Идея похода к островам Зелёного Мыса пришла Кассару в голову еще в 1711 году, но он не смог собрать нужных для предприятия средств. Однако успех Дюгэ-Труэна с рейдом на Рио (первые его корабли вернулись в январе 1712-го) склонил колеблющихся марсельских купцов поучаствовать в финансировании вояжа.
Сам Жак Кассар на Средиземном море был чужаком. Выходец из Нанта, он был приглашён в Левант самим государственным секретарем Франции по флоту, Жеромом Поншартреном, ради проводки конвоев с зерном из Турции во время голода 1709-1710 годов. Кассар проявил чудеса храбрости и сообразительности, однако отношения с местным купечеством у него были натянутыми. Ему не выплатили несколько премий за проводку конвоев, и корсар долго и нудно судился из-за них с купцами.
В январе 1711 года к Кассару обратился с мольбой о помощи командующий французскими войсками в Испании герцог Вандом. Нужно было срочно сформировать конвой в 43 судна и сквозь английские патрули провести его в испанскую Пеньесколу (около Валенсии). Проблема заключалась в том, что у государства не было денег, и Кассар вложил собственные 200 тысяч ливров в комплектование конвоя и эскорта. Он провел суда сквозь английские и голландские патрули, за что получил крепкое рукопожатие герцога Вандома и обещание расплатиться когда-нибудь потом.
В феврале 1712-го Кассар вышел к купеческому сообществу Марселя с предложением профинансировать свой набег на острова Зелёного Мыса. Слухи о захваченных Дюгэ-Труэном сокровищах в Рио так разожгли жадность и стяжательство купцов, что они с радостью согласились. Был составлен договор, согласно которому арматор из Нанта Жак Кассар вкладывал в дело 100 тысяч ливров, а ещё 150 тысяч вкладывали марсельские купцы Жозеф Майе, Жан Дие, Мишель Глез, Николя Гитон и хлеботорговая компания «Руссэль и Ко».
Король также изъявил желание участвовать в предприятии, но, поскольку денег у него не было, он выделил корсару три корабля, которые тот собственными силами должен был привести в порядок и укомплектовать. Марсельские купцы взбеленились: ведь участие короля в предприятии, согласно французскому призовому праву, означало, что 3/5 захваченного уйдет в королевскую казну, а еще одна пятая часть - адмиралу Франции.
Делегация из Марселя проследовала в Версаль, где подписала с королём договор, согласно которому - неслыханное дело! - доля короля уменьшалась с 3/5 до 1/5, а доля адмирала Франции убиралась вообще. Людовик, у которого денег не было совсем, смирил гордыню и подписал такой договор. Согласно бумаге, 2/5 от захваченного выделялось Кассару и его команде, 2/5 плюс возврат вложенных средств - марсельским купцам, 1/5 часть - королю.
Договор был исключительный, и естественно, что к Кассару потянулись лучшие корсарские капитаны: де Грасс, де Пиенн, де Сабран, де Муа и многие другие.
К концу февраля сборы были закончены, 9 марта Кассар вывел эскадру на внешний рейд, а 18-го корабли тронулись в путь.
Состав отряда был следующий:
линейные корабли «Нептун» (72 орудия), «Темерер» (50 орудий), «Руби» (56), «Парфе» (40), «Весталь» (40);
флейты «Принс де Фриз» (16), «Медюз» (16) и «Алигр» (16);
кайки снабжения «Анн» и «Мари».
На кораблях эскадры находились 3000 матросов и 1200 солдат.
22 марта французы прошли между Балеарскими островами и побережьем Испании, а 6 апреля миновали Гибралтар, прижимаясь в африканскому берегу. А 4 мая 1712 года паруса французских кораблей появились у острова Сантьягу.
Что же в то время представляли собой острова Зелёного Мыса? И почему Кассар решил атаковать именно их?
Острова Зелёного Мыса - это фактически две группы островов, Наветренные (Северные) и Подветренные (Южные). На тот момент острова принадлежали Португалии и являлись перевалочной базой на её торговых путях из Африки и Индии в Европу.
Самым богатым из них был остров Сантьягу со столицей Рибейро-Гранде. На нём же находился подпольный порт, устроенный контрабандистами, - Прая. Собственно, на Праю и решил напасть Кассар. Совершенно наглым образом корсар вошел в её гавань, высадил десант в 400 солдат и 300 моряков. Прая в принципе не имела укреплений и быстро сдалась, а сухопутный отряд атаковал с суши столицу острова - Рибейро-Гранде.
Здесь французами были захвачены все женщины и дети, которых корсар решил использовать в качестве заложников: было объявлено, что с пленными ничто не случится, если жители внесут требуемый выкуп. Призовые были назначены очень высокие - 1 миллион ливров. Португальцы, чтобы откупиться, несли все, что было: золотой песок, слоновую кость, церковные украшения из золота и серебра, колокола из меди, вели рабов.
Отягощённый большой добычей, Кассар тронулся в путь через неделю, 11 мая 1712 года. Вперед, на разведку были пущены «Весталь» и «Алигр», которые 20 мая обнаружили у побережья Африки британскую эскадру коммодора Джона Бейкера в составе 7 кораблей и 5 фрегатов, которую англичане пустили вдогонку за Кассаром. Разведчики доложили об увиденном, и корсар встал перед выбором: либо прорываться с боем домой, либо придумать другой, более безопасный вариант.
Дальше -
http://warspot.ru/7412-pohod-zhaka-kassara-v-vest-indiyu