Надо сказать, что ситуация в Бенгалии в 1930-е напоминала ситуацию в европейской части Российской империи в 1850-е. Истощение земель наложилось на аграрное перенаселение (население возросло с 1901 по 1941 год на 43%), на устарелые методы хозяйствования, при этом крестьяне были в долгах как в шелках, и выплатить свои долги могли уже даже не они, а только их дети. Уже в 1920-е Бенгалия превратилась из экспортера риса в импортера, при этом средний дневной паек крестьянина составлял 1 фунт риса в день, что составляло всего 2000 ккал, как мы с вами помним - для нормального функционирования организма нужно 3000-3500 ккал, для физической работы - 4-5 тысяч ккал.
Железнодорожная сеть в Бенгалии была развита плохо, основным способом передвижения были реки, и соответственно средством передвижения - лодки.
В феврале-апреле 1942 года началось японское наступление в Бирме, и 26 апреля 1942 года Британские войска Бирму оставили. Естественно, вместе с войсками отступали и бирманские беженцы, которые вошли в Бенгалию, состоянием, как мы выше сказали, не блиставшую. Беженцы, количеством 300-500 тысяч голов, принесли с собой корь, холеру, тиф, и устремились к крупным городам Бенгалии, где начались эпидемиологические вспышки этих болезней. Надо сказать, что Бирма была как раз основным регионом, откуда в Бенгалию поставлялся рис, и ее падение сделало голод в Бенгалии практически делом решенным.
Ах да, с началом войны британское правительство ввело в Бенгалии... о, да! Столь любимую всему продразверстку, вывозя из провинции по 159 тысяч тонн риса в год (рис был включен в солдатские пайки британцев), а за первые семь месяцев 1942 года - 183 тысячи тонн. Кроме того, боясь вторжения в Бенгалию, британские администраторы конфисковали у крестьян и жителей городов и сел... все лодки (до 30000 штук), в панике жгли запасы риса, сосредоточенные на побережье, просто лопатами сгребали тонны риса в Ганг (чтобы японцам не достался). Это, кстати, убило на корню и рыболовство. На этом не остановились, и на границе с Бирмой начали проводить политику выжженой земли, сжигая и разоряя села, отравляя колодцы, и т.д.
Ну и дял полного кайфа стоит упомянуть еще две вещи. Первая - инфляция, которая составила за год 63% (именно на столько возросли цены на продовольствие). Ну и вторая - стихийные бедствия. На октябрь 1942 года пришелся Северо-Индийский циклон, а так же пятнистый грибок, поразивший рис. Циклон смысл примерно 14 тысяч человек и примерно 190 тыс. голов крупного рогатого скота. Наводнение охватило площадь в 1200 кв. км. и ураганный ветер, переворачивавший деревья с корнем на площади 3200 кв.км. Морская вода зашла по рекам далеко вглубь, и сделала непитьевой воду в части рек и озер. После циклона жахнула жара, которая принесла с собой малярию, и к апрелю 1943 года в Бенгалии погибло уже 250 тысяч человек.
Кучи народа бросились к побережью, но надо не забывать, что Бенгалия была прифронтовой зоной, где стояла регулярная армия. Нападения на армейские хранилища риса и пункты сбора лодок привели к чудовищным потерям и от рук военных - до 300 тысяч человек за март-июль. Некоторые толпы зомби-голодающих военные расстреливали пушками и самолетами.
Далее ошиблась британская администрация - она планировала собрать в Бенгалии примерно полмиллиона тонн риса, но из-за пятнистого грибка смогли собрать только 189 тыс. тонн, а рис из Аммана, который хотели экспортировать в Бенгалию, просто не уродился. И настал пиздец. Полный.
Цены на продовольствие взлетели до небес (на 1011%), заменить его нечем. Рыбу ловить не на чем. Крупный рогатый скот массово погиб во время циклона. Запасы риса есть только на побережье, и те предназначены для армии, и ударными темпами отгружаются в Англию - Индия экспортировала более 70000 тонн риса в период с января по июль 1943 года, то есть количество, которое могло бы спасти примерно 400 тысяч жизней.
В этой ситуации вице-король Индии обратился к государственному секретарю по делам в колониях Лео Эмери, с просьбой остановить экспорт, и начать в Бенгалию импорт риса и зерна. Эмери пошел к Черчиллю, имея предложением начать в Индию экспорт зерна из Австралии и Новой Зеландии, но сэр Уинстон сказал просто: "пусть дохнут, все равно опять расплодятся как кролики". Экспорт зерна из Австралии и Новой Зеландии начался в метрополию, а не в Индию.
Тем временем толпы беженцев массово начали сходить с ума. Очевидцы описывают такие случаи, когда толпа почти скелетов массово бросается с обрыва в пропасть. Или массово повторяет подвиг Анны Карениной. Трупами с сожранными самими собой пальцами, обкусанными ушами, и т.д. были устланы все дороги, деревни. По городам и весям бегали сбившиеся в стаи собаки и шакалы, которые нападали на одиноких людей и жрали их прям на улицах. Общее количество смертей с ноября 1942 по ноябрь 1943 года оценивается британцами в 2.1 миллиона человек, индийцами - в 3-4 миллиона человек. Надо сказать, что ближе к истине именно индийские исследования, поскольку у британцев жертвы болезней не отнесены к жертвам голода. Мол, от голода - это от голода, а малярия или тиф - да может он и так ими болел, хотя понятно, что эти болезни как раз сопровождают голод.
Надо сказать, что голод в Бенгалии 1943 года был вполне рукотворным. Он создавался давно, и полыхнуть тоже должен был давно.
С сэром Уинстоном же произошла удивительная история - ставить его в одну когорту с Гитлером, Сталиным, и Мао Цзедуном постеснялись. Ну как же, лидер демократического запада, герой войны, и тут.. голодомор. Впрочем, те, кто знает историю Мексики и Филиппин, где голода фактически были созданы США (но это отдельная история), понимают, что Тэдди Рузвельт тоже далеко не святой.
Если США во время дефарминга (извините, что употребляю термин Борисова, который на мой взгляд ни фига не ученый, а пропагандист) спасла развитая ж/д сеть и две дополнительные культуры - маис и кукуруза, то в Индии с единственной монокультурой - рисом, вариант тяжелого голода был фактически неизбежен.
Калькутта, август 1943 года, обычный вид того времени.