Кофе. Послесловие.

Aug 18, 2014 14:23

Как и в нынешнее время, Европа очень не желала сидеть на нефтегазовой игле России платить безумные деньги за кофе. Именно поэтому раз за разом кофе пытались запретить. Пожалуй первым в этом списке был папа Климент VIII, который в 1596 году решил объявить кофе сатанинским напитком, и употребляющих кофе отдавать в руки Святой Инквизиции. К счастью, то-то среди кардиналов оказался кофеманом, и попросил папу, перед тем, как он запретит напиток, попробовать самолично это исчадье Сатаны. Папа на глазах у всей курии осторожно выпил сначала одну чашку кофе, потом потребовал вторую, а потом заявил, что не нужно меня в колхоз агитировать, я и сам колхозник кофе надо... крестить. Уже на следующий день в Риме ловкие дельцы открыли полтора десятка кофеен, где предлагали кофе, освященный Папой, по цене в два раза дороже обычной.
Бережливый шведский король Фредерик I приходил в ужас от того, сколько денег его подданные тратят на кофе, и в 1746 году кофе в Швеции был запрещен. Обосновывалось это «злоупотреблениями и неумеренностью в потреблении чая и кофе». В 1772 году Густав III решил показать своим подданным, что кофе вреден для здоровья, и приказал приговоренных к смерти поить дьявольским напитком "пока не сдохнут". Король приказал провести эксперимент с использованием двух близнецов. Оба близнеца за совершённые преступления были приговорены к смертной казни. Их приговор был заменён пожизненным при условии, что один из близнецов будет выпивать по три кружки кофе, а другой - такое же количество чая каждый день всю оставшуюся жизнь. Результат получился примерно такой же как у суперагента КГБ Федора Соколова : "Только выправка тверже стала".


Два врача были назначены для руководства экспериментом и доклада результата королю. Оба врача умерли, предположительно, по естественным причинам ещё до того, как эксперимент был завершён. Густав III, убитый в 1792 году, также не смог дождаться результата. Среди близнецов первым умер пивший чай, в возрасте 83 лет. Точная дата смерти второго близнеца неизвестна.
Кстати, запрет на употребление кофе в Швеции был снят только в 1820 году.
Про Запрет Фридриха Великого мы уже говорили. Этот запрет был тем более смешон, что сам король был ярым кофеманом, и выпивал в день 8-10 чашек крепчайшего кофе. Поэтому первым, нарушившим королевский эдикт прямо на следующий день, был никто иной, как... сам король.
В Турции также неоднократно пытались запретить кофе, но жесткость восточных законов всегда смягчалась необязательностью их исполнения. Кстати, в турецком флоте - флоте в основном прибрежном, кофе был введен в рацион аж в 1660 году, и там все поголовно - от капудан-паши до последнего матроса были яростными кофеманами.
Конечно же, пытались ввести и эрзацы. Все мы, родившиеся в СССР,  помним кофейный напиток "Колос", в котором ни грамма кофе не было вообще. Но если этот напиток послужил основой для анекдотов, то голландцы и французы попытались разводить кофейные деревья у себя. Голландский эксперимент закончился двояко - деревья плодоносили, но потом погибали, и приходилось ввозить новые, что было признано нерентабельным. Во Франции деревья не дали ни одного урожая и пошли на дрова.
Да, кстати, и немного по теме журнала. Знаменитая страховая компания Ллойда выросла из обычной кофейни. В 1688 году лондонский купец Эдвард Ллойд открыл кофейню.


Далее цитата ~ "Для своих постоянных посетителей Ллойд готов был предоставить все маленькие, но приятные удобства: чашку горячего кофе, уединенный уголок, где можно без помех обсудить с партнером условия возможной сделки, наконец, перья и бумагу для возможности письменно зафиксировать заключенный договор.
Морским бизнесменам заведение понравилось. Уже через короткое время практически все деловые встречи, имеющие отношение к доставке грузов по морю, назначались «у Ллойда». Вокруг кофейной стойки велись серьезные разговоры и заключались крупные сделки. Хозяин только успевал разносить заказы, краем уха улавливая обрывки бесед, в которых часто звучали слова «тоннаж», «фрахт», «страховой полис», имена известных капитанов, названия кораблей, нередко с подробными характеристиками как самого судна, так и его команды, включая капитана. Вскоре Ллойд понял, что может стать владельцем бесценной информации, необходимо всего лишь ввести поток этих разговоров в систему.
Первым шагом к систематизации явилась небольшая тетрадка, куда Эдвард скрупулезно записывал все, что узнавал о судах и их владельцах. Прознавшие об этом грузоотправители, прежде чем заключать сделки с хозяевами кораблей, предпочитали тихо побеседовать с никогда не выходившим в море владельцем кофейни, всегда готовым за небольшую сумму снабдить дельцов ценной информацией.


Следующим шагом стали рукописные листки, нечто вроде стенной газеты, содержащие в себе все сплетни, слухи и толки, гуляющие по порту, информацию о приходе и выходе из порта судов, цены на колониальные товары и многое другое. Эти листки хозяин составлял сам, ежедневно обновлял их и вывешивал рядом с кофейной стойкой. Желающие ознакомиться с листками платили Ллойду один пенс. Помимо стенной газеты, в кофейне Ллойда имелось еще одно оригинальное новшество - один из его работников, обладавший хорошей дикцией, читал громко вслух все значительные и интересные сведения о судах и самые свежие новости торговли. Перед прочтением новостей, чтобы призвать посетителей к тишине, хозяин собственноручно звонил в серебряный колокольчик.
Уже через несколько лет Эдвард Ллойд понял, что его побочная деятельность - снабжение заинтересованных лиц важными сведениями, касающимися морских перевозок, приносит гораздо больше дохода, чем пресловутая кофейня, и что работа со страховыми полисами дает шанс быстро и без особого риска разбогатеть. Исходя из этой предпосылки, Ллойд начал сам заключать договоры и подписывать страховые полисы своим именем. В начале 1692 года Ллойд переместил свое заведение подальше от набережной Темзы, но поближе к деловым кварталам Лондона. Процент «морских волков» - носителей ценной информации, посещавших заведение Ллойда, снизился, зато возросло количество «белых воротничков», готовых вкладывать в эту информацию деньги."

Так кофе стал непосредственной причиной рождения самой знаменитой страховой компании в мире.

снабжение

Previous post Next post
Up