Владимир Васильевич Назаров всегда умел пристроиться наилучшим, сытнейшим образом. В начале 70-х днепропетровский паренёк оказался в Московском институте культуры, и уже через пару лет студент разъезжал по заграницам (самым что ни на есть капиталистическим) в качестве руководителя ансамбля духовых народных инструментов "Жалейка". Например, участие в парижском театрализованном представлении "Песни и танцы русских революций".
Диссидентством тогда, разумеется, не пахло. Ровным счётом наоборот. К окончанию ВУЗа в 78-м (факультет "оркестровое дирижирование"), Назаров и его "Жалейка" - востребованные работники Москонцерта, лауреаты советских музыкальных конкурсов и XI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Гаване. К тридцати годам он возглавил Ансамбль фольклорной музыки с солистами мирового класса, через год победил с ними на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
Сказать, что он был обласкан властью, - ничего не сказать. Денег куры не клюют. Точнее, утята. Ведь отовсюду доносится в исполнении назаровского ансамбля "На танцующих утят быть похожими хотят, Быть похожими хотят не зря, не зря. Повторяйте все за мной, все фигуры до одной, Все фигуры до одной, кря-кря-кря-кря. Легче танца в мире нет, лучше танца в мире нет, Вам раскрыт его секрет не зря, не зря. Посмотрите, бегемот, неуклюжий бегемот, Вот танцует, вот дает! кря-кря-кря-кря. / На мгновенье надо Детство возвратить. Мы теперь утята, И так прекрасно На свете жить". Чего ж не прекрасно-то?
Ну а после церемонии закрытия XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, после исполнения под чутким руководством Назарова "Ах, карнавал! Удивительный мир...", можно вообще не заморачиваться и чесать по миру. Перестройка, новое мышление, обилие приглашений (Европа, Латинская Америка, США). Звание "Заслуженного" в неполные тридцать семь. Тогда же статус "Государственного" для ансамбля.
..."Государственный ансамбль фольклорной музыки много гастролировал по стране и за рубежом, исполняя музыку и танцы народов мира. Тем не менее, в августе 1991 г. Владимир Назаров был в Москве. Когда утром 19 августа он узнал о начале путча, сразу поехал к Белому дому и первую половину дня возил на своём автомобиле продукты собирающимся на баррикадах. Потом он ездил в аэропорт Шереметьево встречать Мстислава Ростроповича, примчавшегося в Москву. Последующие дни и ночи Назаров вместе с Ростроповичем провёл в Белом доме".
В общем, встретил шустрый конъюнктурщик эпоху дерьмократии с распростёртыми объятиями. Небезуспешно вертелся-крутился. Дружил, кстати сказать, с будущим премьером Касьяновым (дружит до сих пор). К концу 90-х вообразил себя вокалистом (его пение не для слабонервных, кто помнит), записал сольный альбом. При помощи Гвердцители и других старых друзей стал профессором Гнесинки, кафедра хорового и сольного народного пения. В 2000-м награждён премией "Овация" как композитор года и за особый вклад в развитие фольклорного искусства. В 2002-м премия "Овация" за особый вклад в развитие эстрадного искусства.
22 февраля 2002-го министр культуры Швыдкой распорядился о создании на основе назаровского Государственного ансамбля фольклорной музыки Государственного музыкального театра национального искусства (Театра Владимира Назарова) и о передаче ему здания Концертного зала в Олимпийской деревне площадью 18 тысяч квадратных метров. Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 1, Большой зал - 1070 мест, Малый зал - 175 мест, Камерный зал - 230 мест. В том же месяце проведение в стенах театра (под эгидой Министерства культуры РФ) 1-го Международного фестиваля национального искусства стран СНГ.
Дальнейшие вехи, кратко. Конец 2002 - премия "Пилар" за вклад в развитие музыкального национального искусства; премия "Чайка" за лучшее музыкальное оформление спектакля. 2004 - постановка в ГМТНИ (ТВН) мюзикла
"Поминальная молитва, или Скрипач на крыше" (пьеса Горина по мотивам рассказов Шолом-Алейхема) и исполнение в нём роли Лейзера-Вольфа; звание Народного артиста Российской Федерации. С 2005 - преподавательская деятельности в РАТИ-ГИТИС. 2005, 2009 - очередные призы. С 2012 - членство в Совете по Общественному телевидению России.
