Сколь бы «заинтересованные лица» ни напускали туману в тему «народное образование», понять происходящее несложно. Хочешь увидеть образ грядущего - обрати внимание на современное образование, постарайся понять, кто, как и чему учит твоего ребенка.
Древняя восточная поговорка «хочешь победить врага - воспитай его детей» сегодня актуальна как никогда. Особенно в условиях глобальных геополитических изменений. Имея перед глазами пример событий на Украине, мы всегда должны помнить об опасности, которую для нас представляет Запад и его система «общечеловеческих ценностей». Поэтому вопрос школьного образования нынче из разряда дискуссионного перескочил в категорию «вопросов национальной безопасности».
Почему так? Вот, к примеру, не так давно был утвержден новый вариант военной доктрины Российской Федерации. Но мы же понимаем, что техническая модернизация Вооруженных сил - это только половина дела! И даже не половина - малая часть! Потому что воюют не машины - брань держит, в первую очередь, дух человеческий. И этот дух либо настолько силен, что своим прикосновением ломает и сталь, либо слаб, тогда и сталь ему не поможет. Трус - будь он хоть в танке за броней, хоть в самолете, хоть в подводной лодке - все одно трус. И каким бы самым современным оружием его не снабдили - сбежит с поля боя.
А человек сильный духом, и в одиночку, и безоружный - страх наводит на врагов Отечества. Поэтому мы должны понимать, что никакая национальная безопасность не возможна без духовного здоровья нации. И никакое духовное здоровье нации не возможно без суверенной системы народного образования. Такого народного образования, которое своей целью ставит формирование личности, заинтересованной, прежде всего, в национальном государственном строительстве, а не в обслуживании интересов транснациональных финансовых элит.
Такая система народного образования сложилась в дореволюционной России. И в Советском Союзе также существовала одна из лучших в мире, государственно ориентированная система образования. Кое-кто может возразить: хороша же «одна из лучших в мире система народного образования», которая позволила исчезнуть с геополитической карты мира и Российской империи, и СССР! Отвечу так: исчезли государства. Но не исчезла страна - Россия! И сейчас, несмотря на пережитые в последние 100 лет (на своей территории) две мировые и одну гражданскую войны, две революции и массу других нестроений, - опять возрождается. США и Англия, например, те же последние 100 лет не воевали на своей территории, Франция «сопротивлялась» Гитлеру две недели, а потом тихо сдалась. Италия так вообще была главной союзницей Германии в войне против СССР.
А СССР практически в одиночку не только выстоял против нашествия «двунадесяти языков», но и победил. Знаете, почему? Потому что система школьного образования и в царской России, и в СССР традиционно включала в себя и систему обучения, и систему воспитания. Две эти составляющие процесса формирования личности были настолько тесно связаны, что только в русском языке возникло понятие слова «образование», то есть создание и формирование человека по образу и подобию Божию. В отличие, скажем, от западной «системы обучения».
Чувствуете разницу? «Система образования» и «система обучения». Обучить, то есть - привить необходимые (кому? и для чего?) навыки… Так вот, без государственно ориентированной системы народного образования, которая формировала бы в учениках правильную систему ценностей, воспитывала бы в духе лучших народных традиций строительства и защиты Отечества, мы не можем никоим образом рассчитывать ни на какой духовный суверенитет. А без духовного суверенитета невозможно никоим образом выстроить никакую национальную безопасность.
Поэтому, когда мы говорим о безопасности народного образования, на ум приходит сравнение с глубокими тылами действующей армии, где растится и формируется пополнение, призванное занять место павших в боях воинов. А теперь представьте себе на минуту, что искушенный противник засылает в тыл диверсантов, которые внедряются в ряды воспитателей и наставников пополнения… И те долгие годы старательно «воспитывают» пополнение, забивая им в голову не государственные, а скорее антигосударственные, так называемые «общечеловеческие ценности».
