Из интервью:
"Я остался с великой страной, тяжело пережил развал Советского Союза. Хотя не могу сказать, что все принимал. Я многое не принимал, но это была моя страна.
...в 1993 году Окуджава выступал в Минске на гастролях, и перед концертом я на ступенях филармонии сломал его пластинку. Собралось около 1000 человек, которые выразили неприятие его отношения к расстрелу Верховного Совета. Во время этих драматических событий были убиты полторы тысячи мирных граждан. А он принял эту трагедию с радостью и удовольствием. Для меня это стало потрясением. Да, много преподнесло сюрпризов то смутное время... Сколько всплыло всякой дряни!
Я никогда не чувствовал к ним ненависти. Не потребовал бы смерти, не желал уничтожить людей, взгляды которых не разделяю. Главное, чтобы они не вредили Отечеству, народу".
"...в страшный 1993 год, когда столкнулись две силы, я, естественно, был не на стороне Ельцина, потому что Ельцин - это разрушение страны, все разрушительные силы стояли за Ельциным. И тогда, когда был расстрелян Верховный совет, а мы с Еременко Николаем Николаевичем и еще с людьми из Белоруссии, интеллигенции и деятели культуры послали телеграмму о примирении, чтобы эти две силы нашли силы в себе не идти на конфронтацию, потому что мы там, в Белоруссии чувствовали, что это кончится плохо, кровью. Мы ощущали это, и предощущение этого было. Но я в то время снимался у Бори Галкина в картине под Ростовом, когда все события произошли, я был на съемках, я рвался в Москву, естественно, я был на стороне Верховного совета, законного органа Российской Федерации. И если бы я был в Москве, я был бы в Верховном совете, и когда произошел расстрел, а иначе это не назовешь, расстрел безоружных людей, и это было доказано. Погибли абсолютно невиновные люди, и погибло их много. И я не верю в те цифры, которые официально были обозначены.Погибли абсолютно невиновные люди, и погибло их много. И я не верю в те цифры, которые официально были обозначены".
"Очень тяжело переживал то время - время разрушений. Из всех щелей полезли какие-то завистники, ниспровергатели. Они отталкивали по-настоящему талантливых людей, скромных и менее защищенных. Я помню, как великого режиссера Сергея Бондарчука на пятом съезде кинематографистов просто "казнили". И кто? В общем-то, серенькие люди, которые, с точки зрения художнического дара, и мизинца его не стоили. Разрушать просто, а вот созидать... Созидают люди глубокие, талантливые. Для этого необходимы огромные душевные силы.
Да, немало проблем и в строительстве нашего Союзного государства. К их решению подталкивает сама жизнь. Много работаю в России и там, бывая в глубинке, вижу: в душе большинства людей страна осталась единой - по крайней мере, Беларусь никто не считает чужой. С другой стороны, есть разного рода элиты, которые свои интересы ставят выше всех остальных. Именно они больше всего противятся нашему союзу".
"Что сегодня объединяет Россию, Белоруссию и Украину? В первую очередь - наша общая история и наш общий трагический путь. Будучи когда-то единым народом, выросшим из единого корня, мы не сохранили нашего единства. Во многом потому, что нам пришлось веками выдерживать внешнее давление, постоянные попытки навязать нам иной образ мысли, иную веру…
И, конечно, сыграла свою роль недавняя эпоха безбожия, которую я воспринимаю с особой болью. Мне трудно это понять. Ведь советская цивилизация содержала в себе столько хорошего, она указывала людям на идеал всеобщей справедливости и равенства, который лежал в основе ее учения… И в то же время я еще в 70-е годы отказался вступать не только в партию, но и в комсомол. Не мог. Я, как и большинство из нас, уже тогда видел, что система прогнила насквозь. К тому же еще в детстве был я крещен своей мамой, а в молодости уже не смог совместить крещение и членство в партии…
Но все-таки крах советской цивилизации - моя боль, ведь я советский человек, я был свидетелем успехов нашего народа, его труда, его созидательных сил. Так почему же все закончилось столь трагически? Почему единая русская цивилизация прожила тысячу лет, а новая советская не прожила и века, хотя положила в свою основу идею всеобщего равенства и справедливости?
Отказ от традиций - вот ответ. Крах старой России был связан с разрушением национальных традиций, рухнувших после того как у них вырвали основу - Православие. Веру в Того, Без Кого на земле ничто не имеет смысла. Без этой скрепы мы уже не могли существовать как единое целое, пытавшаяся заменить ее идея земного равенства не продержалась и восьмидесяти лет.
Мне по-человечески очень тяжко это осознавать. Я смотрю на нашу историю, и мне кажется, что была возможность взаимоувязать идею социальной справедливости и справедливости Божественной. Во многом нам этот шанс давала война. Ведь даже мой отец (а он ох какой партийный был человек! когда меня мать окрестила, жуткий скандал устроил) - даже он признавался, что молился в окопах. Во время войны мы все поняли на какой-то момент, что без Бога на земле ничего не достичь. Но вот отгремела война, и все кончилось… Это было величайшей ошибкой советского руководства - снова начать давить веру, душить Церковь. Это и стало началом конца.
