Дело чести или Из истории женских дуэлей

Apr 16, 2016 21:55


Её характер - сахар со стеклом.
Эмиль Кроткий

Как вы относитесь к женским боям без правил? А к женскому боксу? Сегодня мы думаем, что женские бои - это дань современной культуры и желания доказать, что женщины не хуже мужчин. Эдакие, происки феминисток и лесбиянок. И женщины дерутся исключительно потому, что хотят встать вровень с мужчинами грубым и не естественным для женщины способом.

Женщина должна быть мягкой, слабой и нежной, и она не может быть кровожадной. Так повелось из покон веков и наши современницы, участвующие в женских боях, просто мужеподобные моральные уродины, которые делают такие дела, которые настоящая дама и женщина делать бы постыдилась. Не женское это дело. Дамы так поступать не должны.

А кто вам сказал такую глупость про дам? Наши предки были глупы? В какие времена появилась глупая и беззащитная блондинка, рафинированная мамзель, которая не должна пачкать руки? И тем более пачкать их в крови!

Наивно было бы предполагать, что только в двадцатом веке женщины решились доказывать свое «мы не хуже». Честолюбие - это грех. Но куда честолюбию мужчины до честолюбия женщины? И кто сказал, что женщина не может выбирать себе избранника, а тем более защитить его от посягательств «хищницы», которая посмела даже просто посмотреть на того, кого дама уже записала в свою собственность. Женщинам вообще свойственно желание обладать тем, что не может ей принадлежать, при нормальных условиях.



История зафиксировала огромное количества информации о женских дуэлях, схватках и боях, когда обильно лилась кровь соперниц и даже мужчин, которые усомнились в способности женщин отстаивать свои права.

Совершенно точно установлено, что дамы во все времена не гнушались добывать то, что им хочется при помощи физической силы. Историк Древней Греции Геродот писал о том, как милые греческие женщины собираются в толпы и «дерутся свирепо» на палках. Тяга к риску у древних гречанок была так велика, что они пробирались на Олимпийские игры, на которые женщины не допускались под страхом смерти. Ситуация в Древнем Риме была аналогичной: писатель древности Аммиан Марселлин писал о диких галльских женщинах, которые умеют драться кулаками и ногами, и дерутся не только с другими женщинами, но и с мужчинами. А цивилизованные римлянки, в это время, сражались в женских гладиаторских боях, обожали посещать мужские бани и, вообще, вели разгульный образ жизни.

У благородных и древних викингов существовал интересный обычай, который назывался прогулкой по острову - двух дуэлянтов выпускали на остров с равным оружием, а забирали с остова только одного. Если одним из «гуляющих» была женщина, то мужчины помещали в глубокую узкую яму до пояса, или привязывали одну из рук к телу мужчины. Такой бой считался честным.



Наши древние предки не отставали от цивилизованной Европы. Женские дуэли в Древней Руси были узаконены. Однако наши предки относились к женщинам с большой нежность (если это можно так назвать) и оскорбленная женщина могла выставить вместо себя мужчину (мужа, сына, брата и т.д.), если другой стороной дуэли был мужчина. А если конфликт возникал между женщинами, то на поединок выходили сами женщины.

Все особенности поединка и порядок его проведения прописывался в законодательных документах. Одним из таких документов была Псковская судебная грамота от 1397 года. Милые, ластовые и нежные лапушки дрались дрекольем, рогатинами или дубинами, которые оковывали железом. Иногда, женщины изъявляли желание драться насмерть в рукопашную, т.е. голыми руками.

Средние века сменились Возрождением и Просвещением. В те времена даже мужчины начали стремиться к изнеженности и рафинированности, менестрели воспевали прекрасных дам и любовь. А дамы?



Самые первые сведения о женской, именно, дуэли, т.е., когда современники назвали это не женскими боями или «женщины дерутся, а непосредственно женская дуэль, относятся к 27 мая 1571 , когда в миланский женский монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатных дамы. Дамы попросили у настоятельницы разрешения разместиться в комнате для молитвы. Ничего не подозревающая настоятельница выделила дамам комнату. Как только за служками закрылась дверь, дамы выхватили кинжалы и начали дуэль. Когда встревоженные обитатели монастыря вошли в комнату, то из взору предстала страшная картина: комната была залита кровью. Одна дама была мертва, а другая была тяжело ранена и умирала.