Например, США - главный поборник и насадитель «демократических ценностей» в мире, во внутренней политике исповедуют совсем иные принципы, главный из которых - «Америка - капитан Вселенной». (Кстати, вам не кажется, что «Америка - капитан вселенной» отдаленно напоминает лозунг нацистской Германии «Deutschland über alles!»?) И гордость за свою страну в Америке возводится в ранг главной добродетели. Почему же в России стремление гордиться успехами государства считается едва ли не признаком нацизма, а прослыть патриотом значит, стать кем-то наподобие городского сумасшедшего?
Кто прививает нам эти странные поведенческие императивы? Кто так старательно интегрирует нас в глобальную систему западных ценностей, в силу которых наша молодежь и наши дети переходят на западные мировоззренческие стандарты, на не свойственную русскому человеку систему восприятия окружающего мира?
А вот кто! Первый гвоздь в крышку гроба традиционного российского образования вбило правительство либералов Медведева, переведя государственную задачу народного образования в разряд «государственных услуг» (как и здравоохранение, кстати), тем самым широко распахнув ворота для коммерциализации одной из важнейших составляющих государственной безопасности. А вслед правительству либералов, в государственный тыл России зашли уже откровенные ее враги - адепты многочисленных и разнообразных «тевистокских экспериментов».
Ярким примером такого «обходного маневра против России» является документ, который у нас сейчас широко обсуждается. Слава Богу, что обсуждается! Потому что документ сей «засветился» совершенно случайно, его даже не собирались обсуждать! Речь идет о
«Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года», который подготовило Министерство образования РФ.
Начнем с того что уже сам документ назван как-то не по-русски… Ну, какая может быть, прости Господи, «стратегия развития воспитания»! Далее: нетрудно видеть, что основная задача подготавливаемого проекта - легализовать, легитимизировать полную нравственную и мировоззренческую аморфность. Эта позиция составителей документа проявляется наиболее ярко, например, там, где говорится о том, что надо формировать полностью самодостаточную личность, которая ничем не ограничена.
Понятно? Нет? Объясняю: главная цель - сформировать в подрастающем поколении «эго», возведенное в абсолют. То есть, нам предлагают воскресить забытый тезис Протагора «человек есть мера всех вещей», лежащий в основе мировоззрения Ренессанса, выродившегося, в конечном итоге, в «цивилизацию потребителей», агонизирующую ныне по левую руку от России. В сущности, речь в обсуждаемом документе идет о формировании резерва нравственных уродов, за «порцию питательного бобового супа» готовых на любую подлость. Я не преувеличиваю: беззаветная любовь к себе, сопряженная, скажем, со страхом смерти, делает из человека не только предателя, но и палача. Это первое.
Второе, тоже очень важный момент: предлагаемая нам «стратегия воспитания» призвана окончательно разделить образование и воспитание, то есть, устранить краеугольный принцип русской образовательной традиции. Понимаете теперь, откуда, простите, «прёт» волна сопротивления введению преподавания в русских школах основ Православия? В русской образовательной традиции понятия "образование" и "воспитание" никогда не разделялись, потому что у нас обучение предполагало в первую очередь духовно-нравственное становление, а учителя были в первую очередь воспитателями, которые интеллектуальное развитие своих учеников всегда предваряли нравственным…
Так вот, если рассмотреть пристально обсуждаемый документ, то становится очевидным, что он окончательно разделяет сферы обучения и воспитания. И все образование по этому документу превращается просто в набор неких навыков, в компетентность в определенной сфере. А ведь компетентность, в отличие от знаний - это просто набор некоей информации, которая формируется на потребу глобального рынка труда!
Документ вполне определенно дает понять, что где-то имеется некий «заказчик», который заказывает эти «компетентности», готов за это даже платить, но и получить желает то, что «заказал», а именно "думающие организмы" вместо "личностей". Образование, из обязательной государственной программы, из доктрины, если угодно, превращается в обычный бизнес. А бизнес, как известно, может прогореть.
Или может быть закрыт по желанию владельца.
Документ сей пока не принят. Но если он пройдет все слушания в том виде, в котором существует сейчас, и будет подписан Президентом - тогда он уже превратится в нормативный акт.
И тогда - беда…