Великое Столетие

Apr 09, 2013 00:32

Сегодня у отечественной мультипликации - ещё один великий праздник, которого практически никто не замечает.

Ровно 100 лет назад на свет появился легендарный РД - Роман Владимирович Давыдов.




Сегодня некоторые называют его одним из «трёх китов» довоенной выучки, на плечах которых покоится Школа советского мультипликата. Наряду с Б.П.Дёжкиным (гением динамических сцен) и Ф.С.Хитруком (непревзойдённым «психологистом-репличником») стоит фигура Р.В.Давыдова - великого мультипликатора-анималиста, лучшего из «лошадников». Все трое позже стали признанными мастерами режиссуры.

Когда велась подготовка к фестивалю «Белые Столбы - 2013», я предложил дирекции отметить эту дату в рубрике «Великие Столетия». Предложение было принято. Мы решили показать с плёнки один из самых мощных фильмов РД, не оценённых по заслугам, - «Акционеров». Фильм, в котором он, помимо прочего, вывел и шарж на себя. Однако из-за моей болезни и сокращения фестивальной программы фильм показан не был. Правда, он остался заявленным в каталоге, но почему-то в другой рубрике, со странным названием - «Из архива Романа Давыдова». Видимо, для Госфильмофонда 100-летие Р.В.Давыдова не заслужило эпитета «Великое».

Между тем для меня, как, думаю, и для всех, кто знает толк в мультипликации, эта дата носит именно такой статус - «Великое Столетие».
Впрочем, имени Романа Давыдова не привыкать к недооценке. Долгое время все его режиссёрские работы оценивались на студии не выше второй категории. Даже «Козлёнок» - один из стилистических «прорывов» начала 1960-х, даже «Акционеры», даже «Гунан-Батор» и «Главный Звёздный» - все эти работы не признавались выдающимися. Пока не появился «Маугли» - шедевр, который невозможно было не признать таковым.

Так что отсутствие ретроспектив, телепрограмм, статей и книг, приуроченных к этой дате - всего лишь ещё одно подтверждение массовой слепоты. Как всегда, единственной организацией, которая всё же задумалась о достойной встрече Великого Столетия, оказался Государственный Центральный музей кино. Правда, в связи с трудностями со сбором редких фильмов мастера его именную ретроспективу (которую мы хотим сделать максимально полной) пришлось отложить на второе полугодие. Но подготовка к ней уже ведётся.

Для каталога «Белых Столбов» я сочинил нечто вроде краткого представления фигуры Р.В.Давыдова. Публикацией этого текста в ЖЖ я и хочу отметить его 100-летие, хотя о таком явлении, конечно, надо писать и рассказывать гораздо подробнее.

Роман Владимирович ДАВЫДОВ (1913-1988)

Р.В.Давыдов был одним из самых крупных мастеров «Союзмультфильма», оригинально и самобытно мыслящим художником, экспериментатором в области пластики мультипликационного изображения.

Давыдов - блестящий анималист, непревзойдённый знаток анатомии и биомеханики четвероногих. На «Союзмультфильм» он пришёл в 1938 году и к началу войны был уже одним из ведущих мультипликаторов студии, лучшим «лошадником». Лошади были его особой страстью. Он мог часами рассказывать об их строении, когда требовалось лишь дать поправки к мультипликату. Точнее Давыдова изображать самые разнообразные лошадиные аллюры не мог никто, даже такие мастера того же амплуа, как Григорий Митрофанович Козлов или Николай Петрович Фёдоров. Давыдов старался вставлять сцены с лошадьми почти в каждую свою режиссёрскую работу и выбирать соответствующий сценарный материал. Как мультипликатор, делал, например, пробеги троек в «Зимней сказке» и «Двенадцати месяцах» И.П.Иванова-Вано, или в «Чудесном колокольчике» сестёр Брумберг. Ещё одна его значительная работа как мультипликатора - погоня Раджи за антилопой в «Золотой антилопе» Л.К.Атаманова. В фильме В.И.Полковникова «Скоро будет дождь» он курировал мультипликат всех персонажей-животных, в т.ч. созданный руками начинающих аниматоров.

На «Союзмультфильме» Давыдов выделялся своеобразной манерой рисования, идущей вразрез с принятыми тогда диснеевскими принципами. Его «угловатые» персонажи уже тогда контрастировали с общей студийной стилистикой, и порой даже после «обкатки» мультипликата в прорисовке это было заметно на экране. В его эстетике (не только в мультипликате, но и в режиссуре) значительную роль играло плакатное начало.

