Тоталитарная графика08

Mar 25, 2023 21:36

В тридцатых годах независимо от политического режима была распространена литература, имитирующая простонародную наивность; эта гравюра фон Домбровского иллюстрирует как раз такой текст:


Что это за минотавр, играющий в кости со стариком Ромуальдычем, и причем тут простой немецкий народ?
Фон Домбровский здесь иллюстрирует рассказ совершенно сейчас забытого в России, а в Германии намеренно вычеркнутого из истории писателя Густава Френсена (Gustav Frenssen) "Крестьянин и черт". Френсен прославился еще до Первой мировой романом Йёрн-Уль (Jörn Uhl, 1902) из жизни немецких крестьян; роман стал в Германской империи абсолютным бестселлером, переведен, естественно еще до революции, на русский язык; Френсена номинировала на Нобелевскую премию по литературе, впрочем, безуспешно. Здесь можно прочитать энциклопедические статьи о нем на русском, изданные до прихода нацистов к власти. Надо сказать, что к национализму, расизму и антисемитизму Френсен был склонен всегда, но с приходом к власти Гитлера он пошел в разнос, т.е. реально стал упоротым пропагандистом вот этого всего и верным почитателем таланта вождя. Вплоть до того, что вел какие-то радио передачи с прямой нацистской пропагандой. Все это, в общем-то, довольно странно, потому что человеком он был в 1933 году немолодым - как-никак 1863 года рождения. Тогда люди раньше старели, может, просто мозгами двинулся, а энергию сохранил, а может, конечно, и действительно "узрел свет". Но история развивалась известно как, и в апреле 1945-го от горя и старости Френсен умер. В старой ФРГ его более или менее реабилитировали, называли в честь него улицы, особенно в Шлезвиг-Гольшейне, но после объединения, когда реваншизм вышел из моды, окончательно стерли его из исторической памяти.
Рассказ, проиллюстрированный фон Домбровским, это вариация на тему сказки братьев Гримм с таким же названием (рус. перевод), более известной в бСССР как сказка про вершки и корешки. Если в русскоязычной традиции в роли черта выступает медведь, то Домбровский решил сделать из черта минотавра вместо привычного нам козлиного образа. В кости крестьянин играет в чертом, чтобы решить кому достанутся вершки, а кому корешки - и два раза, проигрывая, крестьянин обводит черта вокруг пальца. Френсен зачем-то добавил к этой истории как бы третью часть, в которой черт решает разорвать мужика когтями, но жена придумывает способ обманом запугать черта и тот уходит. Сермяжно, посконно и домотканно.

дела давно минувших дней, нарисованное, ernst von dombrowski, культурология, Германия

Previous post Next post
Up