Скоро ЕГЭ и по сети пойдет гулять очередная порция перлов из работ по истории и литературе. И вслед непременная дидактика с печальными мыслями о деградации школьного образования. Школа школой, но полезно помнить, что ЕГЭ по истории или литературе пишут те, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты. И поступают. Ниже фрагменты из заявок на научную работу. В отличие от ЕГЭ темы не заданы, а свободно выбраны. За многими стоит добросовестная работа, поэтому я убрал из цитат всё, что может натолкнуть на адрес авторов. И под пыткой не скажу, как они ко мне попали. География здесь "от Москвы до самых до", так что рейтинги и эффективность не при чем. Причастно только некое занижение нормы. Некоторые тексты, написанные студентами 2-3 курсов больше всего напоминали отрывки из школьных сочинений 20-х годов, которые Вересаев включил в "Невыдуманные рассказы о прошлом". Это оптимистическая аллюзия: страна тогда овладевала грамотой. И так же, как тогда, языковые трудности компенсируются сообразительностью и "выученной наивностью".
"В своей работе я постарался объективно осветить такую немаловажную проблему, как деградирование личности монарха в период правления, а также роль народа в монархии. Деградирование монархов происходит, потому что к власти чаще всего приходит не тот человек, который имеет огромную силу, а те личности, которые находились рядом с предыдущим правителем и вовремя предприняли необходимые действия. Ведь не было создано закона, регулирующего переход власти от одного человека к другому. У власти мог оказаться и человек, который не сможет руководить государством, направлять его развитие в нужную сторону. И в династии Юлиев-Клавдиев были люди, которым можно было бы найти замену и получше".
"Работа о филантропической и меценатской деятельности и её проявлении в Древней Греции. Методы и подходы: результаты археологических экспедиций и изучение источников, также учет наблюдений прочих исследователей, касающихся данной темы. Данные методы наиболее соответствуют исследованию, так как кроме них опираться объективно больше не на что ввиду того, что тема касается процесса тысячелетней давности, и архивные данные повлиять на исследование не позволяют".
"Документы просто были сложены в подвалы зданий областного правительства, куда вообще нет доступа исследователям. Документы оттуда возятся на автомобиле в другие отделения, если заказать их заранее. Вследствие частых перевозок эти документы имеют худшее состояние, чем те, что являются более древними. Возможно лет через 10 такой эксплуатации они придут в совершенно ветхое состояние и будут уже не доступны.
Возвращаясь к теме актуальности моей деятельности, возникает вопрос: "Как же можно помочь сохранению документов и содержащейся в них информации?"
В качестве ответа у меня есть хороший пример: знаменитая "Повесть временных лет" дошла до нас не в оригинале, а в составе русских летописных сводов, сделанных более поздними переписчиками и летописцами. Таким образом, есть надежда, что если будут утрачены архивные материалы, на основе которых я веду исследование, то хотя бы моя работа поможет содержащейся в ней информацией последующим исследователям".
"В своей работе я использую исключительно британские англоязычные источники соответствующей эпохи (то есть рубежа 19-20 века), в меньшей степени - исследовательскую литературу. Такая принципиальность необходима для чистоты исследования".
"До сих пор еще не утихают споры о том, почему же Рим смог завоевать одну из самых великих стран Древнего мира. Особняком проблемы стоит вопрос о распространении христианства на территории политеистического Египта, где в принципе вопрос о едином боге однажды был поднят, но был жестоко подавлен".
"Это было место, где не было чинов, где все были социально равны перед друг другом, это и вызвало у меня интерес к этой теме. Также тема "банной культуры" довольно актуальна, так как в России её изучением ещё не занимались. Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. Из-за маленькой информативной базы многое мне пришлось додумать самому, выдвинуть свои догадки на эту тему (дедуктивный метод). Внимание я уделил также в целом гигиене в Средние Века".
"Я, опираясь на выдающегося советского египтолога, который занимался этой проблемой, понять причины, побудившие фараона провести свою революционную реформу, и охарактеризовать личность фараона, показать, что он не был больным человеком, а был великим реформатором".
"Научная проблема №1: Найти доказательства тезису "Этруски - это русские";
Эвристический метод: на первоначальной стадии поиска является интереснейшим для исследования.
Ближайшие результаты: Публикация статьи "Этрусски это русские" в научном журнале "Наука и жизнь" и дальнейшее сотрудничество с ним.
Актуальность: Этрусский вопрос указывает, как это не прискорбно, на кризис в исторической науке. Предположения, догадки никогда не исчезнут, пока есть поле для размышлений - следовательно, если вопрос открыт по сей день, он является актуальным и востребованным".
"роль Спарты в отечественной и мировой историографии спорная. Одни исследователи утверждают о вредоносном влиянии Спарты на античный мир, иные, напротив, о положительной роли.
В своей научной работе я предпринимал попытку определить какой же все-таки была роль Спарты - положительная или отрицательная.
Но, постепенно, данная проблема утратила для меня интерес".