Временная шкала русских писателей (Часть вторая)

Nov 10, 2020 09:24

Начало

«Талантливый человек - это тот, кто может попасть в цель, попасть в которую могут очень немногие. А гений - это человек, который может попасть в цель, которую никто даже не видит».

После мучительных попыток создать временную шкалу в Екселе 2010, даже диаграммы Ганта нельзя сделать, я обнаружил сайт https://time.graphics/editor и там собрал временную шкалу российских литераторов. На графике видно, примерно с 1830 года, по 1940 в каждый момент времени в России жило более 20 талантливых и гениальных писателей. Но с приходом советской власти, и уходом из жизни по разных причинам писателей родившихся еще в Российской империи, поток новых талантов резко пошел на спад, Да что там, они практически прекратили появляться. Еще как то держались поэты, прозаики просто исчезли.


При нажатии кнопки раскрывается в полный размер.

Если к приходу Советской власти в 1917 году в России трудился 21 талантливый или гениальный писатель, из которых 15 советскую власть признали. То к 1985 году, всемирно знаменитых русских писателей осталось только трое,  из которых двое Солженицин и Бродский были изгнаны из страны. На весь СССР остался Сергей Михалков с его знаменитым стихотворением "Анкл Степа - полисмен" написанный еще в 1935 году.  Литература в СССР была полностью убита коммунистами.Одних они довели до самоубийства, да каждую смерть еще можно объяснить какими то личными причинами, но оптом их смерти вызвали вопросы , а статьи  «О поколении, растратившем своих поэтов» печатались только через 60 лет , после гибели Маяковского

"Расстрел Гумилева (1886-1921), длительная духовная агония, невыносимые физические мучения, конец Блока (1880-1921), жестокие лишения и в нечеловеческих страданиях смерть Хлебникова (1885-1922), обдуманные самоубийства Есенина (1895-1925) и Маяковского (1893-1930). Так в течение двадцатых годов века гибнут в возрасте от тридцати до сорока вдохновители поколения, и у каждого из них сознание обреченности, в своей длительности и четкости нестерпимое. Не только те, кто убит или убил себя, но и к ложу болезни прикованные Блок и Хлебников именно погибли. ..."



Других они расстреляли. Вот  список из 463 расстрелянных писателя и еще 267 арестованных, осужденные к ИТЛ, сосланные, покончившие с собой. Конечно не все они были гениями и даже талантами. Но столь большая чистка привела к тому, что после 1940 писатели появлялись в штучных экземплярах, а их качество было никаким. Нет, писало конечно много народа, но гении исчезли. Ведь писать можно было только в одной, уже исписанной вдоль и поперек, литературной области "социалистического реализма", все остальное было под запретом. И литераторы, пишущие в других областях творчества подвергались травле.
«Ахматова является типичной представительницей чуждой советскому народу пустой безыдейной поэзии, а ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, <...> наносят вред делу воспитания молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».

«Думается, что выводы о характере творчества Виктора Дмитриева напрашиваются сами собой, - писал рапповский журнал "На литературном посту". - Творчество этого молодого писателя... идеологически чуждо пролетариату, резко противоположно ему»

Главный советский писатель, в течение почти двух десятилетий фактически руководивший литературой в СССР в своей предсмертной записке писал.

«Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет. Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее! ...Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить...Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена.»

Это эпитафия всей советской литературе была написана в 1956 году, советским руководством была засекречена, но факт остается фактом после 1960 года советская литература умерла, а школа русской словесности была уничтожена коммунистами.

Как обращалась советская власть с последнием гением советской литературы видно из писем Булгакова.

Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных - было 3, враждебно-ругательных - 298. Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской жизни. Героя моей пьесы «Дни Турбиных» Алексея Турбина печатно в стихах называли «сукиным сыном», а автора пьесы рекомендовали как «одержимого собачьей старостью». Обо мне писали, как о «литературном уборщике, подбирающем объедки после того, как наблевала дюжина гостей».

Писали так: «...Мишка Булгаков, кум мой, тоже, извините за выражение, писатель, в залежалом мусоре шарит... Что это, спрашиваю, братишечка, мурло у тебя... Я человек деликатный, возьми да и хрясни его тазом по затылку... Обывателю мы без Турбиных вроде как бюстгальтер собаке без нужды... Нашелся сукин сын, нашелся турбин, чтоб ему ни сборов, ни успеха...» («Жизнь искусства», № 44 - 1927 г.). Писали «о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы» («Комс. правда», 14/Х - 1926 г.). Сообщали, что мне нравится «атмосфера собачьей свадьбы вокруг какой-нибудь рыжей жены приятеля» (А. Луначарский, «Известия», 8/Х - 1926 г.) и что от моей пьесы «Дни Турбиных» идет «вонь» (стенограмма совещания при Агитпропе в мае 1927 г.), и так далее, и так далее...

Спешу сообщить, что цитирую я отнюдь не с тем, чтобы жаловаться на критику или вступать в какую бы то ни было полемику. Моя цель - гораздо серьезнее. Я доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым поручен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать.

Да, можно спорить, насколько верен представленный мной список в прошлом посте и на временной шкале вверху. 60 из 7000 мировых писателей. Красным, советские писатели.


Да, в списке 7000 непропорционально большая доля англосаксов( тех кто список составлял). Но тем не менее, все отображено довольно верно. Плюс-минус пару фамилий ничего не изменят.
К примеру, в коментах мне дали англосаксонский список "1000 романов, которые должен прочитать каждый". Во многом, он совпадает с предыдущим версией, за вычетом поэтов, драматургов, ученых политиков и прочих отклонений от большой литературы. Я выписал из него русскоязычных писателей. Мы видим, точно такой же пустой разрыв между 1962-1996 годами и половина вынуждена была покинуть Россию. За 70 лет советской власти вовремя разрешен без цензуры всего один роман "Жизнь и Судьба".


Писателей в СССР было много, а писали в основном макулатуру. Деревенщики Фронтовики и прочий никому не нужный соцреализм.  А если кто и выдавал шедевр, того обычно выгоняли из страны. По большому счету, русская литература сохранилась только в третьей волне эмиграции из СССР. Если бы не они, школа была бы потеряна.

И наконец, самый главный вопрос, который задают все любители СССР, когда им доказывают, что они  почти в каждой области человеческой деятельности устроили выжженное поле. Дескать, а что там с новыми писателями? вот уже 30 лет прошло могли бы уже на пепелище зацвести цветы. Ноя уже сказал если в в 1917 всемирнопризнаных русскоязычных писателей было 21. То в 1991 всего трое, и те уже исписались. Все пришлось начинать с нуля. Последние фамилии последнего списка Курков и Пелевина это и есть новые цветы русскоязычной литературы. А ведь есть живые и еще плодотворные Акунин, Алексей Иванов, да что там, на ночь глядя упомяну международно признанную Алексеевич. Есть основатели жанра Русское ЛитРПГ,, русские даже имя придумали этому жанру.  А ведь в фантастике было голое место. Даже у поляков в научной фантастике есть всемирно известные Станислав Лем, а в фэнтази Сапковский. В советской фантастике рядом с ними никто  не стоял. Те же Стругацкие испортили себе карму утопией "полдня 22 века".

Литература

Previous post Next post
Up