Идиллия на государственном обеспечении теоретически могла длиться вечно. Но в один прекрасный миг Минкульт затеял рутинную проверку.
«Выявлено невыполнение государственного задания за 2012 год на общую сумму 6 млн 884,2 тыс. рублей. В 2013 году театр не выпустил 1 концертную программу, не провел 11 фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций. На их проведение было выделено из средств федерального бюджета и неправомерно истрачено театром 41 млн 332 тыс. рублей. В театре отсутствует свыше тысячи единиц объектов основных средств, материальные ценности неправомерно списывались. Материальный ущерб составляет около 1 млн 500 тыс. рублей. Выявлены неправомерные выплаты из фонда оплаты труда на сумму 59 млн 764,8 тыс. рублей (в том числе директору, главному режиссеру театра и главному бухгалтеру), серьезные нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда».
Элементарно, милый Ватсон. Коли нет желания отвечать за освоенные бюджетные бабульки, записывайся в жертвы режима. Тут-то Владимира Васильевича понесло. Фейсбучными устами директора-распорядителя театра (по совместительству, назаровской супруги) Лидии Архангельской о "личной неприязни" Мединского, "личной заинтересованности высшего руководства министерства", "заведомо ложной информации", "мифическом госзадании", "от начала и до конца лживом акте министерской проверки", "обысках, клевете, упрёках и обвинениях во всех грехах", "воровстве всей документации отдела кадров и юридического отдела", "разворачивании в социальных сетях активной лживой дискуссии о творческой и художественной несостоятельности театра", "узколобом понимании", "поисках компромата на династию Назаровых", "клеветнических нападках на семью и голословных обвинениях в разбазаривании бюджетных средств", "желании уничтожить театр", "уничтожении человека", "поливании грязью семьи Назаровых" с "целью уничтожения династии Назаровых", "ненависти к Владимиру Назарову и его семье, члены которой являются высококвалифицированными театральными деятелями с профессиональным образованием и неустанными помощниками художественного руководителя, слишком талантливыми и умными". Да-да, цитирую дословно: слишком талантливыми и умными. Градус фейсбучного кипения повышался в сторону знакомой риторики про "внедрение в деятельность театра законов полицейского государства", "всю мощь государственной машины, брошенной на травлю Владимира Васильевича Назарова".
Через какое-то время истеричные женские выплески сменились более глобальными рассуждениями отца семейства. Назаров двинул в радикальную оппозицию, вступил в ПАРНАС к приятелю МихМиху, предъявил Путину за "аннексию-агрессию".
16 декабря 2015 года он
вышел из Совета по Общественному телевидению России (ОТР).
"...в условиях, когда нет гражданского общества, существование ОТР - абсолютно бессмысленная и даже вредная затея, поскольку является ширмой и прикрывает тот непреложный факт, что в стране нет демократии. ...мне кажется, что роль Общественного телевидения России, скорее, выполняет телеканал "Дождь". ...Катастрофически падает уровень жизни, на улицу выходят учителя, врачи, рабочие. Стоят заводы, не работает промышленность, дальнобойщики подошли к Москве. ...Ужасный результат расследования Алексеем Навальным событий в Генеральной прокуратуре РФ, с родственниками генерального прокурора, набрал миллион просмотров. ...Некоторое время назад произошло событие, которое глубоко оскорбило и задело меня лично. Наш председатель Совета при Общественном телевидении, народный артист СССР Олег Табаков позволил себе мерзкие и подлые оскорбления в адрес Украины, в адрес украинцев. ...В тот самый момент, когда Кремль оттяпал у Украины Крым и ведет подлую войну, так называемую гибридную войну, на юго-востоке, на Донбассе и в Луганске, народный артист СССР выступает и посылает месседж Кремлю: "Правильно делаете, ребята! Чего их жалеть-то? Люди они, по-сравнению с русскими, на третьей позиции. Так что молодцы! Я, народный артист СССР Олег Табаков, одобряю мудрую политику Кремля! ...Наши правители приходят и уходят, а вы, артист, остаетесь. И навечно, сколько будут вспоминать вас, вот это вам не простят! Не простят ни русские, ни украинцы. Я считаю себя украинцем и я глубоко оскорблен этим вашим высказыванием откровенно расистского толка. Я понимаю, Олег Павлович, что вы не уйдете в отставку. Более того, будете настаивать на своей правоте. И я считаю вас замечательным актером, но человек вы очень плохой! И я не могу больше работать под вашим руководством в Совете по Общественному телевидению России"
"...Мне никак не могут простить дружбу с Михаилом Михайловичем Касьяновым. Я никогда не делал секрета из своей дружбы с Михаилом Михайловичем Касьяновым, председателем партии ПАРНАС, в которой я состою. Я всегда поддерживал все действия ПАРНАСа. И я очень рад тому, что сегодня произошло такое объединение и Михаил Михайлович возглавил этот список, что Алексей Навальный в нашей партии, по крайней мере - сторонник. .
