МОЯ "ПЕРВАЯ ДВАДЦАТКА":
1.Чайковский
2.Рахманинов
3.Beethoven
4.Saint-Saens
5.Шостакович
6.Verdi
7.Паулс
8.Высоцкий
9.Springsteen
10.Макаревич
11.Penderecki
12.Окуджава
13.Пугачева
14.Шевчук
15.Bruch
16.Duke Ellington
17.Brahms
18.Glenn Miller
19.Elvis Presley
20.Mozart
Конечно, может показаться смешным или наивным сравнивать, например, Моцарта и Пугачеву.
Делаю это умышленно. Я сравниваю не их профессионализм, а степень влияния (на меня) в течение некоторого протяженного периода жизни. Влияния на интерес, эмоции.
Пусть Пугачева сейчас уже отошла. Но был период лет в 20...
Так что в таких оценках компромисс между тем, что "сейчас" и тем, что "было". Учитывая, что и вкус со временем меняется. Недавно, например, получил удовольствие от ремикса одного популярного DJ.
О СЕБЕ :
* Любитель и профессионал слышат музыку по разному. И любят, в значительной степени, - разную музыку. Конечно, эта разница зависит от уровня Профессионала и степени подготовленности Любителя.
Я - любитель, подготовленный примерно в «средней» степени.
Взрослым попытался учиться (ф-но). Брал уроки. Поставили руки, гонял Ганона (конечно, первые страницы), читал теорию музыки. По 4-6 часов, каждый день, вечером после работы... Хватило на 3 месяца. И все.
Раньше не пропускал ни одного стОящего концерта в консерватории. Сейчас это дорогое удовольствие. Да и времени катастрофически не хватает.
* Пристрастия в музыке зависят от генов, воспитания, темперамента, здоровья, возраста и др., и пр.
О вкусах - спорят.
ЧТО Я ЛЮБЛЮ, КАК КОЛЛЕКЦИОНИРУЮ :
* В моей фонотеке: 90% академическая (85% - инструментальная, 5% - опера), 3% - джаз, 3% - "мягкий" рок, 3% - поп, 1% -ост.
* Завидую тому, кто услышит 1-й конц или 6-ю симф Чайковского, 2-й или 3-й конц Рахманинова в первый раз. По мне - это вершины, выше нет. Но как слух ими истерзан! Остается очень сожалеть.
* "Мои" певцы: Максим Михайлов, Павел Лисициан, Георг Отс, Ирина Архипова, Целовальник, Иван Ребров, Александр Пятков (всех, кроме Пяткова, слышал, конечно, только в записи). Записей хотя бы приемлемого качества (Kz4- или выше) удалось найти очень немного. А вот Шаляпина, Бурлака, Рейзена, Пирогова, Гмырю не удается.
Не в «восторге» от Хворостовского, Нестеренко.
Оперу слушаю только фрагментами, предпочитаю на русском языке.
* Коллекционированием академического вокала занялся только полгода назад. Так что еще не совсем "в курсе". Но удивительно: при современном уровне качества записи (и возможности грамотно, тактично и незаметно корректировать привлекательность голоса) - новых интересных голосов нет. Впечатление, что всё лучшее - в прошлом.
* Собираю музыку только высокого качества записи. Если даже гений, но писался давно и плохо - не беру.
Некоторые отвергают реставрацию старых записей - "хочу подлинный звук". Но в старых записях он как-раз не имеет ничего общего с подлинным, т.к. еще не делали многоканальной записи, микрофоны и аппаратура были несовершенными, записи затерлись и т.д.
Вы слушали, например, игру Рахманинова, отреставрированную Stahnke? Недавно я услышал - он фантастический пианист! Но это стало понятно благодаря исключительно высокому качеству звука.
Интернет богат, здесь есть все. Но найти кач. запись и лучшее исполнение - на поиск этого и уходит бОльшая часть времени.
* Прослушивая записи своей фонотеки, не меняя теги, в названия файлов я ввожу свои оценки качества записи (Kz) и привлекательности (конечно, на мой вкус) композиции (Pr). Оцениваю по пятибалльной шкале с минусами (-) и плюсами (р = +). Например, Pr4p это Pr4+ (интернет не допускает знак «+», поэтому так).
