Те, кто одной из главных заслуг большевизма называют ликвидацию всеобщей безграмотности (а оная безграмотность конечно была достаточно большой, особенно в сельских районах), категорически не понимают, почему столько усилий большевики тратили на борьбу с безграмотностью. А ответ-то банален.
Почему Ленин не раз высказывал фразу «Важнейшее из искусств для нас кино» (хотя сама фраза в таком виде принадлежи и не ему)? Да потому, что люди необразованные, были закрыты для коммунистической пропаганды и им её можно преподносить разве что в виде кино-агиток. И Ленин, кстати, говоря о кино, меньше всего думал о художественных фильмах (которые вообще оценивал довольно низко - он даже «зарезал» в 1922 году идею художественного фильма о революции). Куда больше его интересовали документальные пропагандистские или обучающие фильмы.
Но была огромная проблема - во-первых, кино было немым, что сильно снижало его воздействие, а, во-вторых, киноплёнка была страшным дефицитом.
Инициировав постановление Совета обороны от 13 мая 1919 года, Ленин распорядился на всех узловых ж/д станциях организовать специальные «агитационно-просветительские пункты». (АПП). Там читались лекции, ставились пластинки, показывались специальные фильмы. И распространялась литература: листовки, брошюра и т.п. Но чтобы прочитать листовку или пропагандистскую брошюру, надо уметь читать. Вот тут и крылось страстное желание большевиков обучить весь народ грамоте. Зачем народу грамота? Да чтобы читать статьи видных деятелей большевизма и марксистов других стран. Ну и советские газеты конечно же - как без них?
Вот поэтому с первых же своих шагов большевики уделяли столько сил и энергии полному ликвидацию безграмотности. Чтобы даже последний пастух в глухом селе или чабан в далёком ауле, сидя в свободное время на пригорке, мог сам читать очередную пламенную статью Ленина или Троцкого.
Ни на что иное, по мнению большевиков, грамота т.н. «простому народу» не нужна. И, собственно, вся эта «ликвидация безграмотности» не шла далее мычания хором: «мы не рабы, рабы не мы». Для того, чтобы считаться образованным человеком - этого, мягко говоря, маловато. А вот чтобы по слогам читать брошюрку Кауцкого или, тем более - Ленина - в самый раз.
То есть основная функция ликбеза - обеспечить стопроцентную возможность чтения вот таких брошюрок (кликабельно):
(скан из журнала «Смена», №18, 1924 год)
Ну и не забудем, что в период с 1918 по 1921 г.г. учебные заведения почти не работали или работали кое-как. И на этом фоне всякие разговоры о ликвидации безграмотности были профанацией.
И ещё один момент. Это извечное красное проклятие в адрес царя: «при нём огромная часть населения была безграмотной». Тут тоже надо делать разницу между современным понятием грамотности и образованности и тем, что было во времена оные. Приведу пример.
Один мой знакомый, когда у него вдруг компьютер перестал видеть подключаемые флешки, стал у всех выспрашивать, что ему теперь делать. Сам он эту смехотворную проблему решить был не в состоянии. При этом ту него за плечами советское высшее образование. Но с моей точки зрения, в современном обществе он является полуграмотным. Потому что в современном обществе каждый человек должен быть грамотным в компьютерной сфере. Уж, во всяком случае, уметь подключить к компьютеру внешнее запоминающее устройство.
Я уж не говорю о том, что вообще-то в наше время человек, не умеющий программировать и неспособный написать или, хотя бы, прочитать, текст хотя бы простейшей компьютерной программы - абсолютно безграмотен. И на этом основании я утверждаю, что сегодня львиная доля жителей России (да и прочих стран) - безграмотны.
Но это моя точка зрения. Другой человек на это может заявить: «А на кой мне нужно знать языки программирования или знать тонкости настройки операционной системы? Я что, системный администратор что ли? А если возникнут проблемы, я обращусь к тому, кто этим владеет и по дружбе или за деньги мне мою проблему решат». На это я мог бы возразить, что владение языками программирования поможет самостоятельно решать очень многие проблемы, да и найти хорошо оплачиваемую работу. Но это, как бы, не факт. Можно знать язык PHP, но всё равно не суметь занять нужную социальную нишу. То есть, говоря откровенно, вопрос спорной. Мне кажется одно, другому человеку - иное.
Но тоже самое было справедливо и для людей начала XX века. Ну на кой чёрт крестьянину была нужна грамотность? Для крестьянина той эпохи уметь читать и писать - это примерно как для современного человека, который на работает программистом, знать языки программирования. На кой? При это современный человек, не умеющий правильно подключить флешку, может быть образован в других областях, которые помогает ему заработать на хлеб насущный. Но точно также и крестьянин начала XX века (и ранее) был хорошо образован в своих областях. Он хорошо умел читать природу, знал, когда надо сеять, а когда убирать, обладал знаниями по огромному числу природных процессов, который ему требовалось знать в его повседневной практике. То есть он был образованным именно в той сфере, которая была ему нужна для жизни. А вот уметь читать и писать ему было не нужно. И поэтому крестьянин не обучался этому сам и не отдавал учиться грамоте детей. Зачем время терять на пустое?
И вся «вина» царского правительства заключалась лишь в том, что не было закона об обязательном образовании. Но технически научить поголовно всех безграмотных уметь читать и писать каракули - это не было проблемой. Кто хотел - прекрасно этим овладевал хотя бы в ЦПШ. Точно также, как сегодня любой может научиться программированию, если сильно захочет. Но зачем?
Из этого вовсе не следует, что я считаю, что царское правительство не должно было обеспечить поголовное начальное образование. Должно. Но это с современной точки зрения. А в то время это не считалось таким уж очевидным.
Равным образом я считаю, что и сегодня все люди - ну по крайней мере достаточно молодые - должны уметь программировать и владеть языками программирования. Это точно подняло бы уровень логического мышления населения, которого сегодня так не хватает. Но это отдельная тема.