..Кстати, я часто бываю в Украине. И я считаю, что сейчас телевидение Украины, при всех издержках, при нехватке финансирования и так далее, действительно играет роль рупора общества. Там теперь не существует ни одного государственного канала и есть общественное телевидение.
Владимир Кара-Мурза-старший: И там работают довольно объективные наши коллеги - и Савик Шустер, и Евгений Киселев.
Владимир Назаров: Прекрасные ребята!
...Был же шок в Крыму. Крымчане привыкли к тому, что в случае возникновения проблем они идут на телевидение и говорят, или идут в газеты - и их печатают. И вдруг они пошли на телевидение - а их не слышат, их не передают, их не печатают в газетах. Получается, что в "проклятой Украине" был плюрализм и демократия, а сейчас в России, куда они так стремились, им сразу показали их место, что они - не народ, не общество, а просто масса.
...Я не смотрю канал "Звезда". Но и без "Звезды" хватает каналов, которые бряцают оружием, восхваляют агрессию и разжигают, я считаю, ненависть в обществе. ...Тревогу уже били. Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова организовывали такие письма, они писали президенту именно о градусе ненависти, которая несется с экранов. Но никого не слышат. А раз не слышат, значит, его все устраивает. Значит, сейчас такая установка"
(Радио Свобода, 17 декабря)
"...Я никогда не скрывал своей дружбы с Михаилом Михайловичем Касьяновым, я с ним дружил задолго до того, как он сделал политическую и чиновничью карьеру, стал премьер-министром. Я никогда не скрывал, что именно благодаря ему в 2002 году мы получили это здание, в котором приказом министра культуры Швыдкого был создан Государственный музыкальный театр национального искусства. Возможно, что меня, хотя я не участвовал ни в каких политических мероприятиях вместе с Михаилом Михайловичем, записывали если не в диссиденты, то во всяком случае в артисты, которым не нравится нынешняя власть, все, что они делают. И это чистая правда. Я не занимал активных позиций, но я и нигде особенно не скрывал свою точку зрения.
...Что касается Украины - это моя родина, я там родился, я там вырос, я считаю себя украинцем. Я считаю, что там действительно идет неправедная война, ужасная война. Но скажу, что Украина сейчас показывает пример достоинства, борьбы за свободу. Очень надеюсь, что этот пример будет понят и подхвачен Россией.
- Вы не были в Киеве во времена Майдана?
- Нет, мне уже возраст и болезни не позволяют. Но сердцем я был с ними, сочувствовал всей душой. Я много раз после этого побывал на Украине, скажу вам, что не встретил ни одного проявления вражды. Более того, даже встретил сочувствие, многие из них понимают, что происходит в России. Мы проехали Львов, Одессу, Харьков, Днепропетровск, Новомосковск, Киев. Страна не похожа на фронтовую, страна работает, страна стремится в этой ситуации устоять и выстоять. Страна как никогда сплочена. То есть это действительно настоящий патриотизм в хорошем смысле этого слова. Например, волонтерское движение: достаточно выступить на "Фейсбуке", попросить помощь, сразу же появляются люди, которые создают комитеты и активно начинают помогать. Например, украинскую армию в большей мере содержат волонтеры. Я ездил по детским домам вместе с украинскими артистами, видел, как это все там происходит. Сказать честно, просто я по-хорошему завидовал моим братьям-украинцам. То достоинство, которое появилось сейчас в обществе, та тяга к свободе, тот жесткий контроль власти. Я здесь в России говорю, услышав какую-то критику в адрес Порошенко или Яценюка: ребята, если бы вы послушали, что говорят в Украине в адрес своих вождей, у вас бы уши свернулись. Они настолько внимательны ко всем проявлениям негативного, того, что отходит от принципов Майдана, сразу же бросаются и начинают прессовать свою власть, с тем чтобы она шла в том направлении, которое они все выбрали. А выбрали они путь в Европу.
