По приглашению
yarejka , за что ей огромное спасибо, я попал на экскурсию в глубочайшую шахту Украины. Это просто непередаваемые впечатления, я никогда не спускался и врядле спущусь на такую глубину еще раз. -1315 метров это трудно даже представить.
Шахта «Родина» сдана в эксплуатацию в июле 1972 года. До 1 октября 1989 года как структурное подразделение входила в состав рудоуправления имени Карла Либкнехта..
Разработка этого рудного поля ведётся с 1886 года. На момент 2010 г. шахтостроители 26 участка ОКСа ведут работы по углублению шахтного ствола на отметке 1522 метра. Добыча руды производится на горизонте 1315 метров. Ведутся работы по подготовке к добычным работам на горизонтах 1390 и 1465 метров. Кроме основного ствола «Родина» имеет еще и вспомогательные - «Северная вентиляционная» (обеспечивающая подземных выработок) и запасной ствол - бывшая шахта имени газеты «Правда». Средняя добыча товарной железной руды около 1,75 миллиона тонн в год с процентным содержанием железа 59.50%. Шахта «Родина» считается одной из первых в Кривом Роге шахт по запасам товарной руды и высокому процентному содержанию железа в руде.[Геология|Геологи]] обнаружили запасы товарной железной руды на территории шахты на глубине более 3 километров. Планируется разработка еще двух горизонтов. В начале ноября 2009 года велись переговоры о продаже шахты одному из французских предприятий. Впрочем, шахтой интересовался и интересуется железный гигант и практически европейский монополист предприятие «АрселорМиттал».
На фото: строительство шахты "Родина" 1970год
В 1980 году обрела скандальную известность в связи с обнаружением японскими покупателями в руде шахты золота и ряда других редких элементов. Впоследствии поставки руды в Японию были прекращены, а процент содержания золота советскими специалистами был оценен как не промышленный. Покупателей руды у шахты "Родина"в период ее истории было много, так как те или иные западные фирмы не раз подтверждали содержание в ней тех или иных редких металлов. "Золотую" историю с Японией счтают не такой уж и знаметитой, так как при анализе руды обнаруживались по истине огромное содержание редкоземельных металлов, стоящих на много более чем сама железная руда. На самом деле железорудное сырье ш."Родина" всегда привлекало западных покупателей содержанием иридия, осмия, вольфрама, молибдена, платины, золота, и радиоактивных элемнетов общая масса которых в 25-75 раз привышала стоимость самой товарной железной руды. Западные журналы "Де телеграф" и Нью-Йоркер" вообще не называют шахту "Родина" железорудной шахтой, а отмечают то что через европейские фирмы Америка и Судан извлекают их сырья данной шахты около 12 редких элементов среди которых содержание платины в сырье около 12г на тонну, что очень даже много для платиново-добывающих предприятий. Так же в железорудном сырье ш. Родина индийскими покупателями при переработке найдено 184 наиболее важных в мире самородка золота весом от 0.5 до 24,6 грамм, не считая более мелких самородков
Итак, переодевшись в рабочую одежду, котрую нам выдали для похода мы в сопровождении главного маркшейдера шахты и еще двух рабочих идем к стволу шахты "Правда" для того чтобы спуститься на робочий горизонт.
Железная руда вообще-то черного цвета, но все вокруг шахты покрыто красными оксидами железа. Даже коты и собаки)
На этом комбинате измельченную и обогащенную руду тут же грузят в товарные поезда и она отправляется на экспорт в другие страны. Если приглядеться на фото виден огромный экскаватор занимающийся погрузкой вагонов.
Вместе с шахтерами мы ждем погрузки в клеть для того чтобы спуститься на нужный нам горизонт. Клеть двухэтажная, при спуске на такую глубину приходится несколько раз продувать уши. Ида, спуск и подъем на клети это самое сильное ощущение за весь поход. Во время подъема полностью теряется ощущение реальности, бездонная пропасть, целый подземный город, заброшенные много лет назад горизонты и темные штреки которые проносятся перед глазами... Вобщем это ощущение мне пожалуй не с чем сравнить.
-1315 метров, именно на такой глубине сейчас идут работы по добыче железной руды.
Это основной квершлаг по которому гоняют троллейные электровозы от ствола к забоям, здесь всегда горит свет. Стены покрыты торкрет-бетоном.
Далее квершлаг делится на штреки, котрые ведут к забоям в один штрек электровозы въезжают пустыми и возвращаются гружоными из другого. Все стрелки автоматические, передвижение подземного транспорта видно на карте диспетчера, все очень четко и продуманно. Ошибок быть не должно.
Где рельсы заканчиваются в бой вступает колесная техника, на так понял что это : "В составе проходческого комплекса шахты (на глубине 1390 метров) с 2008 года используется
погрузочно-доставочная машина производства шведской фирмы-производителя горнодобывающей техники «Atlas Сорсо», единственная в пределах «КЖРК»"
Внизу наклонной штольны мы увидели как работают шахтеры. Здесь, здесь за огромной пневматической буровой в забое работают люди, бурят шпуры в которые позже будет заложена взрывчатка. Это тяжелый монотонный ручной труд, каждый день глубоко под землей, на глубине которую трудно даже представить они бурят шпуры, взрывают, вывозят, крепят, опять бурят шпуры...
Грохот стоит такой что не слышно даже что орут тебе на ухо.
После взырыва породу на машине поднимают на верх по наклонной штольне.
Где ее грузят на электровоз и отправляют на выемку к стволу.
Это уже руддвор, где мы около часа дожидались клети. К нам подходили шахтеры идущие со смены.
Дальше нас подняли на вершину копра шахты "Родина" (высота копра 105 метров) Погода стояла отличная и было видно весь Кривой рог. А также все узлы и комплексы шахты с высока.
Дальше мы попрощались с сопровождавшими нас, а также с главным маркшейдером который вручил на память несколько минералов и пошли кушать в столову где я, здоровый кабан 190х80 наесля до отвала очень вкусной пищей за 14грн29коп.
А потом был Криворожский метротрам-парам-пам-пам)