* В моем компьютере сейчас - 750 Gb музыки. Все записи lossless дублируются в Мр3 (для прослушивания в машине).
НЕ ЛЮБЛЮ. НЕ ВОСПРИНИМАЮ:
Барокко, орган (как самостоятельный инструмент. В ансамблях он бывает хорош!)), клавесин, Стравинского, "русскую" школу теноров (Козловский, Лемешев и т.п.), джаз-латинос, Лагутенко (и подобных), блатняк... (список неполный).
НЕИНТЕРЕСНО (специально перечисляю, в основном, популярные имена - бывает по какой-либо рекомендации скачаешь, послушаешь - «не мое»):
Austin Renee
Benny Carter
Berry
Brian Wilson
Classical Jazz Quartet
Dean Martin
Depeche Mode
Garou
Gila
Hammer
Karunesh
Led Zeppelin
Morgan State University Choir
Mylène Farmer
Planet Earth
Rolling Stones
Shirley Bassey
Хворостовский
Андрей Никольский
Моя оценка ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ музыки (Pr):
Привлекает, если присутствуют:
1. Оригинальная интересная мелодия.
2. Оригинальный интересный ритм.
3. Оригинальная интересная оранжировка (оркестровка).
4. Интересное исполнение
Если в композиции присутствуют какие-либо один, два, три или все четыре пункта, то оцениваю сответственно как Pr4, Pr4p, Pr5- или Pr5. Понятно, что бывает чего-то больше, чего-то меньше. Так что такая схема условна, но она все же позваляет приблизительно "фиксировать" привлекательность (конечно, сугубо личный вкус).
На оценку Pr влияет и степень "заигранности" (на слуху) произведения. Только редкие шедевры её не понижают.
КОРОЧЕ:
Pr5 - шедевр
Pr5- - почти шедевр
Pr4p - оч интересно, обязат слушать
Pr4 - интересно, стоит прослушать
Pr4- - слабовато. Слушать, если это ваш автор
Pr3p - неинтересно, но кое что проскальзывает.
Pr3 - неинтересно
Pr3- - категорически не моё
Pr2 - раздражает
Моя оценка КАЧЕСТВА ЗАПИСИ (Kz) :
Kz5, Kz4р - в большей или меньшей степени - «прозрачность» и «пространство» звука, глубокие басы, чистые высокие. Записи доставляют большое удовольствие
Kz4 - ровный и достаточно широкий частотный диапазон. Вполне можно слушать
Kz4- - есть некоторые недостатки, но можно слушать
Kz3р, Kz3 - недостатки существенны. Стоит слушать только при особом интересе к конкретному исполнению. Это, чаще всего, неотреставрированные записи давних исполнителей (Рахманинов, Шаляпин, ранние джазисты…)
Мои СБОРНИКИ
Нет композиторов или авторов-мсполнителей, у которых все было бы интересно. А у многих - совсем немного.
Музыка для меня не фон и я категорически не хочу слушать посредственное или даже слабо хорошее.
Поэтому из всей выслушиваемой музыки выбираю наиболее интересное (естественно. на мой вкус) и составлю Сборники (в Мр3, каждый объемом на один CD - примерно 6 час звучания. Правда CD, как носитель, уже отходит. Но такой объем пока удобен).
К сожалению случилось такое - "накрылся" жесткий диск, где была академическая инструментальная музыка, переведенная в мр3 (выслушанная, классифицированная - что важно и занимает много времени!). Поэтому по акад. музыке временно составил Сборники только из того, что случайно сохранилось (в мр3) на других жестких дисках.