А сегодня мы опять пытаемся препарировать наше прошлое, теперь уже советское. Мы не осмысляем его, а либо попросту игнорируем, либо рисуем исключительно в черных тонах. Мы не стремимся понять его неоднозначности. Но если мы забываем свое прошлое, у нас нет будущего".
"...мне очень нравится ситуация, которая существует в Белоруссии, и я считаю, что именно Белоруссия развивается по тем категориям, по которым я представлял, как должна развиваться Россия... Вы понимаете, мне нравится как спокойно, постепенно развивается Белоруссия. Она, наверное, что-то есть китайский вариант, и мне, конечно, хотелось бы, чтобы так Россия развивалась, спокойно без экстремальных опущений вниз, подъемов, нормально, постепенно, и наверно, реформы привели бы Россию к очень значительному результату, если бы Россия развивалась по тому закону, по какому ведет Белоруссию Лукашенко".
"Для меня профессия актера - возможность самовыражаться. Не ощущаю себя скоморохом или просто человеком играющим. Поэтому вкладываю в каждую роль частицу своего "я". И, конечно, очень внимательно отношусь к роли, которую предлагают. Если понимаю, что в этой работе могу сказать то выстраданное, что совместимо с моей личностью, с моим человеческим опытом, - соглашаюсь. Если этих качеств не вижу - отказываюсь, и достаточно часто. Я не беру все предложения подряд, как делают иные артисты, для которых самоцель - это деньги. На тех, кто до оскомины мелькает во всяческих пошленьких шоу, смотреть уже не могу. А по поводу простоты... Ведь есть простота, а есть простотца. Есть простота, которая хуже воровства, а есть глубинная традиция настоящего искусства. От наших корней, от "Слова о полку Игореве"...
...настало время, когда наш зритель в полной мере ознакомился с когда-то закрытым для него западным кинематографом, в котором наряду с талантливыми фильмами присутствует также море пошлости, бездарности и примитивизма. И этот "мутный" поток хлынул на наши экраны в 90-е годы. Думаю, сегодня наш зритель этого "добра" уже наелся, все-таки он разобрался, что хорошо, а что плохо. Но, к сожалению, отечественный кинематограф за это время утратил многое. Картины зачастую подражательны, потеряны многие традиции лучшего советского кино. Да, и в советские времена были фильмы всякие. Но были и шедевры! Было замечательное, человеческое кино, высокого уровня режиссуры, актерского исполнения, операторской техники. А современный кинематограф во многом не удовлетворяет меня в идейном содержании, он потерял ту простоту и человечность лучших советских картин. Истории придуманные, подчас вымученные, какое-то грубое смакование пороков человеческих. Много элементов разложения, а не позитивного человеческого начала.
К сожалению, и уровень фильмов, посвященных 60-летию Великой Победы в большинстве своем оставляет желать лучшего. "Штрафбат", я считаю, неправда сплошная, такое ощущение, будто войну выиграли штрафники и полублатные люди. А войну выиграл простой крестьянин - белорусский, украинский, русский, на своем горбу вынес все тяготы военного лихолетья. Наверное, чтобы доподлинно живописать в кинематографе победу, в наше кино еще должен прийти новый Сергей Бондарчук, который сможет создать киноэпопею о Великой Отечественной уровня "Войны и мира".
"Да, Каннский фестиваль стал коммерческим, американцы подчинили его себе. А Голливуд уже давно... Еще великий американский актер Марлон Брандо сказал, что Голливуд - в руках евреев, и идеология Голливуда - это не идеология кинематографа, а еврейская денежная идеология.
Кинематограф - искусство державное. В Америке государство, щедро дотируя свое кино, проповедует его средствами и навязывает всему миру свои ценности. Наше государство не помогает кинематографу. И в этой сфере все чаще гуляют теневые деньги, заказывая музыку... Или же мы видим так называемое “кино не для всех”, так сказать, элитарное. Я считаю, что кино надо делать не для узкого круга критиков, которые в большинстве своем люди больные. Кино надо делать для людей, ищущих истину в жизни, ответы на вечные вопросы бытия.
В человеке, мы знаем, есть животное и духовное. И когда художник выражает именно свою духовную суть с помощью каких-то новых форм - это, поверьте, видно сразу. Если же он выматывает на экран, извините, свои кишки, испражняется на виду у всех - это совсем другое. Считаю, нашему кинематографу следовало двигаться по пути Шукшина. Это народное кино".
"...культура всегда должна быть на христианской основе, иначе это сатанинское искусство. Но что такое христианская основа? Это не значит, что человек искусства должен говорить только о Церкви, это даже не значит, что он обязательно все время сам должен быть при Церкви и так далее. Главное - дух его должен быть христианским по сути".
"Время такое, каждый сегодня оказывается перед жестким выбором: продать душу дьяволу или остаться человеком. Идет война за души людей - война не на жизнь, а на смерть".