...Я встретил многих достаточно интеллигентных и умных людей, ушибленных телевизором. Это вызывало во мне оторопь, особенно после Крыма. "А что, Крым наш!" Я говорю: братцы, но воровать же нехорошо. Ей-богу, дикость. Я думаю, что, конечно, это следствие абсолютно жесткой, жестокой пропаганды, которая для меня неприятный сюрприз. Потому что я был уверен, что люди сидят в интернете, телевизор мало кто смотрит. И вдруг ощутил, что пропаганда не просто работает, а действует даже на людей умных, интеллигентных, начитанных, о которых я никогда бы не подумал, что они способны так зомбироваться. Тем не менее это произошло. Наши деятели телевидения забывают, что уже в мире есть прецедент. Гаагский трибунал судил политиков Руанды за геноцид, и вместе с политиками на скамье подсудимых сидели руководители телеканалов. Нашим руководителям тоже полезно было бы это помнить.
...Что касается Общественного телевидения России, тут у нас заочная полемика будет с Ириной Петровской, которая на "Эхе" сказала, что мною двигала только обида. Хотя не могу отрицать, обида тоже, но в первую очередь я поверил в то, что мы сможем сделать нормальное телевидение. А вся позиция ОТР - это конфликт лучшего с хорошим. Говорили, что на какие-то передачи приглашали Славу Рабиновича. Да, приглашали, смотрел я эти передачи. Что там Славе удалось сказать? Да ничего. Там ор стоял, как на Первом канале.
...Герой, на мой взгляд, - это Алексей Навальный, вот он герой. Я просто старый музыкант, которому надоело молчать, которому надоело бояться. ...Тех, кто испугался, в моем окружении уже нет. Эти люди остались еще после Крыма, тогда уже произошло разделение на "Крым наш" и "Крым не наш". Дальше начался этот ужас на юго-востоке Украины, гибридная война, а теперь наш лидер признал, что все-таки наши военные там есть. Собственно, у нас никакого сомнения не было в этом, но тем не менее. Тогда уже в моем окружении не осталось людей, которые бы думали по-другому. Я стараюсь с такими людьми не общаться, не дискутировать. ...Я бы хотел, чтобы мы прекратили тренировки на живых людях в Сирии, я бы хотел, чтобы прекратилась война на Украине"
(Радио Свобода, 26 декабря)
Возвращаясь к Лидии Архангельской, жене Назарова: загляните на
её страницу. Перепосты в стиле "Сдох заместитель начальника штаба ВДВ, генерал-майор Александр Шушукин. Он возглавлял десантный контингент от РФ в Крымской операции", "Сепаратисты ЛНР привезли массовку попротестовать к блокпосту против страшных репрессий киевской хунты", "Не за горами то время, когда множество раздробленных, нищих республик или деспотичных островков безумия и хаоса, будут просить у процветающей и богатой Украины помощи"...
P.S.
После всех этих заявлений логичной стала бы эмиграция семейства в Бандеростан. Сказал ведь в интервью Радио Свобода: "В моем случае это было бы возвращение на родину. Для меня дверь на мою родину открыта. Я знаю, что я в любой момент могу туда поехать, буду принят со всем радушием. Разумеется, задумывался. Может быть, так и сделаю". Степень щирости, правда, сомнительна (папа Назарова - русский, мать, супруга - евреи), однако самоидентификация ж.
Но нет. Как утверждают знающие люди, неодиссидент вознамерился в наступающем году баллотироваться в Госдуму РФ.