SUMMER 2007 (2008) (ИНДИЯ)
Добрую половину фильма смотришь индийскую версию американских подростковых комедий, индийские обеспеченные студенты, праздно шатающиеся, просиживающие штаны в кафетериях, в развлечениях, весь «сок» индийского пубертата (правда актеры, подобранные на роли несоразмерно старше своих персонажей даже внешне, впрочем, кроме одного - брызжущего слюной по девченкам). Я было даже расстроилась и решила выключить, но любопытство взяло вверх. Фильм коренным образом меняет свою направленность, когда группа студентов оказывается на «стажировке» в глухой махараштринской деревне, где основной проблемой являются самосожжения крестьян, не выдерживающих гнета местного лендлорда. Тут вдруг откуда не возьмись в фильме появляется и смысл и борьба и интерес и огромная социальная подоплека, а картинки вольной студенческой распущенности - оказываются всего лишь затянувшейся прелюдией к мощному социальному посылу фильма (видно, нужен был действительно мощный контраст).
В целом фильм о становлении ЛИЧНОСТИ. Но если говорить о социально-политической составляющей фильма, то он рассказывает об до сих пор существующем порочном институте «манилендеров» - системе, законодательно не существующей в современной Индии, но продолжающей существовать и процветать в rural area. Простым языком это институт займа. Какой банк даст в кредит, зная, что деньги могут и не вернутся??? А монилендер даст. Под 40 процентов. И потом еще даст. Вот только такой займ будет стоить всего что у тебя может когда-то быть, свободы, жизни наконец. По уши в долгах, сея в долг и собирая урожай в качестве оплаты долга… Крестьяне не выдерживают - и - отсюда практика самоубийств - самая популярная (и удобная - гарантированная смерть и не нужны дрова и лишние траты на погребальную церемонию) из которых - самосожжение. И вот, в деревню, в которую направляются студенты-медики-практиканты приезжает «просветитель», который рассказывает о системе «маленьких займов» в 1000рупий, который выдается банками без поручительства и о существовании которого замалчивается. Вся интрига фильма построена вокруг борьбы добрых революционеров со злыми реакционерами и в результате внутренней душевной работы каждый решает для себя кто он такой и что для него важней - прожить жизнь красиво и окружить себя внешним лоском или не обращая внимание на трудности руководствоваться внутренне чистыми побуждениями и чувством справедливости. К концу по-индийски закручивают события, с бурлящими контрастами… но от этого смотреть становится еще эмоциональней
МАХАБХАРАТА by Peter Brook 1989
Классика. Больше даже нечего сказать.
Мне кажется, даже настолько классика, что я не удивлюсь, что половина европйцев, читая истории Махабхараты представляет себе Бхиму огромным черным мавром, а Юдхиштхиру тонконосым интеллигентом…
Второй просмотр мне доставил значительно больше удовольствия чем тот, первый, много лет назад)
ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ 1958
Совместное детище Найя Сансар и Мосфильма. Классика классики! Совершенно прекрасный фильм с Олегом Стриженовым в роли Афанасия Никитина. Подозреваю, что имеет мало отношения к действительному хождению, но это не главное в таком прожекте. Главное - что фильм полностью передает атмосферу дружбы народов, которую мы уже позабыли и порастеряли и продолжает настаивать на вещах добрых и вечных. За это, а еще за самые прекрасные индийские песни и танцы, продолжаю его любить.
«Ты удаляешься от моих глаз, но не из моего сердца» - гласит известная советско-индийская песня)