Пал Вавилон великий с его бесконечным днём

Feb 16, 2012 00:29

У Бродского есть такое четверостишие, которое давным-давно мне прочно запало в память:

«Я бы вплетал свой голос в общий звериный вой
там, где нога продолжает начатое головой.
Изо всех законов, изданных Хаммурапи,
самые главные - пенальти и угловой».

(Иосиф Бродский, «Развивая Платона»Как бы сейчас сказали, это был в некотором смысле «разрыв ( Read more... )

Вечер поэзии, Гиперссылки, Министерство Культуры, Цитатник, Палимпсесты, Бродский, Литература

Leave a comment

Comments 19

fluteast February 15 2012, 20:35:05 UTC
Сет про тот же альбом на ту же тему писал вот что: http://set-chemist.livejournal.com/78221.html

Reply

general_kollaps February 15 2012, 21:02:28 UTC
Я как та пресловутая птица редко дочитывал до конца «Осеннего крика ястреба», к своему стыду. Но круто, этот пост я как-то пропустил.

А тут даже не столько акцент на аллюзию, сколько на то, что от меня что-то скрывают. Уж больно странно у Бродского звучит.

Reply


saliy_vladr February 15 2012, 21:40:04 UTC
Тоже обращал внимание на обе цитаты, и тоже не приходит в голову, как связаны Вавилон и футбол.

Ещё, помнится, цитату из Бродского временами употреблял один из русскоязычных комментаторов серии футсимов FIFA - в начале игры, красного словца ради.

Reply

general_kollaps February 15 2012, 22:00:25 UTC
Эх, в ФИФУ я не играл со времён, наверное, релиза 2001 года)

Все комментаторы Бродского, кстати, аккуратно обходят это четверостишие, предпочитая на Платоне фокусироваться.

Reply


stskiminok February 15 2012, 22:12:02 UTC
Вот что говорит нам справочник Северова:
"В контексте культуры раста Вавилон соответствует Матрице для постпанка или просто государству для марксистов-ленинистов, только гораздо более тотальному, чем могло присниться в самых чудесных снах самому ярому стороннику диктатуры пролетариата. Отличие между этими тремя реалиями, если не вдаваться в ненужные подробности, в том, что диктатура властвует над телами людей, Матрица - над разумом, а Вавилон над душой людей".

От себя могу добавить, что рана, полученная Бобом Марли во время футбольного матча, вызвала меланому, от которой тот и умер. Тем самым строчку из песни можно толковать как "не соприкасайся с западным обществом, а то умрёшь".

Reply

general_kollaps February 15 2012, 22:44:12 UTC
Вот да, у Бродского Вавилон явно библейско-апокалиптический, а у БГ растафарианский, только это одно и то же. Но тогда получается довольно странный образ футбола как «богопротивного» зрелища, аналога Колизейной гладиаторской забавы.

Про Марли отличное замечание, я даже не знал. У него и в склепе, говорят, футбольный мяч.

Reply

fluteast February 16 2012, 05:19:54 UTC
Ну, в принципе, у Бродского этот аналог вполне читается и вне растафарианского контекста - "Я бы вплетал свой голос в общий звериный вой".

Reply

saliy_vladr February 16 2012, 08:26:57 UTC
>> аналога Колизейной гладиаторской забавы

Ну да, а Вавилон и Рим в некотором роде подобны.

Reply


andrey_petykhov February 15 2012, 22:59:26 UTC
как мне кажется, в случае с бг всё проистекает от того, что футбол - просто хорошая метафора для процесса, в котором тебя бьют по голове (ну, в ещё одном, более глубоком метафорическом плане) и направляют в своих интересах. про Бродского подумаю, но, кажется, там тоже не из-за какой-то глубокой связи

Reply

general_kollaps February 15 2012, 23:57:46 UTC
С футболом, например, понятно, но Вавилон-то зачем?

Про Бродского я подумал, что какая-то пеня у Хаммурапи может ассоциироваться с пенальти, но вот угловой это нокаут.

Reply

andrey_petykhov February 16 2012, 00:37:33 UTC
см.выше - персонификация сил зла и угнетения.
про угловой - можно предположить, что он появился для рифмы. ты же читал имя розы?

Reply

general_kollaps February 16 2012, 00:40:53 UTC
Ну, когда это было. Надо перечесть.

Reply


ontumuct February 16 2012, 01:23:23 UTC
в фифе какой-то Уткин это четверостишие часто повторял, ага.

Reply


Leave a comment

Up