Мои Сборники (перечень треков каждого Сборника поместил здесь в теме "Музыка - мои СБОРНИКИ"):
01. ВСЕ ЖАНРЫ - лучшее (вар.4) (16.06.12)
02. ДЖАЗ - вар.2 (30.06.12)
03. ROCK, FOLK-ROCK - вар.2 (30.06.12)
04. Заруб. POP - вар.2 (30.06.12)
05. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ неакадемич. - вар.2 (30.06.12)
06. ЭЛЕКТРОННАЯ - Traditional, New Age и близкие -вар.1 (30.06.12)
07. TECHNO и близкие - вар.1 (30.06.12)
08. ОТЕЧЕСТВ. -поп, романсы, шансон -вар.2 (30.06.12)
14. БАРДЫ, туристские песни (20.05.12)
20. АКАДЕМИЧ. инстр. (отд. части) - вар.2 (30.06.12)
25. ГОЛОСА оперные - вар.1 (30.06.12)
26. ОПЕРА - фрагменты - вар.2 (30.06.12)
27. ДУХОВНАЯ (фрагменты) - вар.1 (30.06.12)
28. РУССКИЕ нар. песни и стар. романсы - вар.1 (30.06.12)
29. ВАРИАНТЫ исполнений (опера, рус. песни и др.) -вар.1 (30.06.12)
50. ЧАЙКОВСКИЙ (30.04.12)
51. РАХМАНИНОВ (01.05.12)
52. БРАМС (10.06.10)
ГЕНИИ,КУМИРЫ - МОИ "БОЧКИ МЕДА" И "ЛОЖКА ДЕГТЯ" :
* Классики (Бах и раньше) были в тисках догм и чаще писали по трафарету этих догм, а не вдохновению. Очень часто - никаких чувств, страстей. Ну как можно - Бах - написать скр. конц №1, затем сразу №2, дальше конц. для двух скрипок… Такую одинаковую большую работу может выполнить высокопрофессиональный ремесленник, но не подверженный переживаниям и сомнениям художник.
* Моцарт. В быстрых частях он может и витиевато-изящный, но бесстрастный. Не трогает. Воспринимаю только его медленные части.
* Брамс-симфонист. Мастер красивых оркестровок. В его крупных вещах множество отличных фрагментов. Но смысловой связи между ними нет: можно их менять местами - потери не будет.
Также, как и переставлять целые части. Нет общего замысла. Впрочем, как и чувств - красота без эмоций.
* Штоколов. Голос мощный, природой дан. Но не отшлифован - негибкий, часто излишне тянет. Малочастотное вибрато. Хромает произношение - «о» вместо «а», «у» вместо «о». Раздражает очень заметное самолюбование.
* Козловский, Лемешев... эти слащавые соловьи - ужас! Могу слушать только теноров-итальянцев.
* Долина-джазистка. Тоненький высокий голосок, почти писк - это джаз?
* Chris Rea. Прослушал 49 Альбомов (студийные, компиляционные и т.д.) 1978 - 1910 гг.
«1996 - La Passione» - потрясающий Альбом (и кач записи хорошее)! Появились новые муз идеи, совершенно отличающиеся от всего предыдущего (и будущего). Например, зажигательная «'Disco' La Passione» (обалденный вокал Shirley Bassey!), очень привлекательная «La Passione (Film Theme)», и щедевральная «Horses». Уникальность - композиции этого дльбома больше не включались ни в какие другие сборники.
Немного правда удивляет, как эти вещи, имея такое развитый инструментал, мог создать человек, не имеющий профессионального образования. Скажу иначе: чтобы это исполнить, нужно сначала записать нотами. Крис Ри мог написать партитуру? Или то, что мы слышим под его именем, это на 20% - его личное творчество, а на 80 - талантливых музыкантов его коллектива?
Есть немало интересных композиций, которые ни разу не повторялись, не входили ни в какие "Best", "Gold" и пр. и в эфире Fm-радио не звучат.
Крисом Ри исполнено примерно 450 песен (включая инструменталки). Разнообразия мало. Большинство - повторы одного и того же ритма при отсутствии интересной мелодии. Вот только в гитарной инструментовке он более разнообразен и изобретателен.
* Раймонд Паулс
1995-Cinema. Весь Альбом - это прекрасные темы уважаемого Маэстро. Отличный звук.
1995-На Рождество. - приятные спокойные романтические движения звуков в гармоническом ряду. Почти в одной интонации. Больших мелодий нет.
1996-«Ностальгия». Наверное это лучший альбом Маэстро. Здесь его великие мелодии!
2003-«Rainy Blues» - интересный инструментальный Альбом. (Немного резковато в верхах)
2005-«Раймонд Паулс и Харийс Башс» (ар. джаз. и поп. мел.) - плохое кач записи.
