Рейтинг

Jan 29, 2012 23:40

Подведены итоги рейтинга, устроенного Суздальским фестивалем. Отобраны 120 «лучших» фильмов за 100-летнюю историю отечественной мультипликации. Результаты опубликованы здесь:

http://animator.ru/index.phtml?p=show_news&nid=1525

Глядя на итог этой затеи, я еще больше убеждаюсь в своей правоте. Когда-то я отказался участвовать в процессе голосования, и не жалею об этом. И не столько потому, что мероприятие устраивалось малоуважаемым мной фестивалем, сколько потому, что был против самой идеи.

Давайте посмотрим, что в итоге получилось. Проанализируем список.

Первое, что бросается в глаза, - заметный перекос в количестве картин 1990-2000-х годов при практически полном отсутствии фильмов 1920-40-х годов. Не потому, что последние так уж сильно устарели. А потому, что в той среде, которая определяла результат, эти фильмы не на слуху. Они не «раскручены», в отличие от работ последних двадцати лет, гораздо лучше известных завсегдатаям фестивалей.
Из фильмов 1920-х годов в списке - только «Почта». Да и то - под вопросом. Потому что неясно, какая именно «Почта» имелась в виду. С одной стороны, в датировке указан 1929 год, с другой - авторами значатся Михаил и Вера Цехановские, а Вера Всеславовна была соавтором «Почты» 1964 года, но никак не 1929-го.
От 1930-х годов «делегатов» в списке нет вовсе. В итоге там нет ни «Катка», ни «Самоедского мальчика», ни «Царя Дурандая», ни «Обиженных букв», ни «Винтика-Шпинтика», ни «Они и мы», ни «Смотри в корень», ни «Органчика», ни «Квартета», ни «Лимпопо», ни «Мойдодыра»… Нет НИ ОДНОГО фильма Птушко, даже «Нового Гулливера», «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Золотого ключика». Ни одного фильма Левандовского (даже «Серебряного дождя» и «В кукольной стране»). Ни одного фильма Владимира Сутеева (даже «Шумного плавания» и «Дяди Степы»). Ни одной картины Сектора цветного кино «Ленфильма», даже «Джябжи» и «Сказки о глупом мышонке».
В послевоенные годы - почти такая же «зияющая пустота». Не попали в список ни «Зимняя сказка», ни «Пропавшая грамота», ни «Песенка радости», ни «Федя Зайцев», ни «Цветик-Семицветик».
И далее - та же картина. Огромного количества хрестоматийных фильмов, без которых невозможно представить себе нашу мультипликацию, вы не найдете среди «лучших». Нет «Когда зажигаются елки», «Лесных путешественников», «Непослушного котенка», «Кошкиного дома», «Дедушки и внучка», «Чудесницы», «Кораблика», «Волшебного магазина», «Острова ошибок», «Диких лебедей», «Конца Черной Топи». Можно сказать, что это все не влезло бы ни в какой список. Потерпите, я к этому и веду…
Продолжим. Нет «Бани» (!), «Мира дому твоему», «Больших неприятностей» (!), ни одного из выпусков «Веселой карусели», нет «Скамейки», «Акционеров», «Потерялась внучка», «Катерка», двух шедевров Степанцева - «Окна» и «Щелкунчика», «Бобика в гостях у Барбоса», «Верните Рекса», «Кота-рыболова», «Про бегемота, который боялся прививок», «Пса в сапогах», «Тигренка на подсолнухе», «Мастера из Кламси», «Василисы Микулишны», «Вани Датского», «Поезда памяти», «Не в шляпе счастье», «Бедной Лизы», «На задней парте», «Дела прошлого…», «Банкета», «Адажио»… Нет многих жемчужин, вышедших из-под руки В.Д.Дегтярева, в том числе «Козленка, который считал до десяти», «Новогодней сказки», «Как ослик счастье искал»… Такие плодовитые режиссеры, как Л.В.Носырев, Р.В.Давыдов, Г.Я.Бардин, А.Г.Снежко-Блоцкая, В.И.Пекарь - представлены каждый одной-единственной работой.
Больше того. Приглядевшись, можно заметить, что в списке нет ни одного фильма Александра Васильевича Иванова, ни одного фильма сестер Брумберг, Дмитрия Наумовича Бабиченко. Нет картин И.С.Аксенчука, даже «Орехового прутика»; Г.М.Сокольского, даже «Замка лгунов» (хотя вру - одна работа Геннадия Михайловича в списке есть, но без упоминания его имени: сделанный им совместно с Хитруком «Винни Пух и день забот»); В.А.Караваева (даже «Деда Мороза и лета» и «Возвращения блудного попугая»); А.П.Зябликовой (даже «Дома для Кузьки» и «Карманника»); Л.И.Мильчина (даже «Бабушкиного зонтика», «Будильника» и «Стойкого оловянного солдатика»); М.А.Муат (даже «Влюбчивой вороны»); А.Б.Караева (даже «Добро пожаловать!», «Жильцов старого дома» и «Сничей»); Н.И.Шориной (даже «Двери»); Г.С.Бариновой (даже «Когда песок взойдет» и «Льва и 9 гиен»); А.И.Федулова (даже фильмов «Разрешите пройти» и «Потец»); А.И.Солина (даже «Человека и его птицы»); С.М.Соколова (даже «Догады» и «Черно-белого кино»); Ю.А.Калишера (даже «Кто ж такие птички», «Большого секрета для маленькой компании» и «Новогоднего приключения»); Е.Т.Мигунова, Н.О.Лернера, В.П.Петкевича, Е.Ю.Пророковой, М.Н.Бузиновой и И.О.Доукши, С.А.Олифиренко, М.Б.Тумели, А.М.Демина. Все эти мастера не протиснулись в «прокрустово ложе» рейтинга. Их в «сотне лучших» нет.