Роман Владимирович останется в истории отечественной мультипликации и как автор многочисленных монтажно-пластических экспериментов. Его манера монтажа давала монументальный эффект «работы крупными мазками». Уже будучи мультипликатором и ассистентом М.С.Пащенко, он применял «эффект параллакса» (имитацию движения камеры в трёхмерном пространстве путём наложения разнонаправленных многослойных панорам) в эпизоде встречи с волком в картине «Когда зажигаются ёлки», наполнял выразительными пластическими находками эпизоды в ледяном замке Полярной Ночи в «Песенке радости». А уже в своих режиссёрских работах он смог полностью окунуться в разнообразнейшие поиски новых пластических выразительных средств (достаточно вспомнить танец Каа в «Похищении», пробег Маугли с двумя разноскоростными панорамами в «Возвращении к людям» или сцены скачек и борьбы с братьями Хапиловыми в «Василисе Микулишне»).

Ещё один излюбленный приём Давыдова - мизансценировка кадра с соединением выразительной статичной композиции и движущейся детали. Фактически Давыдов применял элементы «лимитированной» анимации, но, в отличие от зарубежных коллег, делал это не ради экономии, а ради большей выразительности. Как удачно этот приём работал, можно убедиться в сцене игры в шахматы в «Василисе Микулишне», в крупных планах в «Гунан-Баторе», в многочисленных эпизодах цикла «Маугли», в частности - в финале пятого фильма. В этом он тоже остался непревзойдённым.

Давыдов начал самостоятельный путь в режиссуре с кукольных фильмов («Баллада о столе», «Колобок», «Три медведя»), где сразу же применил забытый метод сменных деталей кукол, «фазовки» кукольного движения, известный в довоенное время как «объёмная перекладка». Деревянная кукла неожиданно приобретала свойства резины. Особенно эффектно смотрелись трансформации объёмных фигур с незаметной подменой их плоскими фазами движения, обработанными «под объём» в «Балладе о столе».

В начале 1960-х Давыдов снял один из первых экспериментальных фильмов, по-новому решающий стилистические и пространственные задачи рисованного кино - «Козлёнок» (1961, художники Ильдар Урманче и Лев Позднеев). До сих пор эту работу редко называют в числе достижений «переломных» годов (1961-62), хотя она была значительным шагом вперёд для нашей мультипликации. Следующая удача - фильм «Акционеры» (1963), невероятно мощный по своей энергетике политический памфлет, где соединились монтажные новации Давыдова и оригинальная, ни с чем не сравнимая графика Перча Ашотовича Саркисяна. Картина эта, неожиданно ставшая актуальной для России 1990-х годов, именно в это время, как ни странно, оказалась забытой и почти вычеркнутой из хрестоматийной истории отечественной анимации. За этой работой последовали недооценённые фильмы «Гунан-Батор» и «Главный Звёздный» (редкий пример советской анимационной фантастики 1960-х годов). И, наконец, в 1967 году Давыдов получает в руки материал, который навсегда впишет его имя в ряды классиков мировой анимации - «Маугли» Редьярда Киплинга. Когда первый фильм будущего цикла запускался в производство, редактура Главка, зная о идущей на диснеевской студии работе над этим же литературным материалом, особо отмечала необходимость подчеркнуть «народность» советской киноверсии этого произведения. Нет сомнений, что давыдовская экранизация - едва ли не самая близкая по духу к литературному источнику во всей мировой кинематографии. Здесь нашли применение и анималистические знания Р.В.Давыдова, и мастерство блестящего рисовальщика Петра Петровича Репкина, и живописный дар Александра Васильевича Винокурова, и мощная музыкальная фактура Софьи Губайдулиной (это была её первая работа в мультипликации), и таланты скрупулёзно подобранной группы мультипликаторов - Владимира Зарубина, Бориса Бутакова, Владимира Крумина, Олега Сафронова, Виктора Арсентьева, Вячеслава Котёночкина, Александра Давыдова, Светланы Сичкарь (Жутовской) и мн. др.

В 1970-е и 1980-е гг. Давыдова, помимо экранизаций сказок и памятников национального эпоса, увлекает новый, исторический материал. В фильмах «Детство Ратибора», «Василиса Микулишна», «Лебеди Непрядвы», «Сказ о Евпатии Коловрате» он раскрывается как рассказчик героических (и не только) сюжетов из русской истории, почти в каждом фильме добиваясь особой мощи и виртуозности в массовых батальных эпизодах. Таким же должен был стать и его последний, нереализованный фильм - «Письмо из XIII века»…

А едва ли не единственное воспоминание о Мастере оставил Евгений Тихонович Мигунов. Оно было опубликовано в одном из каталогов-альманахов Открытого российского фестиваля анимационного кино в Тарусе, и сегодня его можно прочесть вот здесь:

http://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=8

И в завершение поста - «бонус»: несколько фотографий съёмочного момента первой режиссёрской работы РД - фильма «Баллада о столе». У макета - сам Роман Давыдов и мультипликатор Лев Жданов, за камерой - оператор Николай (Абрам) Гринберг. Обратите внимание на правый нижний угол последних трёх фотографий: на макете стоят сменные фазы движения кукольных ног, те самые. В то время на «Союзмультфильме» их, кроме Давыдова, не применял никто…














юбилей, публикации, Союзмультфильм, анимация, Роман Давыдов

Previous post Next post
Up