Трудно понять, когда кофе попал в Европу, но есть дата, с которой кофе стал именно кофе.
Как я уже говорил в
этом посте - Голландцы узнали путь в Индию в 1592 году и их корабли начали проникать и к побережью Индостана, и в Красное море, и в район Персидского залива. Именно голландцы и начали массовый импорт coffie из арабских стран. переиначив для названия этого продукта арабское слово qahwa. В 1598-м кофе впервые попал в Англию в качестве заморского напитка и очень там прижился, но настоящий кофейный бум в Европе начался в 1680-е, после спасения Вены от турок.
Но речь наша не об этом, а о введении кофе на флоте. Понятно, что весь 17-й век кофе был напитком богемы и интеллигенции, кофейни заменяли тогда нынешние ночные клубы, а потребление кофе вполне соперничало с потреблением пива в пабах. Тем не менее шествие свое по морям этот напиток начал из портовых городов Германии - Бремена и Гамбурга, где предприимчивые дельцы открыли при портовых сооружениях алко-кофейни, где предлагали горячий кофе с водкой, а позже - с ромом. Германия вообще стала Меккой кофе,достаточно вспомнить Иоганна Себастьяна Баха и его "Кофейную кантату" (Schweigt Stille, plaudert Nicht), и вполне справедливо, что настоящее покорение Англии и колоний кофе начало тоже из Германии - во времена Ганноверской династии. Однако не в военном флоте, а в торговом. Кстати, одним из плюсов службы на кораблях Ост-Индской компании помимо всего прочего ежедневную чашку настоящего голландского (а тогда настоящий кофе считали именно яванский, а не индийский, цейлонский или бразильский) кофе (60 мл). с сахаром. Лишь военный флот Соединенных Провинций времен Рюйтера мог себе позволить снабжать экипажи кофейным напитком (жаренные зерна кофе пополам с обжаренным цикорием), все остальные флоты считали нерациональным тратить такие деньги на этот напиток. И наверное это правильно, ведь торговая маржа на поставках кофе составляла от 300 до 1000%, и гораздо выгоднее кофе было продавать, чем снабжать им свои команды.
Основными поставщиками кофе в 1730-1760-х годах стали Голландия (знаменитый яванский кофе), Франция (Гаити и Матриника) и Англия (ямайский кофе "Маунтин Блю"). Дело дошло до того, что престарелый уже Фридрих Великий в 1777-м разразился гневной филиппикой: "Все возможности для употребления кофе должны быть запрещены. Его Величество,так же как и его доблестная армия были воспитаны на пиве, именно пиво - наш напиток! Многие битвы Семилетней войны Его Величество выиграл солдатами, в рацион которых входило именно пиво, а не богомерзкий кофе. И король не верит, что в случае новой войны солдат, фанатеющий от кофе, сможет нести все тяготы службы".
Помимо дороговизны возникала та же проблема, что и с чаем - для ежедневной выдачи горячего напитка 700-800 матросам в течение, скажем, полугода, надо было иметь большие запасы дров или каменного угля, что отнимало полезное пространство на корабле. Перелом произошел в 1760-х годах. Еще в 1710-м году французы изобрели что-то типа нынешних чайных пакетиков, в которые насыпали молотый кофе. Пакетик помещался в кипяток и кофе заваривали до необходимой крепости. Как раз после Семилетки в Роял Неви ввели два новшества - для камбузов на кораблях стал использоваться каменный уголь, и в рацион ввели именно такие одноразовые пакетики со смесью кофе, жженого ячменя и цикория. В таком виде кофейный напиток просуществовал в Королевском Флоте до 1800-х годов. И именно эту бурду пили знакомые нам по книгам Втрубудуев (в простонародье Хорнблауэр) и Обри. Делался кофе очень просто, так же как делаем мы чай в пакетиках - в чайник наливался кипяток и бросались один или два пакетика кофе. В зависимости от предпочтений пили либо "быстрый кофе" (speed coffee, чуть заваренный), либо "сильный кофе" (strong coffee, сильно заваренный).
Новый толчок введению в рацион кофе дала Континентальная блокада. Англичане из-за нее потеряли довольно много рынков сбыта, и чтобы кофе не пропал, его начали массово закупать военные ведомства для моряков и солдат. Примерно в это же время медики выяснили, что кофе активизирует нервную деятельность, повышает реакцию, внимание, дает бодрость. И примерно в одно и то же время английский, французский и американский флоты вводят в рацион кофе, заменяя им алкоголь.
В 1832 году президент Эндрю Джексон приказом №100 вводит в рацион флота ежедневную дозу из 4 фунтов кофе и 8 фунтов сахара (в расчете на 100 человек) вместо одной из двух ежедневных порций виски.
Начиная с 1843 года во французском флоте повсеместно вводится в обиход изобретение Луи Бернара Бабо - это кофе-машина, сделанная на основе пивоваренного аппарата, где разогретая до парообразного состояния вода проходит через уложенный в пакетики молотый кофе. Так появился первый кофе-эспрессо. И именно с этих пор кофе повсеместно входит в рацион всех флотов мира.
Таким образом, ситуация была такой же как и с чаем - как только появились паровые котлы, которые давали помимо работы в двигателях, кипяток, и после того, как появились опреснители, кофе прочно занял место в морской продуктовой корзине.