43 UTC
Ещё мне пришло в голову, что, может быть, есть эпохи "прокладывания асфальта" и есть - заглядывания в трещины, а то и вовсе углубления и расширения их, на свой неминуемый страх и риск. Настоящий страх и риск в таком деле вряд ли может быть массовым предприятием, но заглядывать и проявлять интерес начинают чаще. Нельзя исключать, что ХХ-ХХI век - время как раз такого расползания трещин.

Reply

stepwolk December 25 2007, 15:45:13 UTC
...Европейская парадигма включает представление о возможности адекватной фиксации момента становления (чего угодно). Азиатская парадигма ограничивается представлением о возможности отражения (уловления?) отделенных процессов становления.

<Что начинается потом - изнутри ЭТОГО культурного состояния мы не можем судить - инструментария нет - предполагать разве что.> - позволю себе не согласиться. А откуда же оно берется - это новое содержание? (Мы, наверно, исключим Деятельного Бога ( ... )

Reply


Leave a comment

Up