Большое внимание уделялось в крепостях строительству специальных подземных сооружений - минных и контрминных галерей. В источниках XVIIIв. им дается следующее определение: "контрминами, или противными подкопами называются галереи крепостного строения, кои располагаются для воспрепятствования к деланию непреятельских подкопов во время осады и для того, чтобы удобнее можно было вести из них под какое-либо неприятельское укрепление подкоп и, сделав в нем камеры, заряженные порохом, силою оного рвать то укрепление"
Итак, о существовании данного подземного объекта я узнал в 2007м году, после того как мне в руки попал один очень интересный документ. Но тогда я на месте обнаружил стаю бездомных собак и злых охранников стройки и обосравшись кровавыми кирпичами ретировался, посчитав что даное сооружение либо разрушено либо используется в качестве овощехранилища. И вот вчера я краем глаза в передаче про диггеров и подземелья увидел как некий чел работающий в музеее истории киева ведет журналистов в неизвестное мне кирпичное подземелье, естесственно я крепко призадумался где же это. Разобрав старые бумажки место было обозначено, а сегодня и обнаружено в компании с
vova_samodelkin В общем для начала немного истории и теории. План контрмины почти полностью совпадает с чертежом на картинке ниже.
Контрмины располагались паралельно к фасам бастионов и равелинов, а также вдоль контрэскарпа прикрытого пути. Строили их каменными со сводами. Их сооружали одновременно со строительством крепости. "Входы в контрмины устраивали по концам фланков бастиона и в перешейках равелина посредством понижающих ступеней, составляющих лестницы. Гавные переходы контрмин располагали в 5-6 саженяхот одежды вала. Их устраивали, как правило, высотой 6 футов, шириной 4 1\2 фута. Из главных галерей до контрфасов одежды устраивали отрасли на растоянии 8-10 саженей друг от друга, высотой от 4 до 4,5 фута и шириной 2,5 фута.
Вот мы обнаруживаем решетчатую дверь заслоняющую от нас неизведанное подземелье, азарта полные штаны:)
Галереи просторные и просто невероятно чистые, практически нигде нет следов человека. Только приятная серая пыль веков)
Все галереи заканчиваются тупиками с арочными камерами.
После полученого кайфа чистейшей исторички мы уходим)