Немного об "арсеналах демократии"

Feb 07, 2015 11:27

Все-таки американские неоконы современности вызывают у меня даже не смех - жалость. Не потому, что имеют другие взгляды. А потому, что употребляют устоявшиеся термины невпопад.
Вот недавно мистер МакКейн заявил: "Open once again the arsenal of democracy that has allowed free peoples to defend themselves" (Мы должны снова открыть арсенал демократии, чтобы помочь свободным людям защитить самих себя).
Если посмотреть на историю этой фразы, то первой ее употребил Герберт Хьюстон в 1918 году в статье "Против новых войн" ("Blocking New Wars"). Там он пишет, что американская пресса является "одним из самых эффективных видов оружия в арсенале демократии". То есть мы с вами понимаем, что на 1918 год речь идет о каком-то неизвестном нам арсенале демократии МИРА, и в Америке этим подразделением арсенала является... пресса.
В знаменитой фразе Рузвельта 1940 года словосочетание "арсенал демократии" является синонимом производства, которое необходимо запустить, чтобы снабдить своих союзников.
Пустоголовый же МакКейн употребил его в значении "склада готовой продукции", но ведь для такого склада есть другое выражение, которое, правда, МакКейну сильно не понравится, ибо оно советское - "закрома Родины".
Ну и хотелось бы вспомнить про другой "арсенал демократии", в XVI веке.
В 1576 году в Марокко было направлено посольство Ричарда Хаклюта. В 1577 году Хаклют привез Елизавете письмо от тамошнего султана Аль абд-Мелика, где было среди всего прочего написано, что "мы испытываем большее уважение к вашей нации, нежели к другим, потому что мы, как и вы, не поклоняемся идолам". Но главным в письме была просьба расчехлить "арсеналы демократии" конечно же. Конечно же "закрома Родины" были открыты и оттуда ручейком потекли ядра, пушки, порох, дерево, селитра. Но ручеек был все же маленьким, и в 1600-м году в Англию прибыл посол султана Мулаи Ахмад аль-Мансура, который предлагал вообще заключить союзный договор и вместе напасть на Испанию. Обещания текли рекой - марроканцы обещали выставить не менее 70 тысяч человек в полном вооружении, до 100 кораблей, 50 пушек. Просили только помочь деньгами - 100 тысяч фунтов. Ну не такая же большая сумму для настоящих друзей (ну действительно, всего-то 20% от бюджета тогдашней Англии)! Причем деньги нужны сейчас, потому что потом поздно будет!
И Елизавета решилась. Правда не 100 тысяч, а 20, и из них только 10 тысяч - деньгами, остальное товарами. Корабли отплыли, и.... о совместных действиях марроканцы резко забыли. Нет, завтраками кормили до 1603-го, то есть до самой смерти Елизаветы.
Кажется это единственный случай, когда на эту рыжую английскую бестию нашелся тот болт с резьбой, который сумел-таки развести ее на деньги и просто кинуть.

политик

Previous post Next post
Up