вопросы, консультации, сотрудничество:
дипломированный гидрогеолог
Михальчук Николай Николаевич
г. Санкт-Петербург тел. +7 921 776 2366
e-mail: geohydrology@yandex.ru
Вконтакте FacebookДавайте подробно рассмотрим, какие виды разрешительных документов на эксплуатацию водозаборных скважин выдает Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия населения - Роспотребнадзор.
Выполняя свои функции по санитарно-эпидемиологическому надзору в соответствии с требованиями Федерального законодательства, данная структура при выдаче разрешений на использование водозаборных скважин руководствуется четырьмя нормативными документами, которые можно объединить в две группы:
Каждая из групп содержит исчерпывающий перечень требований, при выполнении которых с одной стороны снимаются все вопросы со стороны органов Роспотребнадзора, а с другой стороны удается сохранить качество подземных вод для будущих поколений.
Первая группа (ГОСТ 2761-84, СанПиН 2.1.4.1074-01), как мы уже определили, регламентирует требования к качеству воды, при удовлетворении которым, она может считаться пригодной для питьевого и хозяйственно-бытового использования.
В частности, какой минимальный перечень показателей, а также каково минимальное количество проб воды, которые должны быть отобраны в течение календарного года и проанализированы в аккредитованной лаборатории, необходим для того, чтобы были выполнены требования существующего законодательства.
Важно отметить, что на основании требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в обязательном порядке, должно разработать программу производственного контроля. Данная программа представляет собой руководство к действию по организации контроля качества воды на водозаборе, а также принятию незамедлительных мер, в случае его ухудшения.
Зачастую территориальные отделения Роспотребнадзора дают устные рекомендации по тому, какой перечень компонентов является необходимым и достаточным для соблюдения требований законодательства.
Не являясь ни в коем случае сторонником бюрократии в ее существующем виде, хочу отметить, что руководствуясь такими устными рекомендациями и не разрабатывая программы производственного контроля, в случае возникновения непредвиденной ситуации и ухудшения качества воды владелец водозаборной скважины автоматически становится виновным, т.к. не выполнил требования действующих нормативных правовых актов.
С учетом существующей тенденции к повсеместному ухудшению качества воды, в ближайшее время, наличие данных программ будет предметом проверок Роспотребнадзора и это станет одним из пунктов изменения действующей практики легализации водозаборных скважин.
Теперь давайте перейдем к следующей, ничуть не менее важной, группе нормативных документов, СанПиН 2.1.4.1110-02, СП 2.1.5.1059-01, регламентирующей перечень мероприятий, обязательных для выполнения с целью охраны подземных вод от загрязнения.
К таким мероприятиям в первую очередь относится разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения.
В проекте предусматривается создание вокруг скважины трех поясов ЗСО:
- первый пояс требуется для исключения возможности случайной или умышленной порчи самого водозабора или сооружений, непосредственно к нему относящихся, он назначается нормативно радиусом 30 м для защищенных подземных вод или 50 м для недостаточно защищенных подземных вод. Территория в его пределах должна иметь ограждение и ограничение доступа посторонних лиц. При условии согласования с органами санитарно-эпидемиологического надзора, радиус первого пояса ЗСО может быть сокращен;
- второй пояс служит для защиты водозабора от микробиологического загрязнения. В большинстве случаев, он определяется аналитическим расчетом, при этом главной задачей является доказательство того, что время движения подземных вод к водозабору от источника микробиологического загрязнения больше, чем время выживаемости болезнетворных микроорганизмов;
- третий пояс также определяется на основании аналитического расчета, для доказательства того, что химическое загрязнение не достигнет скважины в течение всего срока ее эксплуатации.
Важно понимать какие исходные данные необходимо иметь на руках до начала разработки проекта ЗСО. К ним относятся:
- минимум годовой цикл результатов анализов качества воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.
- скважины должны быть оборудованы аппаратурой для измерения объемов потребляемой воды, а также необходимо наличие возможности замера уровня воды в скважине. Оптимальным вариантом является установка в скважине пьезометрической трубки, которая позволяет безопасно проводить замеры уровня, исключая возможность зацепов дорогостоящего оборудования за технологическую оснастку скважины, как то фланцы, обвязка насосного оборудования и т.п.;
- едва ли не самым важным пунктом является наличие на момент начала разработки проекта документов, подтверждающих право пользования землей в пределах первого пояса ЗСО
В завершение данной статьи, касающейся позиции Роспотребнадзора при согласовании водозаборных скважин, необходимо обратить внимание еще на один важный момент.
По сути, задача разработки мероприятий по защите подземных вод от загрязнения является чисто инженерной, а если точнее, то гидрогеологической. В органах Роспотребнадзора специалистов-гидрогеологов, на сегодняшний день, не имеется и в большинстве случаев, ими, в конечном итоге согласуется практический любой проект.
Результатом согласований с данной структурой проекта ЗСО является санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации требованиям законодательства. Но это не является конечной целью разработки данного проекта в целом.
Конечная цель разработки проекта - защита водозабора от загрязнения. Она достигается за счет ограничения определенных видов хозяйственной деятельности в пределах поясов ЗСО. Данные пояса, после того, как мероприятия в их пределах будут согласованы с заинтересованными лицами, а именно владельцами земельных участков, на территорию которых они попадают, должны быть нанесены на генеральные планы органов местного самоуправления, после чего мероприятия, предусмотренные в проекте, вступают в законную силу.
Для этого проект ЗСО должен быть утвержден органом местной исполнительной власти, в составе которого специалисты-гидрогеологи, на примере Ленинградской области, присутствуют. И если на стадии разработки и согласования в Роспотребнадзоре недоработки в проекте не были вскрыты, то тут их, скорее всего, заметят и не согласуют проект до тех пор, пока он не будет приведен в соответствие с представлениями о защите источников водоснабжения с позиций гидрогеологии. Таким образом, может возникнуть необходимость в разработке нового проекта ЗСО, а как мы с вами понимаем это нецелесообразно. Поэтому обращайте внимание на то, чтобы разработкой проекта для вас занимались именно квалифицированные специалисты-гидрогеологи.
Кроме этого, если объем водопотребления составляет более 100 кубических метров в сутки, часть проекта, в которой ведется расчет 2 и 3 поясов ЗСО, проходит обязательную государственную экспертизу. В процессе ее прохождения недоработки в проекте ЗСО обязательно будут вскрыты, что приведет к невозможности получения
лицензии на добычу подземных вод.
Сам автор данной статьи уже не единожды получал обращения с просьбой прояснить ситуацию, в которых различные организации сообщали, что проект ЗСО для них разработали, в Роспотребнадзоре согласовали, а вот Комитет по природопользованию его утверждать не хочет и лицензию не выдает. Что делать и как с этим бороться?
К сожалению, на подобные обращения, в большинстве случаев, можно только посочувствовать и порекомендовать, впредь, обращаться к специалистам соответствующего профиля образования, а также ответственности и уровня подготовки. В ситуации, когда вопросы касаются подземных вод - это должны быть только специалисты-гидрогеологи.