Но еще раньше, в 1552 году в городе Неаполе, две дамы высшего света: Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла, в присутствии маркиза де Васта, устроили дуэль. Дрались дамы из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Эта дуэль настолько потрясла свет, что говорили о этой дуэли очень и очень долго. История превратилась в легенду и испанский художник Хосе Ривера написал в 1636 году картину «Женская дуэль», которая, впоследствии, стала украшением музея Прадо.





Все слышали о кардинале Ришелье, но мало кто знает, что до того, как стать кардиналом, герцог Ришелье был большим дамским угодником и за его благосклонность дамы дрались на дуэли. Известно, что осенью 1624 года графиня де Полиньяк вызвала на дуэль маркизу де Несль. Герцог то бросал графиню, то возвращался, то снова находил другую даму. Графиня де Полиньяк прощала «ветренику» его измены, но не намерена была прощать дамам, с которыми герцог ей изменял или намеревался изменить. Маркиза де Несль тоже была влюблена в Ришенье и когда графиня предложила ей драться приняла вызов, в надежде устранить соперницу. Достоверно известно, что дрались дамы в Булонском лесу. Каким оружием пользовались дамы неизвестно (есть версии и шпаги, и пистолета). Известно, что маркиза де Несль была легко ранена, но крови было много. Так же известно, что когда графиня узнала, что ее соперница ранена легко, она прокричала: «Я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!». Есть еще и вариант того, что сказала раненная маркиза о своей ране и о ветреном герцоге: «О да, он достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах. Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье - сын бога войны и богини любви». Вот такая дуэльная романтика.



Пик моды на женские дуэли пришелся на середину 17 века: Франция, Италия, Англия, Германия - жены легко и непринужденно хватались за шпаги и пистолеты по любому поводу: любовники, мужья, одинаковое платье, небрежное слово, косой взгляд - и прогулка в ближайший лес. Дамы словно сошли с ума в желании поубивать друг друга. Современники отмечают особую жестокость женских дуэлей - они в два раза чаще, чем мужские, заканчивались смертью или тяжелым увечьем. Дело в том, что мужские дуэли имели свои правила, и мужчины были обязаны эти правила соблюдать. Женщины дрались без правил и не было в женской дуэли запрещенных приемов, поэтому дамы позволяли себе смазывать клинки разными составами для того, чтобы раны заживали дольше и были болезненными, а последующие шрамы были уродливыми. Если дамы выбирали пистолеты, то они стрелялись до тех пор, пока одна из них не оказывалась мертвой или тяжело раненной.



А что в России? Женщины часто вспоминают «Домострой», который сделал женщину не свободной. Но он не только сделал ее не свободной, он еще и оградил русских женщин от дуэлей. Петр I отменил «Домострой», но дуэли запретил даже для мужчин. Он считал недопустимым терять людей, которые были нужны государству для трудов ратных.

Однако, женщины уже вырвались на свободу и остановить их было уже невозможно. Дуэли, и особенно женские, стали нормой и особенно во времена Екатерины II. Будущая русская императрица прибыла в Россию уже с опытом дуэлей. Достоверно известно, что в возрасте пятнадцати лет немецкая принцесса Софья Фредерика Августа получила вызов от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт, которой тоже было пятнадцать лет. Нет информации о том, что не поделили две девочки, но точно известно, что они дрались на шпагах. К великому счастью детей, тогда все обошлось без убийства.



И когда Екатерина стала императрицей, женские дуэли в России стали нормой. Русские дамы дрались со смаком и удовольствие: известно, что в 1765 году только придворные дамы участвовали в 20 дуэлях, при этом в 8 дуэлях секундантом была сама Екатерина. При этом императрица была противницей смертельных исходов. Она требовала дуэлей до первой крови. Именно поэтому из 20 дуэлей только три закончились смертью дуэлянток.