2005-«Zelta 70». Много типично паулсовских ритмов и мелодий, интересных инструментальных мест. Но голоса не слушаются. И (извините!) - язык. Ничего национального, речь только о фонетике. Жаль. Правда, все же преодолели это Anno Domini и Nakts dziesma (шедевр!). А также (из другого альбома) - Kamola Tincja. Так что, видимо, дело прежде всего в самих голосах.
2007-«Raimonds Pauls & Liepaya Symphony Orchestra - Crossroads Where Classics Meet Jazz». Не понравились музыкальные идеи - нет никаких интонационных находок, которыми обычно Паулс как-раз и привлекает. Даже возникает чувство раздражения - зачем портить хорошую музыку? Не интересен здесь и Паулс-пианист. Где то чувство тонкой аритмии, коротких пауз, замирания звука, которые так здорово у него получались?
2009-«Одесса, город колдовской» (инстр вар) - сов. неинтересно.
2010-«Дай Бог». Не получился. Прежде всего голос - непревлекательный (и странный!). Некачественная запись - инструментал забивает солиста. Да и нет интересных мелодий. А также ритмов или аранжировок - все из прошлого.
* Zofka (Альбомы 2000-2008 гг)
Красивый звук, качественные записи и ...
Три первых альбома - как-будто минусовки. В большинстве композиций не хватает солирующего инструмента или голоса. Начинается привлекательно, ждешь развития. А его нет. Интересное начало топчется на месте 4-5 минут, и все.
Или это - как фоновая музыка для выставочных залов. Не больше.
Последние два альбома не отличаются "находками".
Из 5 альбомов - для себя выбрал всего 4 композиции.
* Karuhesh (20 Albums (1987-2009)
Из трека в трек у него идет один неоригинальный ритм и один звуковой ряд (не мелодия). Карунеш не композитор. Он оператор при компьютере.
* Шевчук
В голосе - честный неистовый темперамент, завораживающая тембровая окраска. И у него есть 8-10 великолепных песен.
Но часто другие до «шедевральности» не дотягивают из-за небольших но разнообразных шероховатостей по музыкальной структуре (а часто и по тексту). Впечатление, что если бы рядом поработал профессиональный композитор. Или дать ему послушать на выходе: 3-4 замечания и - было бы здорово!
К примеру - "Небо над озером". Интересно, оригинально. Но чуть-чуть не дотягивает до «шедевра» - немного текстом, немного инструменталом.
* Гвердцители (9 альбомов)
Потрясающий голос! Дрожь пробирает, когда ее слушаешь.
Она любую песню сделает шедевром! Здесь есть все - красота тембра, вибраций, страсть...
Но все это - к ранним записям. Сейчас, к сожалению, голос теряет гибкость.
* «Белый орел»
Давайте честно (или «откроем глаза»). Его достижения - два шедевра - "Как упоительны..." (комп. А. Добронравов) и "Потому что нельзя..." (интересно, кто композитор?), остальное - на три с минусом (правда послушал немного, неинтересно и не стал тратить время).
А под этими шедеврами, в свою очередь, два кита - отличные мелодии и потрясающе чувственный голос Жечкова. Без него они бы не состоялись.
Жечкову многое дано (
http://www.rg.ru/2009/05/21/zhechkov.html ), но, в балансе - минус. Начнутся (если уже не начались) - печенки-селезенки, ни шага без врача, таблетки-уколы и на скором - «под откос».
А ведь есть спасение. Его порок - азарт. Это и использовать. Пусть захочет стать великим певцом. Покупает хороших композиторов, поэтов, музыкантов, студии… и - поет. Что интересно, шансы-то действительно есть им стать.
Но годы идут...
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ и СОКРАЩЕНИЯ в названиях треков моей фонотеки и Сборников:
с - концерт
Kz - качество записи (р = +). Например, Kz4p это Kz4+
Pr - привлекательность композиции
sl - сложная. Музыка, требующая подготовки, соответствующей обстановки и внимания.
SjI - сжимал в Мр3 я сам
iVin - сам оцифровал собственный винил
КО - сделал компьютерную обработку
m - медленный темп музыки
s - средний темп музыки
b - быстрый темп музыки
hi - хорошо известнjt
mi - мало известнjt
ni - неизвестнjt
hni - хорошо известное, но в неизвестном варианте