Наткнулся, совершенно случайно, на полезнейшее и нравоучительнейшее жж-сообщество. Отдельные выставленные в нём экспонаты, без преувеличения, как жемчужины; не могу ими не поделиться с друзьями, но сначала поделюсь, раз уж к слову пришлось, некоторыми своими соображениями относительно антропологии «среднего класса», молодой офисной поросли хилого постсоветского капитализма.
Первое, что поражает при изучении офисного планктона и иже с ним - распространённость стукачества, радостного, убеждённого и добровольного.
В стукачестве обвиняли всегда «совков»; на самом деле, при всём ужасе сталинского периода (может быть, именно благодаря кошмарному опыту тогдашней эпидемии стукачества), заложить ближнего считалось позорным во всех основных общественных моральных кодексах от семейного до дворового. Это было понятно и вездесущему КГБ: сексоты склонялись к сотрудничеству не как банальные стукачи, но как блюстители идеи, сплотители рядов, бойцы невидимого фронта и т.п. Но их занятие всё равно было недостойным, при том, что к коммунистическим идеалам самим по себе относилось с почтением абсолютное большинство.
Новый ябедник рассуждает по-другому. В новой картине мира человек есть производная капитала, имеющегося у этого человека в наличии; собственно, человека заменяет его денежный эквивалент. (Исключительно ёмко написано об этом здесь:
http://tov.lenin.ru/titan/about/neo.htm.) Новое общество чётко структурировано и жёстко иерархизировано. Средний класс, находящийся между двумя его полюсами - абсолютной нищеты и абсолютного богатства, должен быть донельзя педантичен в соблюдении его законов. Ведь эти законы придуманы сильными мира сего и для сильных мира сего, к обслуживанию интересов которых он причастен. Руководствуясь иерархическими законами, можно самому подняться выше в иерархии - а это заветная мечта любого типичного представителя среднего класса.
В то же время для нижестоящих эти законы являются совсем уж невыносимыми, ибо не учитывают их жизненные интересы ни в малейшей степени. Самим положением дел, чтобы выжить, они вынуждены противопоставлять этим законом нечто своё, инстинктивное, животно-человеческое, быдлячье, если хотите. Налицо фундаментальное противоречие между бета и гамма, между средними и низшими.
Однако не только из-за этого противоречия худшими врагами офисного работника являются продавцы-консультанты, курьеры, кассиры, официанты, разносчики пиццы и охранники супермаркетов. Жёсткая иерархия предполагает утверждение вышестоящего за счёт нижестоящего. На меня наорал начальник, не очень-то приятно было чувствовать себя его холопом; что же, вечером оторвусь на официанте - сегодня он мой холоп. Холоп на час.
Итак, производя построение официанта или ябедничая на него ресторанному начальству, я А) действую в полном соответствии с иерархией, что заслуживает поощрения; В) утверждаю своё место в этой иерархии. Я ощущаю себя настоящим героем, доблестным солдатом Системы. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, а уж ради генеральства я и на отца родного настучу. Здесь утрировано, конечно: «корпоративная» психология пока не настолько глубоко пустила корни в миддл-классовом сознании, но если укоренится по-настоящему - куда до новых икон стиля Павлику Морозову, несчастному болтливому пионеру. О расстучитесь, стукачи!
Современный капитализм - капитализм не лавочек, но корпораций, больших человеческих коллективов. Он самозаконен, он саморазвивается, он культивирует собственный человеческий тип. Кроме обожествления правил корпорации, для этого типа характерен абсолютный эгоизм (всецело поощряемый системой: нет лучшего фермента для создания динамичной конкурентной среды) и абсолютная же атрофированность, даже абортированность, эмоций и чувств - следствие искусственности, выхолощенности, оторванности от жизни монотонной офисной работы. Работа эта проделывается день ото дня ни в малейшей степени не ради наслаждения процессом или удовлетворения результатом, но всецело для получения заветного иерархического денежного эквивалента. Вот почему бессмысленно искать сегодня ребёнка, мечтающего стать космонавтом. Впрочем, в агрессивном утверждении своего эгоизма и своего превосходства перед «морлоками», «жлобами» и «быдлом», при проведении ритуала подчинения нижестоящего в соответствии с Законом корпоративных джунглей, проявляется иногда подлинный пафос и подлинная страсть.
Обещанные иллюстрации - в следующей серии.