"Первый министр иностранных дел новой России, свободной и демократической" Андрей Владимирович Козырев родился 27 марта 1951 года в Брюсселе, в семье находившегося в длительной зарубежной командировке инженера (официальная версия). Этнические корни? Типичные для будущего демократа-реформатора. Отец, Владимир Фёдорович - русский, мать - таки да, из этих самых. Андрейка в детстве считался маменькиным сынком, воспринял её черты характера, и даже легко узнаваемой рукопожатной внешностью пошёл в мамашу.
Благодаря доставшимся от мамеле хитрожопым повадкам и папиным знакомствам, Андрейка с ходу оседлал дипломатическую карьеру. В МГИМО каким-то образом сдал документы тогда, когда от остальных их уже не принимали. С однокурсниками, говорят, балагурил, старался быть полезным, угодить по мелочи, внимательно слушал разговоры и постукивал. Активный общественник, как водится. По окончании МГИМО с неимоверной скоростью стал референтом, затем старшим референтом Управления международных организаций МИД СССР ("...был канал, через который меня вытащили из распределения и посадили в МИД. И всё. Это сделали люди, которым это ничего не стоило") и вступил в КПСС. Тут же первая зарубежная командировка. Не в соцстрану, не в Скандинавию даже, - прямиком в Штаты. В Нью-Йорке, по собственному признанию, пережил настоящее "колбасное" потрясение в супермаркете. 1975 год: очарованный нью-йоркским супермаркетом молодой дипломат выбрал нового хозяина. "И вот это обстоятельство привело меня к абсолютнейшему внутреннему диссидентству.У меня не хватило ни смелости, ни пороха стать настоящим диссидентом, там, правозащитником и так далее. Я продолжал работать в МИДе, но чем дальше я стал вдумываться, чем я занимаюсь, что у нас за внешняя политика, чем она занимается, то постепенно у меня всё это стало разрушаться как карточный домик, и я, в конце концов, честно говоря, был просто антисоветчиком".
Позднесоветские времена. Пятая колонна на марше. Козыревоподобных подхватывали и вели, вели, вели в режиме наибольшего благоприятствования. В 80-х Андрейка третий, второй, первый секретарь Управления международных организаций МИД СССР, заместитель начальника, начальник (самый молодой из начальников управлений) УМО МИД СССР. Не вылезал из любимого Нью-Йорка. Участвовал в работе Генассамблеи ООН. Пользовался расположением Шеварднадзе.
По приказу хозяев в одночасье покинул союзный МИД и 11.10.1990 назначен министром иностранных дел РСФСР (впоследствии первый министр иностранных дел РФ). Ельцину Козырева рекомендовал будущий госсекретарь РСФСР Бурбулис.
Всё, что делал Андрей Козырев во главе внешнеполитического ведомства РФ, можно назвать открытым, абсолютным, мерзейшим предательством. Его прозападный фанатизм ввергал в брезгливое недоумение даже некоторых членов ельцинской команды. И в масштабном, и в локальном Андрейка неизменно отстаивал интересы Вашингтона, Тель-Авива, Лондона, Парижа. Лоббист расширения НАТО на Восток. Лоббист сдачи Приднестровья, отказа от защиты интересов русскоязычного населения в ближнем зарубежье. Член рабочей группы по выработке Беловежских соглашений. Инициатор присоединения России к санкциям против Сербии и Черногории, лютый ненавистник сербов. Инициатор отмены резолюции ООН о признании сионизма как разновидности расизма. Лоббист соглашения с США о перевозке и уничтожении ядерных материалов. Настаивал на "обсуждении" вопроса о передаче островов Японии. Гордился позже в интервью: "Мы бросили всех «старых друзей». Перестали поддерживать сирийцев"... Автор "концепции партнёрства", согласно которой после падения коммунизма Россия автоматически становилась младшим партнёром - с колониальным статусом, по сути - западных стран ("зрелое" партнёрство с США, "привилегированное" партнёрство с Францией и т. д.).
Штришок к портрету. Когда образовался ГКЧП, Козырев рванул в Париж (что любопытно, с партбилетом КПСС он на всякий случай не расставался до последнего). Скрытно, не пользуясь услугами VIP-зала аэропорта Шереметьево. Целая тайная операция. По первоначальной версии крысёныша, чтобы организовать на Западе кампанию против ГКЧП с целью поддержки российского правительства. По второй версии, для формирования правительства в изгнании (позднее потвердилось, что никаких поручений на сей счёт он ни от кого не получал).
Андрейкиной отставки требовали Верховный Совет (Хасбулатов, Бабурин, Исаков и др.), вице-президент Руцкой, десятки политических организаций. Того же самого добивались многие в ельциноидных недрах. Но требование американского Госдепа было однозначным: МИД РФ должен возглавлять Козырев.
