Оригинал взят у
soglyadatay в
про работу с мигрантами Графический репортаж «Комитет «Гражданское содействие» на выставке «Вперед, к новым берегам! - Миграция как возможность культурного развития» в Нижнем Новгороде.
Этот репортаж о работе Комитета «Гражданское содействие» не закончен.
Прошлой осенью меня, как художника-графика, работающего с социальными темами, пригласили участвовать в проекте «Респект» - книжки комиксов об уважении людей друг к другу, предназначенные для распространения в школах и вузах --
http://www.respect.com.mx/.До этого я оформила левую газету «Что делать?» зарисовками из жизни гастарбайтеров, и организаторы «Респекта» предложили мне продолжить тему и сделать целый документальный комикс. Мне казалось, что мои работы для «Что делать?» слишком напоминают зарисовки «из жизни туземцев»: мой взгляд поверхностен, а мигранты закрыты, между нами дистанция и взаимное недоверие. Значит, чтобы все было правдиво, надо сблизиться с людьми, которые давно и серьезно работают с мигрантами. Самая уважаемая организация, где проходит подобная работа - Комитет «Гражданское содействие» --
http://refugee.ru/. Мне удалось получить в Комитете разрешение документировать их работу: мигранты проходят собеседование с правозащитниками, получают консультации юристов и помощь врачей Комитета.
После месяца работы я собрала необходимый материал. Все это время меня не покидало чувство, что в «Респекте» и даже в Комитете ждут иллюстраций к банальной истине, как тяжело живется мигрантам в России. Когда графический репортаж был почти готов, выяснилось, что спонсоры проекта не готовы дать денег на его печать по цензурным соображениям. Если в комиксах других участников проекта были отцензурированы отдельные моменты (изображение агрессивных хоругвеносцев в комиксе «Побег» Алима Велитова
http://www.respect.com.mx/ru/comix?cid=37, лесбийская история у Тииту Такало
http://www.respect.com.mx/ru/comix?cid=60 и т. д.), то в моем репортаже надо было убрать почти все: про российские законы и суды, про убийства правозащитников, про политических беженцев, про судьбу Стаси Денисовой, оставив только слезоточивые истории о тяжелой доле беженцев и мигрантов. Я отказалась менять что-либо.
К чести организаторов «Респекта» надо сказать, что мне дали показывать наработанный материал в лекционной части проекта. Трудно критиковать «Респект», который даже с отцензурированными комиксами столкнулся с жесточайшей цензурой при попытке распространения своих книжек в школах, вузах и детских домах.
За этот год я убедилась, с какой легкостью социальное искусство превращается в прикладную социалку, за которую различные организации могут получать галочки и отрабатывать гранты. Насколько художнику трудно сохранить свою внутреннюю свободу и не превратиться в иллюстратора тем про униженных и оскорбленных. В конце концов, я хочу оставлять за собой право критического взгляда на любую социальную группу, на любую ситуацию. Что касается цензуры, на мой взгляд, отредактированное социальное искусство однозначно хуже галерейного коммерческого.
Только выстраданные истории, в которых художник отвечает за каждое слово и изображение, могут воздействовать на зрителя. Хороший пример комикс Татьяны Фасхутдиновой, который художница делала более года --
http://soglyadatay.livejournal.com/127150.html#comments. Антон Николаев и я немного помогали советами и видели, с каким напряжением и ответственностью Таня искала нужные образы и слова. Комикс Тани сейчас широко разошелся по интернету, редактор «Воли» Влад Тупикин собирается публиковать его в следующем выпуске, издатель «Запретного искусства» Дмитрий Яковлев запостил его как пример настоящего социального комикса.
Я надеюсь набраться сил и закончить репорт про мигрантов, так, как я считаю нужным.