Вопрос: ну, и зачем тогда все это было нужно?..

Вот тут-то и зарыта собака. Этот пост - не против тех, кто голосовал, или тех, кто считал. Уверен, что они делали это честно и добросовестно. Он - против самой идеи, самого принципа. Я не понимаю, зачем обеднять богатство, накопленное нашими аниматорами за 100 лет, суживая его до пяти-десяти-ста- и т.д. «the best»-произведений. В итоге все равно не могло получиться ничего иного. Мы в любом случае увидели бы список не «лучших», а наиболее «раскрученных», «канонизированных» фильмов. Причем - «раскрученных» в среде аниматоров, преимущественно молодых. Массовый зритель дал бы иной результат.
Мне это совершенно непонятно, так как я всю жизнь стремлюсь к обратному. Не сузить список лучших картин до какой-либо круглой цифры, а напротив, расширить его максимально, доказать, что блистательных анимационных фильмов у нас в «копилке» - не десять, не сто, и даже не пятьсот, а гораздо больше. Что мы богаче, чем думаем, просто не знаем об этом. И ради этого я стремлюсь вытащить на свет божий как можно больше неизвестного, незаслуженно забытого или несправедливо недооцененного. И фильмов, и имен.

И еще одно замечание. Я думаю (и говорил это, когда получал приглашение участвовать в «рейтинге»), что такая затея не только бессмысленна, но и преждевременна. Нельзя выбирать лучшее, не зная всего объема нашего наследства. До сих пор не восстановлены все трехцветные картины 1936-45 годов. А то, что уже восстановлено Николаем Майоровым, воскрешает зачастую совершенно неведомые шедевры (как, например, показанная год назад в Белых Столбах «Сказка о рыбаке и рыбке» Птушко). Впереди - восстановление предвоенных картин «Ленфильма». Не собрана еще полная коллекция анимационных сюжетов для «Фитиля», а сколько может оказаться там «открытий чудных»! И очень многое вроде бы известное и даже хрестоматийное по-прежнему остается вне поля зрения молодежи, так как игнорируется при изучении истории отечественной мультипликации, которая преподается до сих пор, извините, позорно, даже во ВГИКе. А пока не собрано и не осмыслено все наследие, рейтинговать рано.

А вообще-то я об этом написал очень давно. Вот в этом, несовершенном, но выстраданном стишке:

КРИК ДУШИ

Сколько лиц! Сколько тем! Сколько форм! Сколько цвету -
От истоков до «новой волны»!
Не рассыпьте, прошу вас, мозаику эту -
Анимацию Нашей Страны!

Проредить не пытайтесь руками своими
Эти заросли в джунглях кино.
Даже самое робкое, спорное имя
Есть фрагмент от большого панно.

Не бросайте его за окно, словно мусор,
Не найдя вам понятных заслуг.
И поверьте: неважно, кто вам не по вкусу -
Ковалевская или Хитрук.

Ведь Норштейн со своею Франческою даже
Ярче в общем букете цветут.
…А иначе реликты родного пейзажа
В Красной Книге потомки найдут.

Ночь на 4 июля 1997

юбилей, анимация, стишки

Previous post Next post
Up