30 ноября председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что ЕС запускает процесс создания суда над Россией, "специализированного суда для расследования и уголовного преследования российских преступлений". Гинекологиня указала, что в создании этого суда Евросоюз готов работать с "международным сообществом", дабы заручиться "широчайшей интернациональной поддержкой". По словам фон дер Ляйен, "Россия должна заплатить" за "агрессию", "ужасные преступления", "смерть, опустошение и невыразимые страдания".
1 декабря Париж сообщил, что вместе с Брюсселем и Киевом уже ведёт работу над созданием "специального трибунала по преступлениям России на Украине".
14 декабря глава европейской дипломатии Жозеп Боррель посетовал, что идея создания трибунала не нашла единой поддержки руководителей МИД стран Евросоюза на недавнем заседании в Брюсселе: "Я вместе с Еврокомиссией представил предложение министрам, и мы обсуждали его - правда, без конкретного результата".
И тут нарисовался латвийский президент Эгилс Левитс, латышский нацист еврейского происхождения (в 1972-м семейство Левитов уехало из СССР по израильской визе, но в конечном итоге они поселились в ФРГ, где Эгил влился в латышскую наци-эмигрантскую группировку; политвоспитанием молодого обладателя паспорта Израиля занимались экс-сотрудник секретного диверсионного подразделения абвера "Бранденбург-800" Дитрих Андрей Лебер, экс-координатор региональной ячейки НСДАП Борис Мейснер и идеолог латышской версии нацизма Адольф Шилде, который в 1942-м писал: "Оглядываясь на наиболее выдающиеся события прошлого года, мы не можем умолчать о той великой радости, которую мы чувствуем в связи с решением еврейского вопроса в нашей стране").
Левитс выступил с инициативой разместить "международный трибунал для расследования преступлений России" в Риге.
"Был Нюрнбергский трибунал, может быть и Рижский трибунал", - заявил он.
Президент Латвии утверждает, что для подобного трибунала необязательно решение Совета Безопасности ООН: "Это могут сделать и другие организации, например, Совет Европы или просто на основании договора между странами - страны с одинаковым мнением создают такой трибунал. Может быть и гибридная модель, частично это может быть связано с украинским законодательством". По мнению Левитса, "дать юридическую оценку агрессии РФ крайне важно". В том числе для того, чтобы арестовать активы России за рубежом и передать их киевскому режиму.
Ему ответил Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета Безопасности России.
"Что тут можно сказать: чем ничтожнее страна и глупее её лидер, тем выше амбиции. Какой-то недопрезидент марионеточного маленького соседнего государства, не имеющего ни своей армии, ни экономики, собрался судить великую державу - постоянного члена Совбеза ООН, обладающую триадой стратегических ядерных сил. Пусть попробует представить себе последствия, если такая страна обидится на него лично", - сказал Медведев РИА Новости.