Мигунов-дизайнер - 3

Feb 12, 2015 17:38

(эмблематика на экране, в книге, в жизни)

Этот пост изо всей серии «Мигунов-дизайнер» будет, видимо, наименее интересен рядовым читателям и предназначен в большей степени именно дизайнерам и художникам-прикладникам. Он посвящён такой малоизвестной стороне деятельности Е.Т.Мигунова, как создание эмблем, логотипов и пиктограмм.

Как известно, на «Союзмультфильме» большую часть его истории не было единой, обязательной для всех студийной эмблемы (за исключением периода 1937-1941 и 1956 гг.), так что каждый художник и режиссёр использовал свою, а чаще всего - изобретал индивидуальную «шапку» для каждого фильма. Мигунов в качестве эмблемы выбрал Чудо-краски из картины «Волшебный магазин»:




Их же он использовал и для оформления книги С.С.Гинзбурга «Рисованный и кукольный фильм» (1957г.):




Хотя для несохранившегося микрофильма к VI Фестивалю молодёжи и студентов в Москве («Приветствие Шестому Всемирному») он использовал другую, оригинальную композицию, эскиз которой, к счастью, есть в архиве.




Впрочем, дизайн титров - это отдельная тема, и вклад Мигунова в эту область тоже не исчерпывается мультипликацией. Чтобы полностью раскрыть эту сторону его наследия, надо привлекать примеры и из оформленных им игровых картин. Возможно, когда-нибудь об этом тоже удастся сделать публикацию.

В архиве Мигунова есть и несколько вариантов эмблемы самого фестиваля, не имеющей ничего общего со всем памятной «ромашкой». Таких эскизов Мигунов нарисовал, по его собственным воспоминаниям, «десяток-два» и представил на конкурс по изготовлению фестивальной символики, хотя ни один из вариантов не был выбран в качестве официального. Эта же эмблема была использована на эскизах фестивальных плакатов для того же конкурса, один из которых получил Вторую премию и был опубликован через месяц на обложке «Огонька».




Позже художнику приходилось работать и над созданием эмблемы-персонажа. Результатом был вот такой мишка:




Судя по атрибутам, эмблема предназначалась для одной из советских или международных туристических либо торговых организаций, привлекавших зарубежных гостей в СССР.

А вот каково назначение этого петуха - пока неясно. Возможно, это просто эскиз открытки, однако «эмблематичность» образа очевидна:




К сожалению, сканированное изображение не передаёт эффекта от блеска глянцевой фактуры.

Более известны созданные Мигуновым логотипы для книжных изданий. Например, для «Библиотеки Крокодила»:




Или для детских книжных серий и выставок:




Работая над плакатами к Олимпийским Играм в Москве, Мигунов тоже превращал стандартный текст в логотип с использованием олимпийских колец.




Но на рубеже 1980-90-х гг. Мигунову довелось создавать логотипы и по прямому заказу. Делал он это иногда, как он сам писал, по просьбе знакомых, «за 20 долларов». Вот образцы того, что получалось в результате:




Как и во многих приведённых ранее примерах, увлекает многообразие предлагаемых художником вариантов:




В некоторых случаях разрабатывался не только логотип, но и возможное оформление рекламной продукции - проспектов, буклетов и т.п.




А эта работа - уже конца 1990-х годов:




Однажды Мигунов взялся и за разработку пиктограмм для туристических объектов. Здесь тоже не обошлось без поиска оптимального стилевого решения среди разнообразия возможностей.




Когда стиль был найден, велась разработка собственно символики.




Поиск структуры и способа подачи информации для будущего буклета:




И, наконец, проект самого буклета. Лицевая сторона (текст самого Мигунова):




И разворот:




До сих пор это направление работы Мигунова остаётся в тени, хотя профессионализм его и в данном виде творчества проявился, пожалуй, не меньше, чем в кино, книге, карикатуре или диафильме.

Следующие два поста будут посвящены вкладу Мигунова в оформление периодических изданий. В них будут представлены почти исключительно малоизвестные либо совсем не издававшиеся произведения.




Благодарю Романа Кобзарева за помощь в подготовке этого поста.

Союзмультфильм, рисунки, Мигунов

Previous post Next post
Up