Конспект с мастер-класса Ливанова (с вопросами)

Oct 22, 2012 15:39


      1)Теория изобразительного искусства (не история искусства и не искусствоведение, а именно теория) направление крайне слабо проработанное. Людей, которые серьезно работали в этом направлении крайне мало и перечесть их можно чуть ли не по пальцам. (Кто кого почитать? Я вот вспомнил Кандинского с его «Точкой и линией на плоскости», которая лично для меня оказалось очень интересной и как я считаю полезной, а больше в голову никто и не приходит)

2)Цветной рисунок - это частный случай использования цвета в графике. Рисунок цветным карандашом техника на границе живописи и графики, позволяющая использовать как живописные так и чисто графические приемы.

3)История развития цветного рисунка.
Изначально рисунок выполнял две основные функции: использовался для эскизов к масштабным произведениям и (во времена отсутствия фотоаппаратов) позволял копировать увиденное на память.
Следующими этапами развития «рисунка как копии чего-либо на память» стала гравюра, которая могла быть неоднократно повторена, а затем эстамп.
Цветной эстамп и цветной рисунок - техники родственные и взаимодополяемые.
Цветной карандаш как самостоятельный материал появился где-то в 19 веке. До начала 20 века был материалом, используемым лишь авторами-любителями и детьми. Исследование его выразительных особенностей художниками не проводилось.
Однако заметим, что ряд принципов, которые легли в развития московской школы цветного рисунка обозначил Сезанн в своих живописных работах, активно используя белизну холста, как яркое выразительное средство.
Первыми художниками, обратившими свое внимание на цветной карандаш, как самостоятельную технику, обладающую большим потенциалом был Малявин.( http://all-drawings.livejournal.com/tag/Малявин). (А вот какие из его работ выполнены с использованием цветного карандаша я не нашел - очень хотелось бы посмотреть)
Практически одновременно с Малявиным данной техникой заинтересовались Истомин( http://all-drawings.livejournal.com/160068.html видимо, в первую очередь это) и Фаворский.( http://all-drawings.livejournal.com/65553.html - видимо это, а еще что-нибудь?)
Именно их можно считать предтече российской/ московской школы (?) работы с цветным карандашом. (Тут я не очень понял, насколько уместно и корректно говорить о московской школе цветного рисунка?)
Продолжали развивать данное направление:
·        Сын Фаворского Никита (тоже где посмотреть  в музее рисунка только ч/б графика)
·        Козулина (кто это? Ничего не нашел ее)
·        Ливанов Андрей (тоже где посмотреть?)
·        Александра Билль ( http://all-drawings.livejournal.com/425823.html и http://all-drawings.livejournal.com/543056.html)
Именно этих людей можно считать основоположниками московской школы (?) цветного рисунка.

4)Стоить заметить, что на цветной карандаш как самостоятельную технику, дающую массу возможностей обратили внимание не только названные выше художники.
Отдельная школа цветного рисунка сформировалась/формируется в США. Ее ярким представителем является Девид Хокни (http://all-drawings.livejournal.com/603883.html#cutid1). Эту школу отличают несколько иные способы использования карандаша, чем те, о которых речь пойдет ниже.
(Тут мне очень хотелось бы чуть больше о школе - какие принципы у нее, кто еще является представителями. Александр Андреевич немного говорил об этом, но не записал я , а придумывать импровизируя не хочу. Да и вообще чуть больше о школах -ведь есть еще кто-то?)

5)Основные принципы Цветного рисунка в рамках московской школы (?)
      1)      Белая бумага-главная драгоценность цветного рисунка.
      2)      В цветном рисунке цвет служит не для передачи «натурных» оттенков объекта, а является еще одним инструментов организации пространства. То есть цвет в цветном рисунке выполняет можно называть «пространственным цветом». (Хотел бы я услышать определение пространственного цвета - не потому что не понимаю, а чтобы еще лучше уложить в голове. Вот что отличает «пространственный цвет» от «натурного цвета»…?)
      3)      В цветном рисунке есть смысл использовать не все цвета, а ограничиться 3-мя, 4-мя цветами. Цветной рисунок - это техника сознательного самоограничения.
      4)      При работе с цветом имеет смысл добиваться максимального наложения всех цветов, с последующим освобождение одного из них.
В данном аспекте хорошо прослеживается родство цветного рисунка с цветным эстампом. Три камня различных цветом - три карандаша. Хорошо, когда по отдельности, глядя на каждый из камней сложно определить, что именно нарисовано, и они создают работу все вместе.

Ливанов, буккаффки

Previous post Next post
Up