Некоторые аспекты логистики времен войны за Независимость

Oct 28, 2016 14:58

Как гласит всем известная стратегма: "Дилетанты рассуждают о тактике, любители - о стратегии, а профессионалы занимаются логистикой". Собственно, тот же самый Трентон стал возможен только потому, что англичане с самого начала мятежа в США уперлись в логистику. Так, в зиму 1776-1777 годов генерал Уильям Хоу был вынужден расквартировать свою армию по всему штату Нью-Джерси (ибо собрав ее вместе, кормить и размещать ее было негде), чем воспользовался Вашингтон, и 26 декабря 1776 года сделал налет на Трентон, где разгромил и взял в плен расквартированных там гессенских солдат.
Вашингтон прекрасно понимал, что победа в логистике будет победой в войне. Именно поэтому в том же декабре 1776 года Вашингтон обращается в Бенджамину Франклину, прибывшему во Францию, с необычной просьбой. Нужно нанять 4 (позже количество было пересмотрено до 8, а потом и до 10) знающих офицера инженерного корпуса французской армии. Но как это сделать? После разговора с Франклином Людовик XVI решает очень просто - он дает "отпуск" на 2 года 8 офицерам-инженерам французской армии, и те срочно отбывают в Северную Америку. Причем об отпуске объявлено официально, через королевские меморандумы, ибо - если не дай бог что - это частная инициатива этих офицеров, а не в коем случае ни приказ короля Франции. Один из этих офицеров - Луи Ле Бег де Прель дю Дюпортель - станет позже основателем и первым командиром Инженерного Корпуса армии США . И недаром эмблема этого корпуса - стилизованное изображение замка Мезье, где находилась французская школа инженерных войск, основанная в 1743 году.


