А вот вставим-ка мы коленвал от МАЗа в жопу государственному потреотизьму! Который и не патриотизм вовсе, а так... фуфел на жупеле :О)
И немедленно займусь географией. А то и так и расписалсо сегодня, понимаешь....
Итак,
ЖИЗНЬ ЗА ГРАЧЕЙ
К тому моменту, как автобус высадил меня на въезде в Сусанино, я уже не первую неделю был в костромской глубинке.
Несмотря на это, на пути через село в голове царило радостное возбуждение. «Какие перепады рельефа! Край Галичской возвышенности» - делился радостью географический придаток мозга. «Отличные виды для живописцев» - ставил перед фактом придаток эстетический. «Куда ты ведёшь нас, Сусанин-герой…» - затянул было исторический придаток, но тут я решил успокоиться. И зашёл в музей
Местный музей - весьма пафосен, причём вдвойне. Во-первых, официальное его название - «Музей подвига Ивана Сусанина».
А во-вторых, располагается он в той самой церкви, которая изображена на знаменитом пейзаже Саврасова «Грачи прилетели». Да - картина сия была написана здесь.
Многими миллионами копий раньше эта церквушка красовалась на стенах школ, крестьянских и мещанских домов. Между усатых генералов, журнальных вырезок и задумчивых писателей. Лучше всего такая народная популярность говорила о том, насколько удалось живописцу передать душу русской глубинки.
Сам музей… В самом музее можно почерпнуть много нового. Но в моих путешествиях такая информация - только дополнение к натурным обследованиям, к которым я и приступил.
Первым делом хотелось найти ту самую точку, с которой церковь видна так, как на саврасовской картине. Какое-то время я повертелся среди сусанинских домиков, и тут наткнулся на деревья.
Метрах в ста от церкви несколько старых тополей были густо увешаны чёрными птицами. Стояла середина июля, и нельзя было сказать, что грачи прилетели.
«Давно здесь сидим» - как бы объясняли они, смотря на меня фактически в упор. Безусловно, это были прямые потомки тех самых, наиболее известных в России птиц.
После такого сразу решилось, что шут с ней, с точкой: художнику и для вымысла надо место оставлять.
А обойдя с другой стороны церковь, я запечатлел пусть и не гениальный, и без грачей, но всё же пейзаж.
После чего следовало осмотреть наконец уже само село.
Село раньше называлось Молвитино и преуспевало. Сначала здесь плавили железо, а потом валяли войлочные шапки. Валяли, видимо, неплохо, и с товаром ездили по всей России.
Красноречивые свидетели богатства Молвитино - капитальные купеческие лавки и особняки. Их здесь немало.
Впрочем, какая же бочка мёда без ложки дёгтя! В музее я выяснил, что Молвитино в Сусанино переименовали решением партии именно в августе 1939 года, за несколько дней до того, как гитлеровские молодчики и сталинские соколы на пару «раздраконили» Польшу. Не знаю, кому как, а меня покоробило. Но что было - того не вернуть.
Покидая Сусанино, я ещё раз подивился необычности его расположения. Ведь на горе стоит, во все стороны как минимум метров 50 вниз! И вот в одну из сторон - привет грачам! - я и пошлёпал. С рюкзаком и хорошими впечатлениями за спиной.
Село Домнино, в 8 километрах от Сусанино - это та самая колыбель, в которой злодеи якобы едва не задушили народившуюся династию Романовых.
Легенда почти четырёхвековой давности здесь очень даже зрима. Не так давно построили отличное заведение - трапезную «Вотчина Романовых». Кстати, отсюда дружелюбный старичок за умеренную плату может проводить вас к болоту…
Вообще-то я из той категории путешественников, что спят под ёлочкой и едят из котелка. Но всё равно радуюсь появлению «элементов туристической инфраструктуры». Вот ещё бы сделать тут небольшую гостиничку - и Сусанино будет заслуженно «стричь купоны» со своих законных брендов.
До того самого - Исуповского - болота отсюда недалеко, оно хорошо видно из Домнино. И совсем это не болото. Это огромная котловина, размером чуть меньше известных озёр Неро и Плещеево. Да, собственно, не так давно это и было озеро, просто его подзатянуло торфом и сверху выросли чахлые березки с сосенками. В середине - недозаросшие окна воды.
В целом выглядело всё это жутковато. Думалось о том, что утопить тут можно не то что какой-то отряд, а пару дивизий.
…На исходе жаркого дня в воздухе над Исуповским болотом сгущалась гроза и где-то даже уже погромыхивало. Было, конечно же, тревожно.
Решил двинуться по дороге, ведущей в сторону Судиславля - то есть в направлении, противоположном движению поляков. Это обнадёживало, но вот шансов на попутный транспорт у меня не было никаких.
…Дождь так и не пролился, и пришлось долго пылить грунтовкой, пыхтя и потея. И вдруг, выйдя на берег речки Шача, я остановился.
Действительно - чего торопиться покидать сусанинские места, где ещё такие найдёшь?
С такими горками, заводями, с таким болотом? С приправой в виде неизбежных раздумий об известной картине и известном герое?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот очень мне не по нраву любое государственное мифотворчество - хоть путинское, хоть советское, хоть дореволюционное. Понятно, зачем Романовы создали когда-то культ Ивана Сусанина. Сцена с пламенным героем, отдающим при виде польских сабель жизнь за царя - миф, конечно.
Но надо «отделять мух от котлет», и недавно в этом помогла научная находка. В захоронении четырёхвековой давности, совсем не там, где полагалось по легенде, были открыты останки мужчины. С многочисленными следами, как сейчас принято говорить, насильственной смерти.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
…Да вообще ведь очень сомнительно, что стоит отдавать жизнь за царя, каким бы он хорошим ни был!
По мне, так Сусанин шёл на смерть, думая об этих вот холмах, перелесках и даже о грачах.
О своей малой Родине думал; она того стоит.