Я понимаю, что резко передёргивать затвор киноклассики - дурной тон.
Но рискну, с надеждой на дискурс.
Ещё со времён отечественного синематографа и своей юности я со смесью раздражения и испуга наблюдала за мужчинами, типаж которых очень точно воспроизведён Олегом Янковским (типа "Полёты во сне и наяву"), Олегом Басиашвили в "Осенний марафон". Одна щемящая музыка чего стоит в последнем.
Речь о кризисе среднего возраста без happy end. То есть дожили до середины, и довелось безальтернативно и беспощадно ОСОЗНАТЬ, что жили - не в том направлении. Тоже ведь не всем дано, - в плане осознания. Вот тут 100 раз подумаешь, на руку ли такая чувственность и обострённая страсть к само-наблюдению. Может, лучше не знать? Неслучайно, комбинация наблюдательнсти (ума?) и чувственности часто заканчивается меланхолией. Потому что одно дело осознать, что "не так", и совсем другое, - "а как?" Ну, начинают хвататься за нас. Женщин. А не дерзость ли, мягко сказать? В таком состоянии?
Так вот зрители являются очевидцами этой агонии, а это, согласитесь, неприятно. Что во сне, что наяву, что в жизни, что в синематографе.
Решила всё же "проверить" тему - через лакмус "Последнее танго в Париже". Помнится, смотрела в юности, и, как водится, в памяти остался только самый поразивший воображение эпизод, когда ребята, герои-любовники, зачем-то мазали попу партнёрши сливочным маслом.
Спустя десятилетие затеяла пересмотреть, дабы выяснить - зачем всё ж маслом-то?
Смотрела по диагонали, пропуская слёзы и сопли, главный вопрос так и остался висеть в воздухе.
Полезла заниматься историей вопроса к критикам. Но они почему-то держат в фокусе совсем не то, - "Поэтому должны быть
счастливы те, кто с первого же раза почувствует на интуитивном, подсознательном уровне всю глубину и человечность трагедии главного героя. Пол разуверился, потерял какие-либо надежды и иллюзии, утратил доверие к людям, но неожиданно для самого себя на мгновение ощутил возможность истинной, пронзающей насквозь, возвращающей, казалось бы, уже напрочь исчезнувший смысл бытия, ему дарованной свыше последней любви. Но именно в этот момент наивысшего откровения души американцу суждено умереть. Молодая «буржуазка», для которой связь с мужчиной намного старше по возрасту действительно была всего лишь случайной интрижкой, практически предаёт его, не выдержав испытания чувств, не пожелав разделить бремя взаимной ответственности в любви, не посчитав необходимым даже попытаться понять другого человека".
ОТКУДА И ЧТО там можно найти в этих образах созданных героев, тем более - девочкам сильно моложе, если мужчины е максимум что горазды,- так это попу маслом. И это глубина человеческой трагедии?? И поделом! Какой сознательный человек в "случайных интрижках" начнёт искать возможности для выхода из экзистенцинальной драмы? Случайные подружки-то тут при чём? Из соображений "сам не привёлся к согласию - за@@@ всех подружек, причём - в мозг?"
На каком основании рождаться "дарованной свыше последней любви", если те, что в кризисе среднего возраста уже выдохлись, и как за соломинку хватаются за тех, кто ещё и жить не начал толком? Которых более всего занимает вопрос, зачем же масло в попу? Лучше бы на сэкономленное от анального секса время в себе разобрались.
Чем воообще занимается мировой кинематограф, если данный сюжет воспроизводиться с завидным постоянством? В нём что-то привлекательное?
Вопросы, конечно, больше риторические, но реноме каких мужчин портят такими ролями! Олег Янковский так часто играл лузеров, что уже примелькался, но Марлен Брандо - туда же. Куда катится мир!