Число кораблей у России

Dec 27, 2020 09:59

Флот  бывает разный. Есть флот морской есть речной, Каждый из них делится на подгруппы: транспортный, технический (обслуживающий, обеспечивающий) , рыбопромысловый, научно-исследовательский, пассажирский. В свою очередь, подгруппы разбиваются на категории. К примеру технический: ледоколы, буксиры, плавучие краны, земснаряды и грунтовозы, водолазные суда и спасатели, технические суда иного назначения. В свою очередь делятся пассажирские суда на суда в водоизмещением до 100 т. от 100 т до 500 т, от 500 т. до 1000 т, более 1000 т. Транспортники делятся на нефтеналивные, водоналивные, накатные грузы, навалочные грузы, генеральные грузы, контейнеровозы. А ведь есть еще военный флот, есть гражданский, а у гражданского есть корабли под иностранным флагом, но контролируемые Россией. Причем, когда говорят под иностранным флагом, то есть судовладельцы офшорных компаний, а есть суда Совкомфлота и Новошипа. Заметим, что суда Совкомфлота часто ходили под иностранным флагом даже в СССР.

Поэтому, когда говорят у России столько то кораблей, надо уточнять какой флот имеют ввиду. Флотов много и они очень разные.
К примеру, наличие морского флота под флагом России на начало 2020 год


Построить все временные отрезки по каждому из флотов, довольно трудная задача. Разные ведомства, разные регистры, но чаще всего встречается цифры временного ряда морского транспортного флота. У этого флота наибольший дедвейт. По большому счету, в России к нему надо прибавить 3 млн т. дедвейта остальных морских флотов и 10 млн тонн дедвейта речного флота+военный флот. Примерно 35 млн тонн дедвейта.

К примеру, распределение мирового флота (по дедвейту), 2018 год, включает в себя исключительно морской транспортный и пассажирский флот, без рыбопромыслового и научно-исследовательского, речного всех типов и военного. Россия в этом случае занимает 9 место по числу судов и 19 в мире по дедвейту. Получше Франции, но хуже Германии.  Со всеми типами судов, место будет немного выше, 4-5 по числу судов и примерно 16 место по дедвейту. Еще раз, тут не учитывается наш речной флот в 26 тысяч судов. Но не забываем, что в Китае речной флот 125 тысяч судов.



Много это или мало, С одной стороны есть маленькие страны с давними традициями кораблестроения обладающие громадными флотами типа Греции. Есть ворвавшиеся на этот рынок типа Китая и Южной Кореи. С другой стороны для такой сухопутной страны, как Россия, довольно много, причем это число растет с советских времен, несмотря на то что кораблей в 90-е годы почти не строилось. Да что там мы не умели строить корабли. Основные судостроительные мощности располагались в соцстранах и на Украине с Прибалтикой. У нас остался кусочек военного судостроения. Все пришлось делать сначала, причем когда состояние и возраст оставшегося флота выработало все ресурсы. Закупки за границей уже не спасали, а в новых условиях еще под санкциями вынудили нас пойти на импортозамещение. Впрочем мы спохватились заранее и в марте 2007 была создана госкорпорация АО «Объединённая судостроительная корпорация» аккумулировавшая и модернизировавшая производственные мощности. Впрочем процесс продолжается, и качественный скачок произойдет в 2023-2024 году.

Ответы на вопросы. Почему так мало строят, и почему наши суда плавают под чужими флагами в картинке. Занятие всего 2,5% мирового рынка, автоматически выводит нас на 4 место в лидерах судостроения. 1 место занимает Китай 35 млн т. дедвейта в год,  2 место Южная Корея (34 млн т)  третье место Япония (20 млн т.)  Любая из них может за год сделать весь флот России. Все остальные страны мира делают 8,7 млн т дедвейта в год. По 2% рынка занимают Филлипины и Бразилия , еще 2% вся Европа. На весь остальной мир приходится 2% судостроения.


К началу раздела отрасли между союзными республиками транспортный флот Министерства морского флота (ММФ) СССР включал 1576 судов общим дедвейтом 20 млн т., в том числе судов флота пароходств, находящихся на территории РСФСР, - 836 ед. общим дедвейтом 11 млн т.

При разделе союзного флота нам отошло 50% судов. К сожалению, эта половина оказалась далеко не лучшей. В Северо-Западном и Южном бассейнах Россия лишилась рефрижераторных судов (остались у Латвии), танкеров ледового класса Латвии, морских паромов Латвии и Эстонии, лихтеровозов и большей части пассажирских судов Украины. На Балтике отсутствовал наливной флот, на Черном море - сухогрузный. Аварийно-спасательный флот, дислоцировавшийся в Черноморско-Азовском и Каспийском бассейнах, полностью перешел в собственность Украины, Грузии и Азербайджана. Российский флот остался без танкеров ледового класса, предназначенных для доставки нефтепродуктов в районы Арктики, рефрижераторных судов, морских паромов, пассажирского флота. Средний возраст судов транспортного флота превысил 19 лет .
Все крупнотоннажные верфи достались Прибалтике и Украине

Поскольку по всем флотам составить временной ряд невозможно, поэтому я составил временной ряд чисел судов и грузоподьемности  морского транспортного флота  за 1992-2020 год .
Публикуется впервые. На данный момент морской транспортный флот России по дедвейту, превышает флот всего СССР.



Те же данные в таблице. За 2014-2015 году число судов вставлено прогрессией. Нет данных, кроме докладов О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ за 2015 и 2016 годы, но и там только дедвейт

Речной флот не осилил.
В 1990 году было 44,6 тысяч речных судов со средним возрастом 18,9 лет. На 2016 было задействовано 22,77 тысячи речных судов, средний возраст которых составляет 33 года.

Источники
Морской флот 1992-2007 годы
Морской флот  2001-2008 годы
Морской флот  2009-2013 годы
Морской флот 2016-2020 годы
Морской флот России на начало 2020 года
ОБЗОР МОРСКОГО ТРАНСПОРТА МИРА 2018 год
ОБЗОР МОРСКОГО ТРАНСПОРТА МИРА 2017 год
СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Кандидатская дисертация
СОСТАВ РЕЧНОГО ФЛОТА РОССИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА НАЧАЛО 2011 г.
Строительство морских судов осуществлялось в рамках трёх программ. В результате в 2002-2017 г. было построено 244 единиц морского флота общим дедвейтом 14,9 млн т2. При этом около 80% новых судов для российских компаний строилось на иностранных верфях.

Грузооборот

Previous post Next post
Up