Расширеный коментарий
Читал текст
Сергея Кортнева про цивилизации фронтира. В целом я согласен с этой концепцией и она мне очень понравилась.
Старые центральные цивилизации, не способны на экспансию. Ее ведут цивилизации фронтира. А в соревновании уже этих пограничных цивилизаций побеждают, те у кого фронтир длинней.
Но с некоторыми мыслями из текста я не согласен.
К примеру
После быстрого освоения прибрежной полосы, американцам достался еще более роскошный открытый фронтир в размере целого континента, за который пришлось вести войну только с несчастными индейцами и слабой Мексикой. «Луизианская покупка, Национальное шоссе и Орегонский путь вместе обеспечили самую масштабную и быструю культурную экспансию в истории человечества. Весь процесс от начала и до конца потребовал меньше 70 лет»
Все было не так быстро. Дело в том, что на начальном этапе колонии в северной Америке попали в географическую ловушку. в которой пробарахтались более 200 лет. И вот только после этого и начались эти 70 лет освоения фронтира.
А произошло это после создания канала Эри. Причем тут совпало многое. И стада бизонов которые ушли на приводные ремни для паровых машин, и самое главное существование долины реки Мохок. Была бы она короче, повыше. и все пошло по другому.
Торговля с Европой определялась течением Гольфстрим. Поэтому английские колонии и основывались на берегу Атлантического океана от полуострова Флорида до реки Святого Лаврентия (голландцы и французы исходили из этих же соображений). Испанцам и Португальцам выше карибского моря основывать колонии было сложней. И они туда не совались
В мае 1607 английские колонисты почти пятимесячного плавания, во время которого несколько десятков умерли от голода и болезней года достигли Чезапикской Бухты.
За 170 лет колонии расплодились по побережью, но вглубь континента так и не пошли. Мешал горный хребет Аппалачи. Поскольку вся торговля шла по рекам и морям. Даже преодолев хребет, колонист выбывал из цивилизации и не мог торговать с ней и пользоваться ее достижениями. Линия фронтира ограничивалась размерами судоходных границ бассейнов рек и имеющимися там полезными ресурсами. К началу 19 века самым крупным городом США была Филадельфия в устье реки Делавэр, ну а все реки 13 новых колоний кончались в горном хребте. .
Единственная река которая проникала в глубь континента была река Святого Лаврентия , но путь по ней преграждал Ниагарский водопад высотой 50 метров.
Но жители колонии Нью-Йорк решили иначе. И в 1817-1825 гг. от притока Гудзона реки Мохок до озера Эри прокопали одноименный канал, что дало Нью-Йорку доступ к Великим американским озерам. Из-за образовавшейся в целом водной системы Нью-Йорк Стейт Бардж Канал (канал Эри с ответвлениями в озеро Онтарио и канал в озеро Шамплейн) у штата Нью-Йорк такая оригинальная форма:
Канал Эри дал Нью-Йорку доступ к Великим американским озерам, бассейну Миссисипи и Великим американским равнинам с их неисчислимыми ресурсами, добыча, переработка и транспортировка которых в Нью-Йорк стали причиной образования в 1830-х гг. и возвышения в 1850-60-х гг. городов Олбани, Чикаго, Детройта и Буффало:
Проложенный в 1848 году
канал Иллинойс-Мичиган связал Чикаго с бассейном Миссисипи, что неимоверно расширило потенциал транспортного коридора "Нью-Йорк-Чикаго". Первоначальный поток ресурсов в Нью-Йорк был сырьевым - мясо, зерно, древесина и т.п., но его все возрастающая мощность вызвала необходимость развития транспорта и перерабатывающих предприятий, поэтому к 1860-м годам в США сложилась диспропорция передового, промышленно развитого Севера и отсталого, сельскохозяйственного Юга.
Ну а дальше началась эра железных дорог, где Чикаго стал главным хабом освоения остальной территории.
Не было бы канала Эри, Аппалачи были бы выше метров на 100 в долине Мохок. Колонии бы застряли на побережье еще лет на 50. И Америку пришлось Бы осваивать через Миссисипи, а ее крупнейшим городом и столицей стал бы Новый Орлеан. Освоение американского фронтира бы задержалось лет на 50. История бы пошла иным путем. Вполне возможно на первое место вышли бы Россия и Аргентина, как нации обладающие большим фронтиром
А с экспансией с Квебека и с Нового Орлеана, Америка стала бы франкоязычной. И международным языком был бы французский.