Совместно с французами Вашингтон начинает с самого простого - с разработки рациона американской армии: "на одного солдата потребно 1 фунт говядины или 3/4 фунта свинины или 1 фунт соленой рыбы в день, 1 фунт хлеба или муки в день, 1 пинта молока в день, 1 кварта елового пива или сидра в день, 3/4 пинты патоки в сутки, 3 пинты гороха или бобов в неделю (или эквивалентный вес в овощах), 1/2 пинты риса или 1 пинта "индийской еды" (кукурузной муки) в неделю".
Но как мы с вами помним по Семилетней войне (я писал об этом бедствии на флоте), часть из логистов во Франции была веганами, и один из их последователей, Бенджамин Раш, возражал Вашингтону: "Рацион солдат должен состоять в основном из овощей. Характер их службы и их прежние привычки именно этого и требуют". Раш модифицировал слова французов и говорил довольно разумные вещи - мясо - вещь классная, только когда оно свежее. Гнилое мясо убивает. Муку наши интенданты хранить не умеют, и она является источником пищевых расстройств и отравлений. Надо по методу Цезаря кормить солдат проросшей пшеницей, куда можно добавлять немного сахара или сиропа. И здоровая пища, и гораздо меньше требования к транспортировке и сохранности.
Алкоголь в армии следует запретить, особенно летом. Солдаты, набухавшись, становятся вялыми, аморфными, а то тепло, которое распространяется по телу в начале, потом сменяется чувством холода даже в теплом помещении. Алкоголь провоцирует простудные заболевания среди солдат. Кроме того - алкоголь - это закладка в организме основ лихорадок разного рода, флюсов, желтухи, и т.д. Алкоголь надо заменить водой.
Мысли Раша не нашли сочувствия и понимания ни у Вашингтона, ни у солдат. Однако Континентальная армия во всю страдала от той "демократии", которая царила в тылу. Собственно поставки раз за разом срывались, некоторые штаты вообще отказывались что либо поставлять в армию, причем методов их принудить не было. Континентальные доллары, которые с собой обозами возили американцы, в большинстве мест просто не принимали к оплате. И именно поэтому Рошамбо, прибыв с корпусом в Америку, не тронулся с места до тех пор, пока не выговорил для себя (и для Континентальной армии) прямые поставки из Франции и ее колоний.
А что же британцы? А там творился не меньший звиздец.
Начнем с того, что разные виды войск снабжали разные службы. У флота была своя служба снабжения. У армии - своя. У артиллерии - своя. И т.д. В 1777 году создается департамент снабжения армии в Америке. Однако Назначенный первым генерал-квартирмейстером этого образования Даниэль Шампьер, мало подходил для этой роли - он был некомпетентен в вопросах снабжения, и более того - ему просто не хватало людей. В 1778-м штат Отдела Снабжения был увеличен до 300 человек, но и это не помогло, так как штаб весь был пронизан коррупцией.
Начнем с того, что "пятую четверть" скота интенданты обычно припасали себе - это голова, шкура, жировые прослойки.Потом их продавали налево для личной выгоды. Далее - чаще всего интенданты выплачивали 1.5 доллара за тушу (такая расценка была в Британской армии за поставку, и оплачивалась из полковой казны), а далее солдатам продавали куски уже по рыночной цене. Ну вы понимаете - спрос определяет предложение. Общей практикой среди подрядчиков Англии был недогруз сухих продуктов (мука, рис, и т.д.), который иногда достигал 10-15% от заказанного и оплаченного. Так, в 1775 году пять кораблей были отправлены из Англии в колонии с 7000 фунтов муки. По прибытии в Бостон обнаружили только 5 тысяч фунтов. Куда дели остальные 2000 фунтов - бог весть. В 1778 году общий недогруз муки составил более 640 тысяч фунтов, а этого количества было бы достаточно, чтобы кормить 20 тыс. солдат в течение двух месяцев!
Отдельным источником коррупции и спекуляции в британской логистике был транспорт. Парламентская комиссия 1781 года обнаружила, что с 1777 по 1782 год на перевозки на суше, в колониях было потрачено 200 тыс. фунтов, а один из владельцев 50 повозок, запряженных четверками лошадей, за год заработал на перевозках 10 тыс. фунтов. Правда из 50 повозок весь год работали... 5.
Кроме того, вносили свою лепту и природные катаклизмы. В декабре 1775 года департамент флота провел значительную работу с поставщиками, и в результате к весенне компании поставками занялась согласно тендеру фирма "Мюр, сын и Аткинсон". На флот снабжения было загружено помимо солонины, хлеба, гороха и овсяных хлопьев около 500 тонн картофеля, 60 тонн лука, 50 тонн пастернака, 40 тонн моркови, 20 тонн изюма, 4000 овец и свиней, 468 750 галлонов темного пива. При этом фирма провела титаническую работу - ради сохранности груза она разработала и приняла ряд усовершенствований. В частности, картофель грузился не в навал, а руками (чтобы не побить), лук был упакован не в мешки, а в корзины, и т.д. Из своего кармана фирма платила торговым капитанам, чтобы они выполняли эти правила.
Однако жесточайший шторм в январе 1776 года часть судов просто потопил, часть разбросал по морю, а часть захватили американские каперы. В Бостон смогли прийти только 13 судов, а потери в грузе были гигантскими. Скажем, из 4000 свинок и овец выжило только 148. Из 856 транспортируемой лошади - 532. И т.д.
И летом 1776 года английским правительством делается финт ушами - раз централизованно снабжать мы наши контингенты в Америке не можем, то... пусть живут реквизициями в США! Бинго! Собственно реквизиции 1776 года и подвинули "молчаливое большинство" колонистов поддержать не британцев, а восставших.
Ну и на сладкое - Бургойн, потерпев поражение под Саратогой, был вынужден сдаться именно потому, что у его солдатов нечего было жрать. Корпус комплектовали в спешке, припасов и провианта выдали в расчете на неделю (столько, сколько умещалось в ранце у солдата), и на этих припасах (плюс том, что удавалось добыть охотой или отобрать у редких местных) жили на два месяца. Его буквально выпинывали из Канады, заверяя, что в Нью-Джерси и в Нью-Йорке все через одного лоялисты, и стоит ему дойти - все ему сдадутся и накормят.
Собственно сражение под Саратогой было дано потому, что стоять на месте не позволяли вопросы снабжения. Надо было либо двигаться вперед, либо назад.


снабжение

Previous post Next post
Up