Согласно теории Т. Джефферсона, индейцы находились на стадии варварства, и от цивилизации их отделял один шаг. Переход на следующий этап развития считался закономерным процессом, но медленным. Соответственно, задача просвещенного белого общества - ускорить естественный процесс, помочь столь славному индейскому народу совершить культурный скачок.
Для успешной реализации подобных планов необходима была определенная последовательность. Задача номер один виделась в изменении образа жизни индейцев, переходе их к фермерству: «Во время своих походов, - писал Т. Джефферсон, - они подвергаются многочисленным опасностям, чрезвычайному напряжению, величайшим испытаниям голодом. Даже при оседлой жизни пропитание индейцев определенную часть года зависит от даров леса: значит, раз в году они голодают <...>. При хорошем обеспечении кормами одна ферма даст больше рогатого скота, чем все лесные угодья могут вырастить бизонов» [1, с. 149-150].
Учитывая характер взглядов Т. Джефферсона на проблему и даже, можно сказать, его личную заинтересованность, было вполне логично, что, став президентом, он взялся за предложенную Дж. Вашингтоном идею просвещения индейцев с особым упорством. Уже в первом ежегодном послании Конгрессу от 8 декабря 1801 г. Т. Джефферсон отчитывался об успехе внедрения в традиционную жизнь коренных народов элементов цивилизации -переходе индейцев к скотоводству и ведению домашнего хозяйства вместо охоты и рыболовства [9, р. 501]. Индейский агент Бенджамин Хокинс более обстоятельно показал это Конгрессу на примере племени криков. Фактически в своем докладе он привел слова президента из первого ежегодного послания Конгрессу и далее пояснил, как крики меняют свой образ жизни [7].
Народам, готовым идти путем белого человека, была обещана правительственная помощь. Так, 7 января 1802 г. Т. Джефферсон писал индейцам майами, поттоватоми и веа (близкородственное майами племя), что правительство США с «великим удовольствием видело расположенность этих племен к возделыванию земли, разведению скота, прядению и шитью» и обещало прислать соответствующий инвентарь и людей, которые могли
проинструктировать аборигенов по вопросам перехода к цивилизованному образу жизни [22]. Возможность реализации таких обещаний в принципе была прописана в статье 13 закона 1799 г. о торговле и взаимоотношениях с индейцами [5, р. 746-747]. Эта же статья вошла и в соответствующий закон 1802 года [15, р. 2159].
Вообще интересной представляется стратегия Т. Джефферсона в просвещении индейских племен. Как истинный философ своей эпохи, он считал, что аборигены просто не понимали всех плюсов цивилизованной жизни, а значит, решить проблему можно было, объяснив индейцам, как «правильно» жить. С этой целью он писал письма индейским вождям, где всячески расхваливал образ жизни белого человека. Примером такого письма, помимо уже упомянутого обращения к майами, поттоватоми и веа, может служить послание к вождю племени сенека и пророку нового религиозного культа Прекрасному Озеру, написанное в Вашингтоне 3 ноября 1802 года. В нем американский просветитель объяснял вождю, что переход к скотоводству и земледелию был бы несомненной пользой для всего народа. Третий президент настоятельно рекомендовал вождю оставить прежний образ жизни и повести племя по новому пути: «Твои женщины и дети будут сыты и одеты, -писал американский просветитель, - люди твои будут жить счастливо в мире и изобилии <... > и дети детей твоих из поколения в поколение будут произносить имя твое с любовью и благодарностью» [19, р. 556-557].
Вполне очевидно, что такая разъяснительная работа была лишь начальным этапом политики просвещения индейских племен, впоследствии все это должно было, согласно видению Т. Джефферсона, привести к объединению индейцев и белых американцев в единый народ. Об этом президент говорил, в частности, в своих письмах к индейскому агенту Б. Хокинсу18 февраля 1803 г. и к губернатору Индианы Уильяму Генри Гаррисону 27 февраля 1803 года.
Полностью статья здесь
https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-politika-prosvescheniya-indeyskih-plemen-konets-xviii-nachalo-xix-v