Вы наверное слышали о княгине Екатерине Дашковой, которая слыла дамой образованной, умной и утонченной. В 1770 году будучи в Лондоне, в доме графов Пушкиных (граф был русским послом в Англии) в гостях случайно встретилась с герцогиней Фоксон, которая приехала в гости к графине Пушкиной. Дамы мило беседовали в гостиной. Герцогиня Фоксон слыла одной из самых образованных дам Англии и ей очень хотелось побеседовать с самой образованной русской дамой. Образованные дамы общались полчаса и общение плавно переросло в спор. И хотя дамы были хорошо воспитаны и образованы, спор быстро превратился в скандал, и английская леди оскорбила русскую даму. Княгиня подошла к герцогине и попросила последнюю встать. Герцогиня Фоксон встала и получила по физиономии. Так как она была истинной леди, то тут же дала сдачу.



Бедная графиня Пушкина и опомниться не успела, как дамы начали требовать у нее шпаги. Бедная хозяйка пыталась примерить разъяренных красавиц, но успеха не имела. Пришлось ей, как гостеприимной хозяйке вооружить соперниц шпагами и проводить их в сад. Дуэль длилась не долго: англичанка оказалась удачливее и ранила Дашкову в плечо.

Поскольку российские дамы света считали дуэль нормой и даже определенным шиком, то это занятие подхватили и остальные российские дамы. Русские бретерши облюбовали дамские салоны. Только в петербургском салоне мадам Вострухиной в 1823 году состоялось семнадцать дуэлей.



Из сохранившихся записок французской маркизы де Мортене, которая частенько бывала в салоне госпожи Вострухиной, следует: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость направленную на уничтожение соперницы».

Маркиза не любила Россию и ей не нравились русские женщины, поэтому и описывает она их не очень лестно. Можно совершенно точно сказать, что россиянки драться любили, но редко доводили дуэли до убийства. А что касается изящества… Дело в том, что за рубежом дамы дрались с обнаженным торсом, а в последствии, и полностью обнаженными. По мнению маркизы, это придавало дуэли особенную пикантность. Вопрос достаточно спорный. Особенно в наше время.



В целом, информации о женских дуэлях в Росси сохранилось не много, и этому есть объяснение - официально дуэли были запрещены даже для мужчин.

Сохранилась информация о таком трагическом случае: в июне 1829 года состоялась дуэль между помещицами Орловской губернии Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой. Дамы были соседками и постоянно сорились, а в июне указанного года произошла просто генеральная ссора. В результате этой ссоры помещицы вооружились саблями своих мужей, прихватили с собой молоденьких гувернанток и своих четырнадцати летних дочерей встретились в ближайшей березовой роще.

По всем правилам дуэли гувернантки предложили ламам помириться, но дамы начали оскорблять друг друга, а потом схватились за сабли и кинулись в атаку. Дуэль была не долгой: Ольга Петровна получила саблей по голове, но успела ткнуть соперницу саблей в живот. От полученных ран Заварова скончалась на месте, а Полесова умерла сутки спустя. Однако на этом история не закончилась: через пять лет на этом же месте на шпагах дрались дочери помещиц. В результате дуэли была убита девятнадцатилетняя Анна Полесова. А ее соперница, Александра Заварова, занесла эту историю в свой девичий дневник.



Абсолютно нелепой была смерть молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Она была безу3мно влюблена в молодого человека. И так получилось, что рядом с этим молодым человеком оказалась не менее юная леди. Оказалась не в постели или будуаре. Просто на светском рауте. Имя этой юной особы история не сохранила. Малевская, в приступе ревности, вызвала девушку на дуэль и в тот же вечер дамы стрелялись. При том, что обе женщины не имели навыков обращения с пистолетами (по объяснениям женщин-секундантов), юная незнакомка убила Малевскую первым же выстрелом.

Необходимо отметить, что когда дело касалось мужчин, российские дамы оказывались не менее кровожадными, чем леди западной Европы. Дуэли из-за мужчин практически всегда кончались смертью одной из участниц дуэли.



Но женщины не были бы женщинами, если бы они не пошли дальше мужчин. Что значит убить? Унизить и растоптать. Именно женщины придумали дуэли на… ногтях.

Известная писательница Жорж Санд дружила с великим композитором Листом. Была ли это просто дружба или что-то большее, но возлюбленная Листа (графиня Мария д’Агу) приревновала писательницу и вызвала ее на дуэль. В качестве оружия дамы выбрали… ногти. Перепуганный композитор заперся у себя в кабинете, а дамы начали бой. Была зафиксирована боевая ничья, но Санд предпочла больше не встречаться с темпераментной графиней.