По словам ельцинского пресс-секретаря Костикова (Перельцвейга), очень бережно к фигуре Козырева относились и европейцы: «Был момент, когда чуть ли не каждый приходящий в Кремль на встречу с президентом высокопоставленный посетитель из Западной Европы просил Б. Н. Ельцина “не сдавать Козырева”. Я не помню, чтобы так ратовали за Е. Т. Гайдара, хотя он тоже слыл западником. В конце концов, Борису Николаевичу это навязчивое заступничество, видимо, изрядно надоело. “Что они так заступаются за Козырева?” - недовольно заметил он однажды».
В своих мемуарах Евгений Примаков вспоминает, как однажды бывший президент США Никсон спросил Козырева о том, каковы интересы новой России. «Одна из проблем Советского Союза состояла в том, что мы слишком как бы заклинились на национальных интересах, - ответил на это Козырев. - И теперь мы больше думаем об общечеловеческих ценностях. Но если у вас есть какие-то идеи и вы можете нам подсказать, как определить наши национальные интересы, то я буду вам очень благодарен».
«Я долго не продержусь, - вспоминает в мемуарах слова министра иностранных дел РФ экс-заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт. - Я устал быть единственным голосом, устал быть единственным человеком в окружении Ельцина, который защищает такие позиции, которые вы, американцы, признали бы приемлемыми».
Летом-осенью 1993 года Козырев деятельно участвовал в создании ельцинского ультралиберального предвыборного блока "Выбор России", в подготовке сентябрьского переворота и расправе над Верховным Советом.
22.06.1994 в годовщину начала Великой Отечественной войны подписал в Брюсселе рамочный документ по участию России в программе НАТО "Партнёрство во имя мира". Имеет прямое отношение к вывозу в Париж 20 тонн бесценных трофейных архивных материалов по масонским организациям Франции и их роли в глобальных закулисных процессах первой половины XX века.
В январе 1996 года в преддверии президентской избирательной кампании силовики (отметим здесь исключительную роль старого Примуса) добились всё-таки увольнения одиознейшего министра.
Геннадий Зюганов: "Это позор России. Были преданы все национальные интересы, которые только мыслимы. Всё, что можно сделать плохого для России, он тогда сумел, начиная от того, что разбежалась половина сотрудников профессиональных в МИДе... Это было редкое убожество, о котором с болью вспоминаешь, что на таких высоких постах вдруг оказываются такие никчемные и бездарные люди, для которых нет ни интересов России, ни народа, ни нашей великой государственности".
«…внешнеполитическая линия новой России под руководством министра Козырева стала вообще откровенно прозападной, безвольной, бесхребетной, а наша дипломатия - просто ущербной… Такие „итоги“ нельзя расценивать иначе, как предательство интересов нашей страны. Тогда на советской дипломатии, одной из самых сильных и уважаемых в мире, был поставлен жирный крест» - Борис Поклад, советский дипломат, чрезвычайный и полномочный посланник I класса, доктор исторических наук.
За время, проведённое Андрейкой Козыревым в кресле министра иностранных дел, стены МИДа покинули более тысячи высококвалифицированных работников.
Какое-то время после отставки он пытался преподавать в МГИМО. Однако студенты бойкотировали его лекции, и профессорский состав игнорировал "первого министра иностранных дел".
В конце концов в МИДе и околомидовском сообществе тщательно зачистили все грязные следы крысёныша.
После Козырев депутатствовал в Госдуме. Играл на рынке ГКО перед финансовым кризисом августа 1998 года. По словам тогдашнего генерального прокурора РФ Скуратова, Андрейка играл с особым азартом и вкладывал в ГКО огромные суммы: «Бывший министр иностранных дел Козырев на этом рынке оперировал миллиардами рублей. Когда возникла его фамилия, начал, как и Чубайс, возмущаться: не играл, мол… навет! Играл! Ещё как играл! Операции-то все расписаны, они все остались в компьютерном банке данных! Как операции Гайдара и других игроков… Эти люди, имея в своих друзьях Чубайса, вполне могли пользоваться инсайдерской информацией».
В 1999 году безусловно поддержал бомбардировки Югославии. Вспомнил о корнях и с удовольствием ринулся в создание, организацию работы Российского еврейского конгресса (РЕК). 16.05.2001 на III съезде РЕКа избран членом Президиума.
В 1998-2000 член Совета директоров американского фармацевтического гиганта "ICN Pharmaceuticals". В 2000-2007 вице-президент международной фармацевтической корпорации ICN - генеральный директор по Восточной Европе. В 2007-12 председатель Совета директоров ОАО АКБ "Инвестторгобанк", близкого к либеральному блоку правительства.
По данным СМИ, всё нынешнее семейство Козыревых, а также бывшая жена и дочь от первого брака (окончила среднюю школу в США и Колумбийский университет) имеют американское гражданство.
С другом Веником
С супругой Еленой
Елена Козырева
.