О мундирах, кровной мести и местном произволе

Sep 02, 2008 12:16


Немецкий ориентолог и переводчик ХIX века Фридрих Боденштедт, путешествовавший по Кавказу писал об «интересах русского правительства, стремившегося приучить правителей и аристократию покоренных народностей к ношению фраков и мундиров, явив в их лице пример для низших слоев и народ, которые вместе со своими национальными платьями, начнут постепенно отказываться и от своих национальных привычек». Полный текст - Фридрих Мартин фон Боденштедт.  «Адиль-Хан, последний уцмий Кайтага».  (Впервые опубликовано в антологии «Сказания о Дагестане» Дагестанское книжное издательство, Махачкала, 2000 г).

Это произведение я вспомнил и разместил в сети после того, как прочитал  «Дневник русского православного националиста», который вместе со многими  читателями его журнала, обсуждая убийство Магомеда Евлоева, называет  кавказцев туземцами, живущими по своим диким законам. Противоположного мнения придерживаются рядовые европейцы  Они никак не рассматривают это явление в отрыве от общей политической обстановки в современной России, которую считают страной проснувшегося сталинизма.

Обращение к древнему обычаю кровной мести, кстати, бытовавшему не только среди «диких туземцев Кавказа», но и среди вполне просвещенных испанцев, греков, итальянцев (см: Марк Блок. Родовая солидарность), это ничто иное, как акт отчаяния людей, разуверившихся в действенности законов, ставших своей полной противоположностью. В перечисленных странах  к обычаю кровной мести сегодня не прибегают потому, что существующая там правовая система сравнительно справедлива и эффективна. Не секрет что Северном Кавказе, входящем в российское правовое поле, государство не обеспечивает соблюдения своих законов, нарушаемых, прежде всего людьми в мундирах и погонах, об опасности этой тенденции не раз предупреждали российские правозащитники. Прежде чем в Ингушетии вспомнили об обычае кровной мести, общественность этой республики не раз обращалась к российским властям с просьбой положить конец насилию, не раз собирались люди на мирные митинги, писали письма…

То же самое мы наблюдаем в соседнем с Ингушетией Дагестане, где похищения молодых людей, внесудебные расправы над подозреваемыми в религиозном экстремизме стали обычной практикой. Усилия образованного там правозащитного движения «Матери Дагестана» - тщетны. Последний возмутительный факт - убийство преподавателя Дагестанского педагогического университета Рашида Газилалиева, ставшее причиной недавнего массового митинга дагестанцев, намеревавшихся поначалу требовать отставки главы местного МВД. Требование это впоследствии было отозвано - мало кто из рядовых граждан верит в то, что к нему прислушаются, что законы его защитят. В результате  - ответные атаки на милиционеров.

А теперь вернемся к Боденштедту: облачать «туземцев» во фраки и мундиры - бесполезное и даже вредное занятие, если власти закрывают глаза на то, что устанавливаемые ими российские законы нарушаются в первую очередь самими носителями этих мундиров и фраков. 
Previous post Next post
Up