"Игры патриотов"

Jul 06, 2017 14:43

За окном у нас голимый звиздец, примерно вот такой



В такую погоду только писать.

Сразу после падения Риги в 1710 году Карл XII (будучи в Бендерах) переправил в Швецию указ, запрещающий торговать с отторгнутыми Петром провинциями Швеции до тех пор, пока они не вернутся обратно под шведский контроль.
Поскольку в Восточной Балтике у шведов остались только финские порты, в которых с товарами было туго, такое решение сильно не понравилось Морским Державам (Maritime Powers, общепринятое название на тот момент Англии и Голландии, выступавших единым фронтом). При этом англичане хотели торговать и с Ригой, но в то же время не прерывать торговые отношения и с Гётеборгом, где у них были большие торговые интересы.
Меж тем Гётеборг еще с апреля 1710 года был блокирован датскими каперами (всю навигацию 1710 года там действовало одномоментно не менее 12 корсарских судов датчан), а британцы с голландцами были вынуждены перенаправить свои торговые потоки в Гамбург, который стал крупнейшим реэкспортером шведских германских товаров. Гамбургские купцы, дабы избежать датских таможенников в Альтоне, просто перебивали шведские лейблы на бочках и мешках на свои, и продавали иностранным купцам, формально соблюдая нейтралитет.
В 1714 году датчане высадили десант на Гельголанде, тем самым прочно заперев Эльбу для экспорта шведских товаров, и теперь торговля стала возможна только по Везеру, из Вердена и Бремена.
Англичане и голландцы оказались между молотом и наковальней - с одной стороны торговля с прибалтийскими портами указом Карла XII была запрещена, с другой стороны - напрямую со шведскими портами они торговать не могли - тут уже постарался датский флот и каперы. Ситуация не радовала, и нужно было что-то делать.
Решение было избрано гениальное, прям в настоящем английском стиле, который просматривается сквозь века - в том же году в Штральзунд (??? вроде там он появился только в 1715-м), где находился вернувшийся из Турции Карл XII, прибыл британский представитель Джеймс Джоффрейс, который начал просить шведского короля отменить для англичан и голландцев запрет на торговлю с Прибалтикой. Обосновывал он это более ранними соглашениями о нейтралитете (Neutrality Conventions), и рассказами, что Морские Державы всегда действовали исключительно в шведских интересах.
Карл XII задал простой вопрос: как нынешняя просьба англичан и голландцев о, по факту, разрешении торговли с Россией помогает шведским интересам? Что Швеция будет иметь с этого?
Джоффрейс пообещал, что в случае подписания такой конвенции Морские Державы не будут возражать, если шведские войска оккупируют Шлезвиг-Гольштейн. Проблема была в том, что шведских войск на лето 1715 года в Померании было очень мало, и пополнений не предвиделось. В 1713 году к союзу против Швеции присоединилась Пруссия, и дни ее на германском побережье были фактически сочтены.
Естественно, Карл XII воспринял эти слова как утонченное издевательство и потребовал более ощутимых мер, как то - нейтрализация того же датского флота и угроза атаки с моря российских портов.
В том же 1714 году Петр I запретил торговлю иностранцев с Архангельском, сообщив, что вся отгрузка заграницу вплоть до особого распоряжения теперь будет вестись через Петербург. Англичане и голландцы клюнули на приманку русского царя - их купцы решили наплевать на шведские запреты и идти за товаром в Петербург, Ригу, Ревель, Нарву. В то же время вместо ответа Морским Державам Карл разрешил своим каперам неограниченную войну против торговли с Россией и Данией, за лето было захвачено 24 торговых английских судна. Это и стало побудительным мотивом появления на следующий год на Балтике англо-голландской эскадры Джона Норриса.


политик, голландский флот, Балтика, Ройал Неви

Previous post Next post
Up