Женщины настолько увлеклись дуэлями, что вызывали не только женщин, но и мужчин.



Известен такой случай: в доме молодой красавицы графини де Сен-Бельмон самовольно поселился молодой офицер. Мужчина влюбился во вдову и решил таким образом завоевать сердце красавицы. Графине такая наглость не понравилась и она написала офицеру письмо с требованием объяснить такое вторжение. Офицер письмо проигнорировал и получил вызов на дуэль от шевалье де Сен-Бельмон. От дуэли уклониться невозможно и офицеру пришлось драться. Загримированная мужчиной дама ловко выбила шпагу из рук офицера и после этого призналась, что она не шевалье, а дама. А пристыженному офицеру она сказала: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

Графиня де Сен-Бельмон не только блестяще владела шпагой. Она была благородна.



Такое поведение - простить, в целом, не типично для женщин. Женщины редко прощают мужчин и жестоко наказывают глупцов, которые думаю о женщинах, как о существах слабых.

В архивах сохранилась такая история: молодой человек бросил девушку мадемуазель Лерье. Девушка подкараулила обманщика на одной из улиц Парижа и предложила ему стреляться. Юноша выстрелил в воздух и мадемуазель его убила, разрядив в обидчика пистолет выстрелом в упор.

Особой непримиримостью славилась оперная певица мадемуазель де Мопен, которая не просто дралась с мужчинами, но делала это с особым удовольствием. Все началось с того, что с ней грубо и оскорбительно обошелся ее коллега актер Дюмени. Девушка потребовала от наглеца удовлетворения, но Дюмени просто расхохотался ей в лицо. Тогда взбешенная де Мопен схватила бутафорскую шпагу и начала хлестать ею наглеца. Бой кончился тем, что мадемуазель отобрала у обидчика часы и табакерку. Девушка поверила в себя и решила больше никогда не спускать мужчинам обид. Некоторое время спустя на балу один из присутствующих обидел певицу. Нужно понимать, что сегодня певцы считаются людьми из высшего общества, а в те далекие времена певица не могла претендовать на такое же обращение, как и дама высшего света.

Де Мопен потребовала публично попросить у нее прощения. Дамы возмутились таким требованием и пожелали, чтобы мужчины вывели из зала эту наглую особу. Нашлась и пара глупцов, которые решили сделать дамам приятное. После того, как де Мопен оказалась в парке, она вырвала у одного из мужчин шпагу и предложила им защищаться. И мужчины сделали вторую ошибку. Вместо того, чтобы отобрать у наглой мадемуазель шпагу, они решили, что будет забавно посмотреть на фехтующую даму. Они не знали, что дама серьезно занимается фехтованием и дорого заплатила за свою самоуверенность. А де Мопен спокойно вернулась в бальную залу. Был скандал, но король Людовик (который очень жестоко относился к дуэлянтам) даму простил.



Но справедливости ради нужно отметить, что чаще женщины дрались именно с женщинами. И дело не в том, что с мужчинами вступать в поединок опаснее, чем с женщиной. Это женщин никогда не останавливало. Просто женщины чаще находят поводы для поединка из общения с другой женщиной. И такой повод, с точки зрения мужчины может показаться не существенным, а для женщины это жизненно важно.

В начале двадцатого века состоялась дуэль между женщинами-президентами. С одной стороны - почетный президент Венской музыкальной выставки, принцесса Полина Миттерних, с другой - президент женского комитета этой выставки. Повод - разногласия по вопросам устройства выставки. Одной из секунданток была принцесса Шварценберг. В качестве врача выступила некая баронесса, имеющая ученую степень доктора медицины. Принцесса Миттерних была ранена в нос, но отплатила противнице уколом в руку.

И что тут скажешь. Умницы, принцессы, президенты и… дуэль.



Не стоит осуждать женские бои или о, что называется: «женщины дерутся» и говорить девочкам, что драться нельзя, потому что настоящие женщины так не поступают. История показывает, что именно так они и поступают. Наверное в этом и состоит тайна женщины: милая, нежная, любящая и жестокая, кровожадная, готовая драться и убивать. Загадка, одним словом.

Источник:
Источник:

История, Дамочки и барышни, Общество

Previous post Next post
Up