В общем-то, что хотелось сказать.
По окончании Венского конгресса в 1815 году сложилась новая система международных отношений, которую так и назвали - Венской. Смысл ее был самый простой:
1) Страны-победители отпилили себе как можно больше ништяков и плюшек
2) Попытались это законсервировать
3) Совместно снизили значение в европейских делах двух основных баламутов - Франции и Англии.
Да, именно так. Может показаться странным, но Англию по сути вытеснили из Европы, оставив ей только Гибралтар и Мальту. Никаких больше Ганноверов и тому подобного. Это была своего рода политическая "Континентальная блокада".
Побежденная Франция была лишена всех завоеваний и возвращена к довоенным границам 1792 года.
К России отошла большая часть польских земель с Варшавой, плюс - законодательно закрепили Финляндию.
Пруссия получила северную часть Саксонии, богатейшие германские области - Рейнскую провинцию и Вестфалию, а также шведскую Померанию и западные польские земли с городом Познань.
Австрии была передана Северо-Восточная Италия (Ломбардия, Венеция). На троны небольших итальянских герцогств были посажены государи из австрийского дома Габсбургов. Герцогство Парма, например, было отдано в пожизненное владение дочери австрийского императора, второй жене Наполеона Марии Луизе. Австрия получила преобладающее влияние в итальянских делах.
Швеции в качестве компенсации за Померанию и Финляндию отдали Норвегию.
В такой конфигурации у основных игроков - России, Пруссии и Австрии - просто не было друг к другу территориальных претензий, и получалось, что они в Европе могут выступать одним фронтом.
Естественно, нас это положение очень устраивало - отпала надобность держать большие соединения войск на западных границах, и можно было сосредоточиться на южных - неторопливо добивать Турцию, подчинять своему влиянию Персию, разбираться с башибузуками в Средней Азии и т.д.
Собственно, вся наша политика с 1815 по 1850 годы - это попытка законсервировать и сохранить это положение, очень для нас выгодное и в военном, и в экономическом, и в политическом плане.Но проблемы начались практически сразу же. Уже испанская революция показала, что Венская система устраивает далеко не всех, и что в ближайшее время возможен приход новых игроков на политическую арену. Потом греческая война за независимость, при поддержке Англии и Франции, Священным союзом она была воспринята как попытка Англии и Франции влезть через задний двор в вотчину Трех Императоров, ибо "это наша корова, и мы ее доим". Опять пришлось собирать консилиум и договариваться, при этом греки были экономически закабалены Англией (это отдельная и очень интересная история с греческим "займом свободы" прямо должна проситься в учебники экономики наряду с историями МММ и Хопер-Ивеста), а политически - влияние на Грецию поделили Россия и Австрия. Таким образом, в 1830-е первый раз столкнулись интересы России с интересами Австрии. Кстати, это одна из причин, почему в 1829-м Дибич не стал брать Стамбул.
Примерно в то же время произошла Бельгийская революция, которая в конечном итоге укрепила позиции Франции. Ну а далее - череда революций 1840-х годов. Было понятно, что Венская система вот-вот рухнет, но блин.... она нас реально устраивала, и мы обращались к подписантам с постоянной просьбой: "а можно еще продлить?"
В 1848-м началась революция в Венгрии, что нас повергло в шок и ужас. Венская система трещала по швам, и мы первым делом решили помочь Австрии, чтобы опять "сверху немного зашпаклевать, и вроде норм, трещин не видно".
Но проблема в том, что крах Венской системы видели уже и в Вене, и в Берлине, и в Париже, и в Лондоне. И там решили действовать на опережение. Мы же уперлись в попытке сохранить рушащееся здание, ибо домик-то этот строили мы сами, под свои интересы и под свои хотелки.
Приди к нам понимание краха раньше, мы бы могли договориться о сферах влияния с Австрией (как мы сделали это с Англией по Ирану и Афганистану - ибо, где "систем" не было - мы голову сразу включали), но нет. Мы верили, что система Австрии нужна так же, как и нам, и начали рассматривать варианты МИРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ южных славян от Турции и создание кучи национальных государств под русским протекторатом. С учетом того, что интересы Австрии на тот момент были как раз в Италии (которую она пыталась сохранить за собой, как мы пытались сохранить Священный Союз) - у нее от этих планов волосы встали дыбом.
С нами пытались поговорить - но мы даже это обсуждать не стали, ибо "мы вас спасли, а славяне всего мира - наши братья". И в 1854 году система с треском рухнула. Сначала из нее фактически вышла Австрия, политически перейдя на сторону Англии и Франции. Потом Пруссия. Даже Швеция в 1855-м начала против нас создавать "Стену имени Яценюка" в Норвегии.
Так вот, ответ на вопрос, почему мы держались за Священный Союз - да потому что он нам руки развязывал на юге и востоке, и вы спокойно занимались своими делами.
Это можно сравнить с тем, что внезапно в 2017-м Англия и Германия выходят из НАТО со всеми вытекающими - как вы думаете, у политиков США начнется паника? А в Англии до кучи начнется восстание шотландцев, которые требуют независимости и выхода из НАТО. Будут ли в этом случае "ДжиАй" присылать подавлять протесты? При этом если в США еще до кучи и большие проблемы (а они сейчас и так есть).
Нам в период 1820-1850-х годов не помешала бы здоровая доля авантюризма в политике, или просто осознание того, что Венская система - вещь временная, и готовить отступление на заданные рубежи лучше заблаговременно.
Как-то так, и извините за сумбур.