Предварительные практики (нёндро)

Dec 13, 2011 21:45

из поучений Досточтимой Тубтен Чодрон

Наш ум часто сравнивают с полем, на котором можно взрастить щедрый урожай мудрости и сострадания. Чтобы семена слушания учения взрастали легко и быстро, поле необходимо должным образом подготовить: очищение негативных кармических отпечатков подобно очищению поля от камней и мусора, а обогащение ума позитивным потенциалом можно сравнить с поливом и удобрением почвы. Таким образом, цель предварительных практик - очистить и обогатить наши умы, благодаря чему практика будет протекать гладко, а наше сердце станет путем к просветлению.

Очищаются кармические загрязнения, оставленные совершенными в прошлом неискусными действиями и не дающие нашему уму постичь Дхарму. Предварительные практики устраняют подобные омрачения, и благодаря этому учения смогут по-настояшему затронуть наше сердце.

Чтобы продолжать практику в одном рождении за другим, необходимо создать причины для нескольких драгоценных человеческих рождений и нейтрализовать созданные в прошлом причины неблагих рождений. Если мы устраним причины неблагоприятных обстоятельств и создадим причины благоприятных, наша практика постепенно начнет приносить плоды.

Предварительные практики устраняют мешающие эмоции и препятствия. Они также обостряют нашу осознанность и способность к самонаблюдению, благодаря чему нам легче распознать препятствия и быстро и эффективно применить соответствующие противоядия.

На психологическом уровне предварительные практики в значительной степени устраняют чувство вины и дискомфорт, которые до этого мы долгие годы поддерживали в своем сознании. Предварительные практики дают нам возможность честно взглянуть на свое прошлое - с точки зрения Дхармы, под любящим присмотром Будды и при поддержке и ободрении со стороны Сангхи. Анализируя и прорабатывая эти ситуации, мы освобождаемся от накопленного психологического багажа, а освободившись, можем зародить сильную решимость и устремления по поводу того, кем хотим быть и как хотим поступать в будущем.

По традиции каждую из предварительных практик выполняют 100 тысяч раз, добавляя затем 11 процентов, чтобы искупить любые ошибки, которые мы могли допустить при их выполнении. Само по себе число неважно; один лама по этому поводу сказал: «Это 100 тысяч возможностей один раз выполнить практику с полной концентрацией и совершенной верой». Число ставит перед нами определенную цель, к которой мы стремимся, и позволяет испытать чувство удовлетворения, когда мы ее достигаем. Важно, однако, не относиться к этому как к некому «делу», не пытаться подсчитать, сколько повторений мы выполнили за определенный срок и сколько нам еще осталось. Кроме того, важно не сравнивать выполненное нами с тем, что выполнили наши друзья по Дхарме. Мы не участвуем в соревновании, не пытаемся уложиться в сроки, которые нам кто-то поставил. Суть предварительных практик - преобразование нашего сердца и ума. Если мы не пытаемся его осуществить, то неважно, сколько повторений или подношений мы выполнили - мы, как и прежде, продолжаем играть в соревнование.

В соответствии с наставлениями своего учителя мы выбираем одну из предварительных практик, чтобы сосредоточить на ней усилия, и выполняем эту практику каждый день - обычно утром и/или вечером, до или после работы. Хорошо, если у нас есть друзья по Дхарме, которые также выполняют эту практику и с которыми можно встречаться примерно раз в неделю и вместе практиковать или делиться опытом.

Некоторым людям сложно вести подсчеты. Можно придумать разные способы, чтобы хотя бы примерно определить, сколько именно повторений выполняется за конкретный промежуток времени, а затем считать этими промежутками. Нам не следует слишком увлекаться счетом и позволять ему отвлекать нас от самой практики.

Выполнение одной из предварительных практик усиливает нашу ежедневную практику, ведь мы выполняем ее каждый день и она сама собой становится частью нас самих. Выполнив 100 тысяч повторений любой из практик, мы - хотя это и не обязательно - часто естественным образом делаем ее частью нашей ежедневной практики, выполняя ее краткую форму.

Некоторые буддисты с Запада выражают сомнения по поводу обязательности этих практик, и по этому поводу Его Святейшество Далай-лама сказал, что те немногие, кто выполняли серьезные очистительные практики, практики накопления позитивного потенциала и продвинутые медитации в прошлых жизнях, могут обрести реализацию и без предварительных практик. Однако для всех остальных они важны.

На то, чтобы их понять, уходит какое-то время, причем понимание это приходит в процессе практики - а не когда кто-то заранее развеивает наш интеллектуальный скептицизм. Это не значит, что нам нужно выполнять их со слепой верой; нам нужно осознать и проработать сомнения, которые возникают по мере практики. Мы должны проверить Дхарму и свою веру в нее на более глубоком уровне, должны изучать, открывать новое, пристальнее вглядываться в свой ум. Разумеется, не все будет с самого начала понятно, но сомнения, сопротивление и препятствия, которые возникают по мере выполнения предварительных практик и есть то, что мы пытаемся очистить. Если ткань сильно загрязнена, единственный способ ее очистить - вывести грязь. Без грязной воды не будет и чистой ткани. Единственный способ очистить и обогатить свой ум - работать с препятствиями, принимая самих себя и имея при этом глубокую веру в наш потенциал Будды. Трансформация происходит медленно, но если мы продолжаем практиковать, то неизбежно ее осуществим.

Возможно, вас особо привлекает одна из практик, или вы лучше с ней знакомы, и часто рекомендуется начать именно с нее. Тем не менее, учитель, который вас хорошо знает, может посоветовать вам начать с определенной практики. Он или она даст вам либо устную передачу (тиб. лунг), либо посвящение-дозволение (тиб. дженанг), либо полное посвящение (тиб. ванг) этой практики - в зависимости от того, что это за практика. Затем вам следует попросить наставления по поводу того, как выполнять практику, и как следует изучить рекомендации учителя.

Если вы планируете выполнить 100 тысяч повторений любой из практик нёндро, важно выполнять эту практику как минимум один раз в день, чтобы поддерживать ее непрерывность.

Поскольку практики нёндро направлены на очищение, на поверхность часто поднимаются старые воспоминания и проблемы. На самом деле эти практики наверняка поднимут на поверхность наши неблагополучные эмоциональные привычки, сомнения в практике и тому подобное. Это совершенно естественно и этого следует ожидать, ведь именно эти состояния мы пытаемся очистить.

Если при выполнении определенной практики возникают какие-то вопросы, обратитесь за помощью к своему учителю или знающему другу по Дхарме. Выслушайте их совет и примените его на практике.

Чтобы обрести возможность выполнять предварительные практики, в прошлом мы наверняка накопили огромный позитивный потенциал. Будьте готовы преодолеть все трудности, которые подразумевает искусная работа над вашим умом, и радуйтесь, что встретились с Дхармой и имеете возможность практиковать. Вновь и вновь зарождайте мотивацию бодхичитты и думайте над тем, какое благо ваша практика приносит вам самим и другим существам.

my way of living, buddhism, важное, india-me!

Previous post Next post
Up